Урок обучения грамоте в 1 классе "Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. "
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Червонова Татьяна Михайловна

·        Урок чтения  в 1 классе по программе «Гармония» с применением ИКТ.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту урока и отражает требования системно-деятельностного подхода в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon udarnye_i_bezudarnye_glasnye_zvuki_zakreplenie.zip2.75 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»                                                                                    

 Предмет: Литературное чтение (Букварь №1)

  Класс: 1 класс      

Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. 

Тип урока:  урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • 1.Предметные:
  • закрепить умение делить слова на слоги,  определять количество слогов в слове, понятие «ударение», «ударный слог»;
  • развивать фонематический слух, память, внимание;
  • содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

2 Метапредметные

регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;                                                  

познавательные:

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;      
  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;  

Предполагаемые результаты:

Должны научиться

По значкам-заданиям осознавать учебную задачу урока.

Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику.

Соотносить изображения предметов, их названия и модели слов; группировать слова по их моделям.

Сравнивать слова, отличающиеся ударением.

 Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения.

Обобщать сведения о звуках речи, строить деловой монолог на основе модели.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. Психологический настрой

Слайд №2

Слайд №3

 Слайд №4

Урок у нас сегодня очень  важный,
Начать его мы поспешим,
Но вначале мы проверим,
Как к уроку вы готовы.
Все на парты посмотрите,
И скорей на них найдите:
Дневник, учебник и тетрадку,
А в учебнике закладку.
Ручку и карандаши.
Все нашли вы?
Молодцы.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.

Как правильно сидеть    

Эмоциональный настрой.

Вспоминают правила посадки на уроке

Надувают шарик. Произносят чистоговорку

Л 1

К 2

Актуализация знаний и постановка проблемы

Слайд № 5

.Повторение пройденного материала.

  • Из чего состоит речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • На что делятся слова?
  • На какие 2 группы делятся звуки речи?
  • Как произносится гласный звук?
  • Чем отличается гласный звук от согласного?

Работа по схеме  (по вопросам)

слова нашей речи состоят из звуков; звуки бывают гласные и согласные; среди гласных выделяют ударные и безударные.

По подсказке значков  даётся общая характеристика звуков.

Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу

Дают оценку своим знаниям

К 2

П. – 8

Л-4

Формулирование темы урока

Слайд №6

Послушайте сказку Э. Мошковой.  Ля-гуш-ка и Слон

Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ–ГУШ–КА.

И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога: СЛОН. И это все!

И маленькая Лягушка дразнила большого Слона.

Но пришла из болота ЦАП–ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ–ГУШ–КУ из трех слогов. Всю!

  • Почему слон не защитил лягушку? (Она дразнила слона.)
  • Сколько слогов в слове «слон»? «Лягушка»?
  • Посоветуйте, что можно было сделать слону, чтобы его не дразнила лягушка. (Подобрать себе имя из трех слогов.) То-тош-ка
  • Скажите это слово по – разному
  • Как это можно сделать?
  • Кто догадался чему будем учится на уроке?

Слушают сказку. Определяют количество слогов в словах

Подбирают имя из трёх слогов

Произнести слово с разным ударением:

На 1 слог, на 2 слог, на 3 слог

Определяют с помощью учителя учебные задачи

К – 2

Р-2

К – 1

Работа по теме урока

Слайд №7

1.Задания для тренировочной работы

серия рисунков на с. 42 букваря

  • назовите нарисованные предметы
  • подберите общее название ко всем картинкам, а для этого кратко ответьте на вопрос: что нарисовано?

Фонетическая работа 

  • произнесите каждое слова так, как надо для выяснения количества слогов («как на стадионе»),
  • запишите слова в тетради для печатания слоговыми дугами.
  • определите ударные и безударные слоги и гласные звуки
  • над соответствующей слоговой дугой поставьте знак ударения, а под другой (или другими) - точку как условное обозначение безударности.

(Слоговыми дугами записываются слова: труба, бубен, скрипка, гитара, барабан, горн.)

Работа по второй серии рисунков 

  • как зовут персонажей, нарисованных в букваре?
  • Из каких сказок они «пришли»?
  • Имена Золушка, Емеля, Буратино в тетрадях для печатания и на доске запишите сначала чёрточками (с обозначением большой буквы), а затем - слоговыми дугами. Захотите - впишите в них значки гласных звуков
  • Как определить сколько в слове слогов?
  • покажите ударные и безударные слоги.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Слова ключик, карета) используются для обучения полному (в соответствии с имеющимися знаниями) звуковому анализу.

План проведения Фонетического анализа слов

  1. Скажи слово и послушай себя. Если надо, уточни значение слова.
  2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов; обозначь их дугами.
  3. С удивлением спроси: Это...? Узнай и отметь ударный и безударные слоги.
  4. Произнеси слово, выделяя первый звук; охарактеризуй его и обозначь. Потом так же выдели, охарактеризуй и обозначь второй (третий...) звук. Каждый раз договаривай слово до конца.
  5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово; покажи дугами слоги.

Музыкальные инструменты.

Работают в тетрадях

произносят слова (с удивлением спрашиваем: эго...?)

называют сказки

  • слоги мы определяем по гласным звукам; сколько гласных - столько слогов.

Выполнение движений вслед за учителем

Называют звук и дают ему характеристику

 

.

 

 Л 2

Р. 3

К 2

П. 5

Применение нового знания

Работа по букварю, с.43

  • рассмотрите картинки и схемы, в которых спрятаны задания авторов, попробуйте сами догадаться об этих заданиях.
  • Чем будут похожи слова, а чем – различны?

Физминутка для глаз  Слайды № 8,9,10,11

Работа в парах: 

Задание

  • искать слова к одной из схем
  • что нарисовано или кто нарисован?

Работа по четырем следующим рисункам (первая пара)

  • Что нарисовано на первой картинке?
  • проверьте, подходит ли к слову предлагаемая ниже схема,
  • отметьте в ней ударный и безударный гласные звуки и покажите слоги.
  • Что нарисовано на второй картинке?
  • проверьте, подходит ли к слову предлагаемая ниже схема,
  • отметьте в ней ударный и безударный гласные звуки и покажите слоги.
  • сравните схемы
  • Что заметили? (схемы одинаковые)
  • Один-два раза с удивлением произнесите слова
  • Чем различаются слова? (они различаются только ударением)
  • доказать, что сравнивались разные слова. (Они разное называют, т.е. имеют разное значение.)

  • Какой же секрет слов удалось открыть на уроке. (Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения. Скажешь замок - назовёшь особый дом; скажешь замок - назовёшь то, на что закрывают дверь.)

Высказывают свои предположения

Назвать рисунки, а потом собрать слова ,подходящие к каждой слоговой схеме

Рассматривают картину

Замок (ударение на 1слог)

замок (ударение на 2слог)

Работают у доски и в тетрадях

К-3

К-3

П-4

Л-4

К – 2

Р-2

К – 1

Итог урока.

Рефлексия

Слайд №16

  • Чему учились на уроке?

Работа по схеме «Звуки речи»

  • Как  учёные  расскажите всё, что вам известно о звуках речи.
  •  Что было для вас сегодня самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Как работали сегодня на уроке?
  • Кто доволен собой, товарищем?
  • Кто чувствовал помощь друга?

Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность

Раскрасьте ваш воздушный шарик нужным цветом:  

зелёным - всё понятно;

жёлтым - не совсем понятно есть вопросы;

красным - не понятно;

- Украсим воздушными шарами наш класс.

Поводят итог урока

Дружно (соедините руки)

Дают эмоциональную оценку своей деятельно.

К – 2

П-4

П-1

Литература.

1.Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).

2. Соловейчик М.С.,  Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. -  Смоленск: Ассоциация XXI век,  2010.

3.Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011.

4.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучение грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Цели деятельности педагога: создать условия для  совершенствования умения читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу струк...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема:"Гласный звук [у]. Буквы У, у".

Данный конспект урока предназначен для учащихся 1 классов....

Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"

Конспект урока  (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"                          ...

Технологическая карта по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс на тему "Гласный звук [и]. Буква «И, и"

Технологическая карта по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс на тему "Гласный звук [и]. Буква «И, и"...

Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)

Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма;  закрепить знани...