Рабочая программа по чтению 8 вид 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Прогамма составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_8_vid_4_klass.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района Алтайского края

                                   

«Утверждаю»:

Директор МКОУ Парфёновская СОШ    ___________               /Шиповалова Г.А./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/Васильченко С.Н./

«Принято»

Руководитель   МО

______

Протокол № 1__

от «26»  августа 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета « Чтение и развитие речи»  для 4 класса

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида. Автор: С.Ю. Ильина   (под редакцией И.М.  Бгажноковой)

М., Просвещение, 2011 г.)

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов (высшая категория)

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Чтение и развитие речи» для  4  класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  автора «Чтение и развитие речи». 1– 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой  (2011г)

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.        

Задачами уроков чтения в младших классах являются:

     *          воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;


  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.


Для чтения подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Собственно работа над выразительностью чтения на этих уроках начинается примерно с середины 3 класса, когда школьники переходят на чтение целыми словами. 

   Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. 

   Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Основное содержание учебного курса

   Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.

   Рождественские рассказы.

   Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

    Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".

   Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

   Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

   Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.).  Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

   Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

   Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-ый уровень:


  • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • читать про себя, выполняя задания учителя;

  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

  • читать диалоги по ролям;

  • пересказывать прочитанное по частям;

  • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;



2-й уровень:

    *  осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;


  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса



Учащиеся должны знать:


  • наизусть 5—8 стихотворений: А. Плещеев «Осень наступила», М. Бородницкая «Щи-талочка», Л. Левин «Чудеса в авоське», З. Александрова «До свиданья, Зима!» А. Барто «Я лишний», А. Плещеев «Весна»», В. Берестов «Праздник мам», И. Греков «Летом»

По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение в 4 классе отведено в неделю 4 часа  (всего - 136 часов)

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

Проверка навыков чтения

1

Введение.


17 ч

1

2

Школьная жизнь.


12 ч

9

3

Время листьям опадать.


17 ч

13

4

Делу - время, потехе - час.


10 ч

6

5

В мире животных.


15 ч

13

6

Жизнь дана на добрые дела.


19 ч

9

1

7

Зима наступила.

24

8

Весёлые истории

10

9

Полюбуйся, весна наступает...

14

10

В мире волшебной сказки

11

11

Родная земля

12

12

Лето пришло

14

1

                                             Итого:                                                                                      136               2            

Календарно- тематическое планирование



ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

4 класс



Количество часов: _136_ ч

Всего часов в неделю_4_ ч

Плановых контрольных уроков __2___ч


Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина изд. - Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1

Вводный урок.

1

Значение учебника, условные обозначения .

Бережно обращаться с учебником.

Школьная жизнь

9

Обучающиеся должны знать: название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

-осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

-читать стихотворные произведения наизусть;

-различать жанры произведений.

2

По Н.Носову  "Снова в школу".

Э. Мошковская "Жил-был Учитель"

1

3

М.Пляцковский "Чему учат в школе"

1

4

По Ю.Ермолаеву "Поздравление"

1

5

По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила"

1

6

По Е.Ильиной "Шум и Шумок"

1

7

В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок"

1

8

По Л.Каминскому "Три желания Вити".

В.Берестов "Читалочка"

1

9

По М. Бартеневу "Зарубите на носу".

1

10

Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь".

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

"Время листьм опадать"

13

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

Находить признаки осени, слова-описания

11

Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..."

По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка"

1

12

Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки"

1

13

А.Твардовский "Лес осенью".

По В. Путилиной "В осеннем лесу"

1

14

Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..."

1

15

По Ю.Шиму  "Отчего Осень грустна"

1

16

К. Бальмонт "Осень"

1

17

По Ю.Ковалю "Три сойки"

1

18

По Н.Сладкову "Холодная зимовка"

1

19

А.Плещеев "Скучная картина"

1

20

По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка"

1

21

По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи"

1

22

По Г. Граубину "Время листьм опадать..."

1

23

Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

"Делу - время, потехе - час "

6

Обучающиеся должны знать: 

- название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

-определять тему и главную мысль произведения;

- участвовать в диалоге

при обсуждении прочитанного;

-читать по ролям;

-использовать полученные знания для  выбора книг;

-анализировать мотивы поведения героев.

24

Русская потешка "Пекла кошка пирожки..."

1

25

Чешская потешка "Сенокос"

1

26

По Л.Пантелееву "Карусели"

1

27

По Н.Носову "Прятки". Считалки.

1

28

Считалки. По М. Булатову "Жмурки"

1

29

Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

"В мире животных"

13

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Различать домашних и диких животных

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию; составлять рассказ по серии картинок

30

По К.Ушинскому "Бодливая корова"

1

31

По В. Бирюкову "Упрямый котёнок"

1

32

По В.Гаранжину "Пушок"

1

33

По Е. Чарушину "Томка"

1

34

По Б. Житкову "Охотник и собаки"

1

35

По Л. Матвеевой "Чук заболел"

1

36

Г. Снегирёв "Хитрый бурундук"

1

37

По А. Баркову "Барсучья кладовая"

1

38

 По А. Дорохову "Гостья"

1

39

Г. Корольков "Игрушки лисят"

1

40

По Ю. Дмитриеву "Лиса"

1

41

Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных"

1

Рубрика "Проверь себя"

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

42

Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга".

1

"Жизнь дана на добрые дела"

9

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

43

Г. Ладонщиков "Миша - мастер"

1

44

По Е. Пермяку "Пичугин мост"

1

45

В.Хомченко "Михаськин сад"

1

46

По С. Баруздину "Когда люди радуются"

1

47

По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела"

1

48

Е. Благинина "Котёнок"

1

49

В. Голявкин "Птичка"

1

Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов

50

Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела"

1

Рубрика "Проверь себя"

51

Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история"

1

Проверка навыков чтения.

"Зима наступила"

24

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений;

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

Находить признаки зимы, описанные в рассказе

52

По Л. Воронковой "Снег идёт"

1

53

А. Слащёв "Снегурочка"

1

54

А. Слащёв "Снегурочка"

1

55

И. Суриков "Зима"

2

56

С. Маршак "Декабрь"

57

По В. Сутееву "Ёлка"

1

58

По В. Сутееву "Ёлка"

1

59

По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество"

2

60

М. Садовский "Где лежало "спасибо"?

61

По Н. Носову "На горке"

2

62

По Н. Носову "На горке"

63

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

2

64

"Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка)

65

А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось"

2

66

П. Головкин. "Зимняя сказка"

67

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

2

68

Г. Скребицкий. "Митины друзья"

69

В. Бирюков. "Снежная шапка"

1

70

По А. Тумбасову. "В шубах и шапках"

1

71

Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..."

1

72

По В. Бианки. "Находчивый медведь"

1

73

По А. Спирину "Зимние приметы"

74

Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила"

1

Рубрика "Проверь себя"

75

Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка)

1

"Весёлые истории"

10

Обучающиеся должны знать: 

- название и основное содержание изученных произведени.

Обучающиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст;

-отвечать на вопросы по прочитанному;

- высказывать своё отношение к поступку героя, событию

Умение составлять рассказ по серии картинок.

76

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

2

77

По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос"

78

Г. Остёр. "Одни неприятности"

1

79

М. Пляцковский. "Однажды утром"

1

80

В. Бирюков. "Почему комары кусаются"

1

81

С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок).

1

82

По О. Кургузову. "Две лишние коробки"

1

83

Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки)

1

84

Обобщение по разделу "Весёлые истории"

1

Рубрика "Проверь себя"

85

Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське"

1

"Полюбуйся, весна наступает..."

14

Обучающиеся должны знать: 

-наизусть стихотворные произведения;

-название и основное содержание изученных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

уяснять смысловые отношения текста; понимать основную мысль и подтекст.

86

В. Алфёров. "Март"

1

87

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

2

88

По М. Фроловой. "Восьмое марта"

89

Е. Благинина. "Забота"

1

90

По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка"

1

91

По В. Бианки. "Последняя льдина"

1

92

А. Плещеев. "Весна"

1

93

По А. Баркову. "Скворцы прилетели"

1

94

По Э. Шиму. "Всему свой срок"

1

95

И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..."

1

96

По Ю. Ковалю. "Весенний вечер"

1

97

По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица"

1

98

Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..."

1

Рубрика "Проверь себя"

99

Внеклассное чтение.  В. Берестов. "Праздник мам"

1

"В мире волшебной сказки"

11

Знать, что такое план текста.

Уметь составлять картинный план.

100

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

2

101

"Хаврошечка" (русская народная сказка)

102

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

2

103

"Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка)

104

А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный"

1

105

По Ш. Перро. "Подарки феи"

2

106

По Ш. Перро. "Подарки феи"

107

Братья Гримм. "Горшочек каши"

1

108

По В. Порудоминскому. "Наши сказки"

1

109

Обобщение по разделу "Волшебные сказки"

1

Рубрика "Проверь себя"

110

Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок"

1

"Родная земля"

12

Знать, что такое план текста.

Уметь составлять словесный  план (с помощью учителя).

111

М. Ильин. "Царь-колокол"

112

С. Васильева. "Город на Неве"

1

113

Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле"

1

114

С. Вербова. "Сочинение на тему"

1

115

По Л. Кассилю. "Какое это слово?"

1

116

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

2

117

По Б. Никольскому. "Главное Дело"

118

У. Усачёв. "Защита"

1

119

По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все"

1

120

Т. Белозёров. "День Победы"

1

121

Обобщение по разделу "Родная земля"

1

Рубрика "Проверь себя"

122

Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам"

1

"Лето пришло"

14

Знать требования к правильному чтению.

Уметь читать бегло и выразительно, делить текст на смысловые части, составлять план (с помощью учителя).

123

С. Козлов. "Ливень"

1

124

Г. Граубин. "Тучка"

1

125

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

126

Н. Павлова. "Хитрый одуванчик"

1

127

Е. Благинин. "Одуванчик"

1

128

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

2

129

По А. Дорохову. "Встреча со змеёй"

130

А. Бродский. "Летний снег"

1

131

В. Голявкин. "После зимы будет лето"

1

132

О. Тарнопольская. "Хозяюшка"

1

133

По А. Спирину. "Летние приметы."

1

134

Обобщение по разделу "Лето пришло".

1

Рубрика "Проверь себя"

135

Внеклассное чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета"

1

Проверка навыков чтения.

136

Итоговый урок. "Что читать летом"

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Учебник « Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 года; 

2. Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 год; детские книги;  

4.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.

5.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144

Лист изменений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 3 класс

Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...

Рабочая программа по чтению 1 класс

В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования  к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое плани...

Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...