Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Страна детства"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок построен в соотвествии с технологией модерации и активных методов обучения. В основе урока лежит исследовательская работа четвероклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок "Страна детства" | 84.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок по разделу «Страна детства» (4 класс)
Задачи:
- обучающие: повторить и обобщить изученный материал в разделе «Страна детства» (произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» М.М.Зощенко «Ёлка» ), выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения, формировать умение формулировать выводы по результатам исследования;
- развивающие: развивать навыки сравнения, сопоставления, память, логическое мышление, воображение, кругозор, речь обучающихся, тактильную чувствительность, моторику;
- воспитательные: воспитывать любовь к Родине, нравственные чувства у детей –эмоционально-ценностное отношение к миру детства, умение работать в группе, интерес к чтению, умение выслушивать мнение одноклассников, работать в группах, доброжелательность.
Оборудование: глобусы, книжки, интерактивная доска, ванночки с песком, записки, игрушки, песня о детстве, музыка для эмоциональной разминки, индивидуальные салфетки, три таблицы, учебник.
Ход урока
- Инициация
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юркова Светлана Васильевна. Я работаю в школе №2 учителем начальных классов. Чтобы немного узнать о вас, предлагаю поиграть в игру «Добрый день».
Я скажу слова"Добрый день ..." и назову кого- то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Добрый день всем девочкам!...
- Добрый день всем мальчикам!...
- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
- Добрый день всем, кто любит конфеты!
- Добрый день всем, кто любит игрушки!
- Добрый день, кто хочет много знать!
-Добрый день тем, кто любит читать.
- Формирование ожиданий
- Мы начинаем наше занятие, на котором постараемся сделать маленькое открытие.
- Ребята, а чтобы сделать открытие, каким надо быть? (внимательным, наблюдательным, любознательным, думающим…)
- Погружение в тему
- В каждой группе есть глобус. Что такое глобус?
- Что изображается на глобусе?(реки, моря, материки….) Можно найти страны?
-Сегодня мы будем путешествовать и постараемся найти страну, которой нет на глобусе, а как она называется, догадайтесь сами. Для этого вам нужно сложить пазл. (интерактивный)
- Правильно, страна называется детство.
- Ребята, вы играли в игру, которая называется «Друдлы»? Это игра очень хорошо развивает воображение, для открывателей она очень полезна. Внимание на экран.
- Последние три картинки имеют отношение к нашему уроку. Вы догадались, к каким они произведениям? («Как я ловил человечков», «Корзина с еловыми шишками», «Ёлка»)
- Правильно. Что объединяет все эти рассказы? (о детях)
- Проработка темы занятия
- Путешествие
- Поэтому я предлагаю начать поиски страны детства там, где родились эти писатели.
Для того, чтобы отправиться в путешествие, выбираем вид транспорта:
(интерактивные листы, слайды)
(Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное. После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература. Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Скончался в 1938 г.) (слайд Новгород)
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".Паустовский умер в 1968 году в Москве.(слайд Москва)
Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко (28 июля (9 августа) 1894, Санкт-Петербург[1] — 22 июля 1958, Сестрорецк) — писатель, признанный классик русской литературы. Родился в небогатой интеллигентной семье (отец — художник-передвижник, мать — писательница; обремененная семьей, где было восемь детей, она иногда печатала свои рассказы в газете «Копейка»). В 1894 в 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком, командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами. (Слайд Санкт-Питербург)
- Скажите, в какой стране находятся эти города? Можно ли Россию назвать страной детства? Значит мы с вами на правильном пути.
- Исследование
- Теперь проведём небольшое исследование. Исследование будет проходить в группах. Первая группа будет работать с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков», вторая с произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и третья – «Ёлка» М. Зощенко. Задание заключается в том, что в течение 3-5 мин. надо заполнить таблицу, пользуясь текстом. Таблица перед вами. Заполняя первый столбик, вы дадите характеристику гл. героям. Во втором укажите место событий и в третьем коротко запишите главную мысль или идею произведения.(Слайд)
(Работа в группах)
- Представление работ (Зачитывают по группам)
- Скажите, ребята, главные герои, о которых мы говорили могут быть жителями страны, которую мы ищем? Почему?
- Эмоциональная разрядка
- Мы уже очень много с вами сделали. Побывали на родине авторов трёх произведений, провели исследование. А способов поиска очень много. Вспомните, как ищут археологи. (Ведут раскопки) Кстати, это очень результативный способ. Предлагаю тоже покапать, может быть что-то и накопаем. (Звучит музыка)
- Чтобы песочек нам помогал, вежливо поздороваемся с ним. Каждым пальчиком коснёмся, теперь легко коснёмся всей ладонью. Поиграем с песком. Аккуратно возьмите песок в кулачок, посыпьте его, как-будто пошёл песочный дождик. Теперь другой ручкой. Начинаем копать осторожно, не рассыпая песок. Кто, что накопал?
(Игрушки и записки)
-Это маленькие жители песка. Они могли бы быть жителями страны детства? Прочитаем записки, которые они нам оставили. (Дети читают записки)
- Это же слова песни о детстве. Это даже гимн детства. Пока слушаете музыку, протрите свои руки влажными салфетками. (Звучит музыка)
- Подведение итогов
- Итак, мы с вами несколько раз доказали и убедились в том, что страна детства есть. Но, где? Как её показать на глобусе?
(Киплинг «Маугли» родился в Лондоне (Англия), Марк Твен «Том Сойер» в Америке, Чуковский в Санкт-Петербурге, Михалков – в Москве, Джани Родари в Италии)
–Как называется ваша страна детства? Кстати, этой стране детства в этом году юбилей – 50 лет. – Скажите одним словом где страна детства? (везде)
- Это и есть то наше маленькое открытие, о котором мы говорили в начале нашего занятия.
- Как жаль нам взрослым, что мы не можем вернуться в эту страну. Наслаждайтесь этой страной, желаю вам подольше в ней оставаться.
- В заключении нашего занятия вручаю вам в подарок книги, которые сделали мои ученики 4 класса второй школы. (Вручаю книги «Детство»)
- И последнее, прошу добавить лучики к солнышку, если вам занятие очень понравилось – красного цвета, просто понравилось – зелёного цвета и не понравилось – синего. Спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Детство"
Л.Н. Толстой «Детство»....
Урок литературного чтения И.З Суриков "Детство"
Л.Н. Толстой «Детство»....
Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России" Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока и презентация....
Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"
1 класс (ФГОС)...
урок литературного чтения "И. Суриков "Детство"
конспект урока по ФГОС....
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...
Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Толстого;развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...