Открытый урок по литературному чтению "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Войнова Ирина Владимировна

Открытый урок по литературному чтению "Ребята и утята"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 класс.

Тема: Плохие и хорошие качества человека в рассказе М. М. Пришвина «Ребята и утята»

Цель:

  • познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • учить выделять смысловые части, составлять план рассказа;
  • воспитывать любовь к природе, к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:Обучаюшиеся познакомятся  с творчеством М.М.Пришвина, будут прогнозировать содержания текста по его заглавию.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: соблюдать речевой этикет, работать в парах, аргументированно отвечать.

Познавательные: анализировать с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Речевая разминка.

Путаница.

Умный удод метлою удил,

удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами  в речку ныряла.

Что-то наверное было не так.

Что же напутал поэт наш чудак?

- ответьте на вопрос стихотворения.

- Прочитайте стихотворение медленно (с ускорением, с удивлением, сожалением, сердито, весело)

3. Самоопределение к деятельности.

 У детей на парте лежат карточки с заданием. Нужно сделать соотношение авторов и их произведений.

 - что вызвало затруднение?

- Про какого писателя мы еще не знаем?

- Какое произведение мы не читали?

- Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме урока.

1. Рассказ о Пришвине.

4 февраля – День рождения М. М. Пришвина. Прошло 139 лет со дня рождения этого писателя. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

- Обратите внимание на выставку этих книг. Про что писал автор свои произведения?

- Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

  1. Первичное чтение рассказа.

- Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке. Но перед чтением  мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ   подготовленного ученика).

Чирок – свистунок.

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она  весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Читает учитель вместе с детьми.

 – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

– Кто именно?

      – А кто нет?

– Почему?

  1. Словарная работа

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

  1. Физминутка.
  2. Закрепление изученного.
  1. Работа по рассказу.

А) Подготовительная работа

- Прочитайте слова на доске. Сначала по слогам, затем целыми словами:

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

Б) 1часть «Жужжащее чтение»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?

2часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.

– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

В) Работа в парах .

 В карточках задание:

дать характеристику людям в рассказе.

Г. Работа с пословицами

6. Итог урока.

- О каком авторе мы узнали сегодня на уроке?

- Как автор назвал свой рассказ? Почему?

- Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?

 - Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Открытый урок по литературному чтению - С.Маршак "Урок родного языка"

Знакомство  с  произведением  С. Маршака,  с  творчеством  поэта, развитие   умения  выразительно  читать. Развитие  памяти,  мышления, восп...

Открытый урок по литературному чтению М. М. Пришвин «Ребята и утята». (2 класс)

Разработка урока по литературному чтению. + приложение (материал для опережающего задания )...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...