УМК «Гармония» Предмет: Литературное чтение (Букварь №1) Класс: 1 класс |
|
|
|
Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД. Задачи урока: - закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, понятие «ударение», «ударный слог»;
- развивать фонематический слух, память, внимание;
|
- содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
2 Метапредметные регулятивные: - по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
- осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
- выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
познавательные: - разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
- осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
- осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
коммуникативные: - осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Личностные: - способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты: Должны научиться По значкам-заданиям осознавать учебную задачу урока. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Соотносить изображения предметов, их названия и модели слов; группировать слова по их моделям. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить деловой монолог на основе модели. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная. Оборудование: компьютерная презентация, учебник. |
|
|
|
Этап урока | Содержание учебного материала
| Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент. Психологический настрой |
|
|
|
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4 | Урок у нас сегодня очень важный, Начать его мы поспешим, Но вначале мы проверим, Как к уроку вы готовы. Все на парты посмотрите, И скорей на них найдите: Дневник, учебник и тетрадку, А в учебнике закладку. Ручку и карандаши. Все нашли вы? Молодцы. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и …внимательным. 2. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 3. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. Как правильно сидеть |
Эмоциональный настрой.
Вспоминают правила посадки на уроке
Надувают шарик. Произносят чистоговорку |
Л 1
К 2 |
Актуализация знаний и постановка проблемы
|
|
|
|
Слайд № 5
| .Повторение пройденного материала. - Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- На какие 2 группы делятся звуки речи?
- Как произносится гласный звук?
- Чем отличается гласный звук от согласного?
Работа по схеме (по вопросам) слова нашей речи состоят из звуков; звуки бывают гласные и согласные; среди гласных выделяют ударные и безударные.
|
По подсказке значков даётся общая характеристика звуков. Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу
Дают оценку своим знаниям | К 2
П. – 8
Л-4
|
Формулирование темы урока |
|
|
|
Слайд №6 | Послушайте сказку Э. Мошковой. Ля-гуш-ка и Слон Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ–ГУШ–КА. И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога: СЛОН. И это все! И маленькая Лягушка дразнила большого Слона. Но пришла из болота ЦАП–ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ–ГУШ–КУ из трех слогов. Всю! - Почему слон не защитил лягушку? (Она дразнила слона.)
- Сколько слогов в слове «слон»? «Лягушка»?
- Посоветуйте, что можно было сделать слону, чтобы его не дразнила лягушка. (Подобрать себе имя из трех слогов.) То-тош-ка
- Скажите это слово по – разному
- Как это можно сделать?
- Кто догадался чему будем учится на уроке?
|
Слушают сказку. Определяют количество слогов в словах
Подбирают имя из трёх слогов
Произнести слово с разным ударением: На 1 слог, на 2 слог, на 3 слог Определяют с помощью учителя учебные задачи | К – 2
Р-2
К – 1
|
Работа по теме урока |
|
|
|
Слайд №7
| 1.Задания для тренировочной работы серия рисунков на с. 42 букваря - назовите нарисованные предметы
- подберите общее название ко всем картинкам, а для этого кратко ответьте на вопрос: что нарисовано?
Фонетическая работа - произнесите каждое слова так, как надо для выяснения количества слогов («как на стадионе»),
- запишите слова в тетради для печатания слоговыми дугами.
- определите ударные и безударные слоги и гласные звуки
- над соответствующей слоговой дугой поставьте знак ударения, а под другой (или другими) - точку как условное обозначение безударности.
(Слоговыми дугами записываются слова: труба, бубен, скрипка, гитара, барабан, горн.)
Работа по второй серии рисунков - как зовут персонажей, нарисованных в букваре?
- Из каких сказок они «пришли»?
- Имена Золушка, Емеля, Буратино в тетрадях для печатания и на доске запишите сначала чёрточками (с обозначением большой буквы), а затем - слоговыми дугами. Захотите - впишите в них значки гласных звуков
- Как определить сколько в слове слогов?
- покажите ударные и безударные слоги.
ФИЗМИНУТКА Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем Слова ключик, карета) используются для обучения полному (в соответствии с имеющимися знаниями) звуковому анализу. План проведения Фонетического анализа слов - Скажи слово и послушай себя. Если надо, уточни значение слова.
- Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов; обозначь их дугами.
- С удивлением спроси: Это...? Узнай и отметь ударный и безударные слоги.
- Произнеси слово, выделяя первый звук; охарактеризуй его и обозначь. Потом так же выдели, охарактеризуй и обозначь второй (третий...) звук. Каждый раз договаривай слово до конца.
- «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово; покажи дугами слоги.
|
Музыкальные инструменты.
Работают в тетрадях
произносят слова (с удивлением спрашиваем: эго...?)
называют сказки
- слоги мы определяем по гласным звукам; сколько гласных - столько слогов.
Выполнение движений вслед за учителем
Называют звук и дают ему характеристику
. |
Л 2
Р. 3
К 2
П. 5 |
Применение нового знания |
|
|
|
|
Работа по букварю, с.43 - рассмотрите картинки и схемы, в которых спрятаны задания авторов, попробуйте сами догадаться об этих заданиях.
- Чем будут похожи слова, а чем – различны?
Физминутка для глаз Слайды № 8,9,10,11
Работа в парах: Задание - искать слова к одной из схем
- что нарисовано или кто нарисован?
Работа по четырем следующим рисункам (первая пара) - Что нарисовано на первой картинке?
- проверьте, подходит ли к слову предлагаемая ниже схема,
- отметьте в ней ударный и безударный гласные звуки и покажите слоги.
- Что нарисовано на второй картинке?
- проверьте, подходит ли к слову предлагаемая ниже схема,
- отметьте в ней ударный и безударный гласные звуки и покажите слоги.
- сравните схемы
- Что заметили? (схемы одинаковые)
- Один-два раза с удивлением произнесите слова
- Чем различаются слова? (они различаются только ударением)
- доказать, что сравнивались разные слова. (Они разное называют, т.е. имеют разное значение.)
- Какой же секрет слов удалось открыть на уроке. (Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения. Скажешь замок - назовёшь особый дом; скажешь замок - назовёшь то, на что закрывают дверь.)
|
Высказывают свои предположения Назвать рисунки, а потом собрать слова ,подходящие к каждой слоговой схеме
Рассматривают картину Замок (ударение на 1слог)
замок (ударение на 2слог)
Работают у доски и в тетрадях | К-3
К-3
П-4
Л-4
К – 2
Р-2
К – 1
|
Итог урока. Рефлексия |
|
|
|
Слайд №16 | Работа по схеме «Звуки речи» - Как учёные расскажите всё, что вам известно о звуках речи.
- Что было для вас сегодня самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Как работали сегодня на уроке?
- Кто доволен собой, товарищем?
- Кто чувствовал помощь друга?
Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом: зелёным - всё понятно; жёлтым - не совсем понятно есть вопросы; красным - не понятно; - Украсим воздушными шарами наш класс. |
Поводят итог урока
Дружно (соедините руки)
Дают эмоциональную оценку своей деятельно.
| К – 2 П-4
П-1
|