Конспект обобщающего урока по теме "Произведения А.С.Пушкина" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе включает в себя биграфию поэта, строчки из стихов Пушкина, тврческе задание. УМК "Шкла России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок
по литературному чтению
тема:
«Произведения А.С. Пушкина»
(3 класс)
УМК «Школа России».
МОУ СОШ №15
г. Заволжье
учитель Медведева М.А.
Заволжье - 2013
Обобщающий урок по теме:«произведения А.С. Пушкина»
(3 класс)
Цель урока: Обобщить знания детей о творчестве А.С Пушкина.
Задачи урока:
- Познакомить детей с новыми страницами биографии А.С. Пушкина.
- Ознакомить учащихся с основными темами в творчестве поэта.
- Воспитывать у детей чувство гордости, патриотизм.
- Воспитывать у детей любовь к природе, прекрасному.
Оборудование для урока:
- Репродукции с изображением Пушкина, его семьи.
- Газета «За страницами учебника».
- Магнитофон.
- Костюмы.
- Рисунки детей.
- Книжки – малышки.
План урока:
Введение…………. | 3 мин. | |
Биография………... | 7 мин. | |
Стихи……………... | 15 мин. | |
Осень……………… | 6 мин. | |
Зима………………. | 4 мин. | |
Няне………………. | 2 мин. | |
Романс……………. | 3 мин. | |
Сказки…………….. | 9 мин. | |
Инсценировка……. | 3 мин. | |
Восстанови сказку.. | 3 мин. | |
Узнай по рисунку... | 3 мин. | |
Газета…………….. | 1 мин. | |
Итог урока………... | 1 мин. | |
Домашнее задание.. | 1 мин. |
Обобщающий урок по теме «произведения А.С. Пушкина»
На доске: портрет, эпиграф:
«Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков…»
В.Г. Белинский
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…»
А.С. Пушкин
Ход урока.
- Сегодня на уроке мы с вами снова вернемся к произведениям Пушкина, еще раз перечитаем уже известные нам стихи, познакомимся с новыми произведениями.
- Учитель читает эпиграф - так про Пушкина говорил другой русский писатель Белинский.
- Учитель читает второй эпиграф – обсуждение его:
- Что значит буду любезен народу?
- Как вы понимаете слова: «Чувства добрые я лирой пробуждал».
- Что такое лира?
- Что хотел сказать этой фразой поэт?
- Прежде всего, давайте объединим наши знания о Пушкине, как о человеке в одно целое:
- В каком веке жил поэт? (19 век)
- Какую одежду носили горожане того времени? (узкие брюки, сюртук, цилиндр, тросточки)
- Как внешне выглядел Пушкин? (смуглый, кучерявый, черный, прямой нос, бакенбарды, карие глаза)
- А теперь представьте такую картину: идет по дороге Пушкин и размышляет о своей жизни, как и с кем он живет, дружит, чем занимается.
- Выступление ребенка (биография А.С. Пушкина) с показом иллюстраций.
- А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец был майор в отставке) в день праздника Вознесения. Будущего поэта крестили 8 июня в честь святителя Александра, патриарха Константинопольского, в церкви Богоявления (ныне это патриарший собор). Отец Пушкина Серей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками – троюродные брат и сестра. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме (правда собственного дома родители Пушкина не имели, снимали квартиры) собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французской воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивала бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, дядя Пушкина и дальних родственников Бутурлиных – формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз». В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение – Царскосельский Лицей под Петербургом. В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспитание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р. Державина. ДО 1831 г. Пушкин попеременно живет то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском, навещал тверских друзей. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. 18 февраля 1831 в церкви Вознесения Господня состоялось венчание с Н.Н. Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве. В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село – место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». До середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 г. – сын Александр, 1835 г. – Григорий,1836 г. – Наталия. В 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккером и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен. 27 января 1837 г., в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме Волконской на набережной Мойки. Умирал Пушкин так же мужественно как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова. Отпевание его совершилось в церкви Спаса на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного друга поэта А.И. Тургенева и жандармского капитана. 6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.
- Как видите, Пушкин был умным, образованным и очень начитанным, а главное очень одаренным человеком. Нам с вами он пока больше известен как поэт. Александр Сергеевич очень любил русскую природу, очень много стихов он посвятил родным просторам. У него, как и любого человека было свое любимое время года.
- Какое время года нравится вам? Почему?
- Пушкин очень любил осень, именно это время года вдохновляло его на новые произведения, а почему? Давайте попробуем разобраться вместе.
- Пушкин так писал про осень: «Октябрь, уж наступил…»
- Кто знает стихи Пушкина про осень? (стих «Уж небо осенью дышало…»)
- Это начало, середина или конец осени? Докажи.
- Из какого произведения эти строки.
- А что еще Пушкин писал про осень? (стих «Опрятней модного паркета…»)
- Какой месяц описан в этом стихотворении? Докажи.
- Из какого произведения эти стихи? В этом маленьком отрывке можно проследить отношения автора к другим временам года: весна – краса природы, лето – знойное
Ох лето красное, Любил бы я тебя Когда б не зной Да пыль, Да комары, Да мошки… |
- Посмотрите, Пушкин и в том и в другом отрывке говорит о том, что осень – это скучная пора, почему же он так любил именно осень? (красиво, ярко, пестро, спокойно, больше времени для работы, нет балов, развлечений)
- Именно осень – была очень продуктивным временем года в плане творчества. Сам Пушкин писал об этом так (стих «Осень»)
- Очень плавно переходила в зиму, но Пушкина это не огорчало. Кто знает стихи о зиме? (стих «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…)
- Какие строчки подтверждают, что наступила зима?
- Из какого произведения этот отрывок?
- Как поэт передает красоту зимней природы? (деревья в серебре)
- В каком еще стихотворении Пушкин очень красиво описывает зимнюю природу? (стих «Зимнее утро»).
- Какие развлечения дворян описаны в этом стихотворении (катание на тройках).
- Ребята, а кто был первым слушателем и критиком многих стихов Пушкина? Кому он обязательно прочитывал новое стихотворение? (няня, показ портрета).
- И вот одно из своих зимних стихотворений поэт посвятил своей няне (стих «Зимний вечер»).
- Как вы думаете, Пушкин любил свою няню? Докажите.
- А вы знаете, что стихотворение было положено на музыку и получился романс. Сейчас мы его послушаем. Звучит романс в исполнении Погудина.
- Удивительно, но многие стихи Пушкина очень мелодичны, поэтому они стали романсами.
- Но Пушкин писал не только стихи о природе, у него есть стихи, поэмы о любви – с ними мы познакомимся чуть позже, а также сказки. Чем отличаются сказки Пушкина от сказок других писателей, от русских народных сказок (Стихотворные).
- Вот сейчас мы и посмотрим, как хорошо вы знакомы со сказками Пушкина.
- Ребята приготовили для всех небольшой сюрприз. Это инсценировка отрывка из сказки Пушкина, а вот что это за сказка, вам и предстоит угадать? ( Сказка о царе Салтане…).
- Как полностью называется сказка?
- Еще одним заданием будет восстановить последовательность другой сказки и угадать, что это за сказка. («Сказка о мертвой царевне…», детям выдаются иллюстрации к сказке.)
- Домашним заданием для вас было сделать иллюстрацию к полюбившейся сказе Пушкина, а ребята должны угадать и правильно назвать сказку. (дети по очереди выходят и показывают рисунки)
- Проверяем задание у доски.
- Я хочу обратить ваше внимание на газету, которая называется «За страницами учебника». Здесь очень много занимательного материала, который связан с жизнью Пушкина.
- Итак, мы с вами вспомнили сегодня стихи, сказки А. Пушкина. Поэт прожил не долгую жизнь, всего 37 лет, но сколько наследия он оставил своим потомкам – нам с вами. Итак, Пушкин идет по дороге с тросточкой в руке, размышляя о своей жизни. А вот скажите, пожалуйста, каким был Пушкин по характеру.
- Что нового вы открыли для себя сегодня на этом уроке?
Домашнее задание: сделать книжку – малышку по произведениям Пушкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего урока: «Здоровье и безопасность» во 2-м классе с презентацией выполненной в POWERPOINTпо предмету “Окружающий мир», по программе «Школа России»
Конспект обобщающего урока: «Здоровье и безопасность» во 2-м классе с презентацией выполненной в POWERPOINTпо предмету “Окружающий мир», по программе «Школа России» Полный конспект ...
Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме: "Жизнь в городе и селе".
Конспект урока английского языка в начальной школе по теме: "Жизнь в городе и селе"....
Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Страна детства"
Урок построен в соотвествии с технологией модерации и активных методов обучения. В основе урока лежит исследовательская работа четвероклассников....
Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса.
Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса. Презентация....
Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе "Великие русские писатели"
Основная цель урока - обобщение сведений учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений, басен; продолжение работы над разви...
Конспект нестандартного урока по немецкому языку 2-3 класс Тема урока: «Дело о пропавшем алфавите» (Обобщающий урок – повторение)
Форма проведения урока -деловая игра "Детективное агентство"...
Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...