Буква Ф
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Урок 87 (2 ч.).
Тема: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями букв, слогов и слов;
– формируем умение применять правила правописания на письме;
– формируем умение анализировать слова;
– формируем умение анализировать текст.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний |
_абрика, ли_т, ал_авит, мульт_ильм, ин_орматика, не_ть, гра_ик, ор_ограмма.
– Откройте учебники на с. 140–141. – Рассмотрите страницу. – Давайте составим план урока. Составление плана урока. План (примерный) 3 2
– Что нового мы узнаем сегодня? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Каким кружком обозначим? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. Работа в «Букваре» (с. 140). 1 2 5 6 1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фонарь и фиалка. – Что нарисовано на кубиках? (Фонарь, цветок фиалка.) – Сколько слогов в слове фонарь? (Два.) – Назовите первый слог. – Произнесите первый звук. – Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) 2) Звуко-буквенный анализ слова фонарь выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.) 3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков. 4) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки. 5) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф. – На что похожа буква Ф? Показываем иллюстрацию: Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф. (А. Шибаев) 6) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140). 2. Работа в тетради для печатания (с. 45). Печатание буквы Ф. | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре» (с. 140). 5 6 2 Чтение слогов (с. 140). – Прочитайте слоги. – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом. – В каких словах встретятся эти слоги? – В чём различие слогов верхней и нижней строчки? – Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему? – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Физкультминутка. 3. Работа в «Букваре». 3 7 1 1 Чтение слов. – Просмотрите слова на этой странице. – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.) – Прочитайте слова про себя. – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.) – Прочитайте слова, в которых 1 слог. (Фен, гриф) Что обозначают эти слова? (фен - предмет для сушки волос; гриф - крупная хищная птица). - У слова гриф есть и другие значения: 1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва. - – Найдите и прочитайте слова, которые тоже имеют несколько значений. (Фигура, фыркать) Назовите значения этих слов (фигура в шахматах - король, ферзь, слон, пешка. В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении. Фыркает: 1. С шумом выпускает воздух из ноздрей. 2. Смеётся, производя звук носом, губами. 3. Сердится, выражает недовольство.) – Найдите слово, называющее маленький фонарь. – Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик.) – Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) - Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. – Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.) – Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.) – Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.) – Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.) – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) – В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф. Проверка с самооценкой. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике. Вернемся к игре «Буква потерялась» _абрика, ли_т, ал_авит, мульт_ильм, ин_орматика, не_ть, гра_ик, ор_ограмма. - Какая же буква потерялась в словах? Из первых букв каждого слова составьте новое. (фламинго) - Что обозначает это слово? 5. Работа в группе 3 1 7 1
(На столах у детей карточки со словами, обратная сторона карточки – цветная). - Сейчас вы будете работать в группах. Мы разобьёмся на группы по цвету вашей карточки. (дети разбиваются на группы) - На карточках написаны слова. Каждая группа должна составить из этих слов предложение. НА, ОЗЕРО, ФЛАМИНГО, ОПУСТИЛИСЬ И, РАЗБЕЖАЛСЯ, ПЛАВНО, ФЛАМИНГО, ВЗЛЕТЕЛ ЗДЕСЬ, МЕЛКУЮ, ИСКАЛИ, ОНИ, РЫБЁШКУ ОСТОРОЖНАЯ, ОЧЕНЬ, ПТИЦА, ФЛАМИНГО -Прочитайте предложения. Можно ли назвать этот набор предложений текстом? Почему?
- Как отличить текст от набора предложений? -Попробуем расположить эти предложения так, чтобы получился текст. - Чтение текста. - Как можно озаглавить этот текст?
- Из букв слова «ФЛАМИНГО» составьте новые слова.(флаг, манго, мина, гол, ноги, миг, фон, маг) Работа с учебником.Чтение слов (с. 140). 3 7 1 1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. – Прочитайте слова. – Сколько слогов в этих словах? – Почему? – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) – Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.) – Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.) 2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.) – Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.) 3) – Прочитайте слова последнего столбика. – Есть ли у этих слов что-то общее? – Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) – А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) – Что особенного в написании этого слова? Подчеркните. – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Чтение слов и предложений. 1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения. Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке. 2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок. Фотоаппарат – аппарат для фотографии. Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека. – Что объединяет слова? (Они однокоренные.) – Выделите корень. 2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-. – Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.) – Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.) – Что такое флагшток? (Шест для флага.) – Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.) 3) Чтение предложения. – Какое предложение записано над картинками? Прочитайте. – Соответствует ли предложение картинкам? – Какие слова записаны с большой буквы? – Почему? – Выделите заглавные буквы. – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 3 1 7 1 Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141). 3 1) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. – А кем может работать папа? – Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст? 2) Чтение текста самостоятельно. а) Выявление первичного восприятия. – Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова? б) Повторное комментированное чтение вслух. Папина профессия. Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?) Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!) Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?) Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами. в) Обобщающая беседа. – Какой фрагмент текста изобразил наш художник? – Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.) – Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях. – А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.) – Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.) – А чем увлекается Саша Ефимов? – Прочитайте голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная. г) Проблемный вопрос к тексту. – А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова? – Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа? 3) Работа с текстом после чтения. – Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?
| Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. ТООУ Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙV. Итог | – Что нового узнали? 4 4 – Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? | ТООУ |
V. Домашнее задание (по желанию) | Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Знакомство с новыми звуками и буквой. 2. Звуко -буквенный анализ слов. 3. Чтение слогов и слов. 4. Чтение предложений и текстов. План
Одуванчик длинноногий Встал у краешка дороги. Днём он спит, а ночью нет! И разбрызгивает свет.
Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку ...
Буква потерялась _ абрика , ли_т , ал_авит , мульт_ильм , ин_орматика , не_ть , гра_ик , ор_ограмма
Буква потерялась ф абрика, л ифт, а лфавит, м ультфильм, и нформатика, н ефть, г рафик, о рфограмма фламинго
Фламинго опустились на озеро. Здесь они искали мелкую рыбёшку. Вдруг послашался тихий шорох. Фламинго разбежался и плавно взлетел. Фламинго очень осторожная птица. Фламинго опустились на озеро. Фламинго разбежался и плавно взлетел. Здесь они искали мелкую рыбёшку. Фламинго очень осторожная птица. Вдруг послышался тихий шорох.
фламинго флаг маг манго мина гол ноги миг фон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...