КТП по литературному чтеню 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

КТП по литературному чтеню 4 класс по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_shkola_rossii.docx72.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Рабочая    программа   учебного предмета « Литературное чтение»  для 4 класса разработана  в соответствии с  требованиями:

-  федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения, 2009 г.

- примерной программы по учебным предметам, начальная школа, 2011г.

- программы Л.Ф.Климановой,  М.В.Бойкиной "Литературное чтение"  (УМК  "Школа России"), 2011г.

        

1. Адресат.

Учебный курс «Литературное чтение» адресован  обучающимся начальных классов общеобразовательных школ, реализующих УМК «Школа России».

2. Специфика  программы.

Литературное чтение-один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

3. Общая  характеристика учебного предмета.

      Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование  представлений о добре и зле;  уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской  деятельности как средства самообразования. Читательская  компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью  духовной потребности в книге и чтении.

     Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»,   в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

4. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно  базисному  учебному (образовательному) плану  ОУ  РФ на изучение предмета  в начальной школе  выделяется  444 ч., из них в 1 классе  36 ч (4 ч. в неделю, 9 учебных недель), во 2,3 и 4  классах - по  136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

5. Ценностные ориентиры содержания курса

  Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся   с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся  с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая м анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

6. Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Информационная грамотность.

В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

-определять возможные источники информации и способы её поиска;

-осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

-наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

-создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения)

-при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

7. Содержание начального общего образования по учебному предмету.

  • Аудирование  (слушание)
  • Чтение:

Чтение вслух

Чтение про себя

Работа с разными видами текста

Библиографическая культура

Работа с текстом художественного произведения

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами

  • Говорение (культура речевого общения)
  • Письмо (культура письменной речи)
  • Круг детского чтения
  • Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
  • Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

8. Требования к уровню подготовки.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей;
  • понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-5-е изд.- перераб.-М.:Просвещение, 2011.- 400.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 025230-0.
  2. Климанова Л.Ф.,Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных  учреждений. – М.Просвещение. 2011.-  (Школа России).

3.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс.  В 2 ч.[сост. Л.Ф.Климановаи др.].-4-е изд.-М.: Просвещение, 2014.-223с.:ил.- (Школа России).

4.Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений..4 класс.[сост. Л.Ф.Климановаи др.].-М.: Просвещение, 2014.(Школа России).

Печатные пособия

  • Словари по русскому языку.
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и цифровой форме)
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения
  • Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения.

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
  •   Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  •   Телевизор (по возможности).        
  •   Видеомагнитофон /видеоплейер (по возможности).
  •   Аудиоцентр /магнитофон.
  •   Диапроектор.
  •   Компьютер (по возможности).
  •   Мультимедийный проектор.
  •   Экспозиционный экран (по возможности).
  •   Сканер (по возможности).
  •   Принтер лазерный (по возможности).
  •   Принтер струйный, цветной (по возможности).
  •   Фотокамера цифровая (по возможности).
  •   Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Экранно-звуковые пособия.

  •   Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  •   Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения  (по возможности).
  •   Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  •   Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Игры и игрушки.

  • Настольные  развивающие  игры, литературное  лото, викторины.

 Оборудование класса.

  • Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
  • Полки для «Уголка книг».
  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

                                                                         

                                                                                                                         

Тематическое планирование

1 вариант,  4ч в неделю, всего 136 ч.

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Чтение

Чтение художественного произведения  с переходом на выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Чтение вслух и про себя

Чтение про себя текстов разных жанров.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Самостоятельное  определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста.

Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание  каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания).

Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Практическое сравнение различных видов текста. Типы книг (изданий): книга произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с разными видами текста

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте.

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о войне, о людях) самостоятельно. Определение главной мысли  произведения.

Обсуждение главной мысли произведения (группах самостоятельно

Составление плана текста.

Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста самостоятельно.

Подробный пересказ текста.

Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Пересказ текста.

Краткий или сжатый пересказ текста.

Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Сокращение текста.  Пересказ фрагмента текста.

Выборочный пересказ текста.

Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (самостоятельно). Рассказ о герое произведения по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного  момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно-составленному плану (с помощью учителя).

Рассказ по иллюстрации к тексту:

Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа   самостоятельно.

Работа с книгой.

Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Выбор книги по рекомендованному списку.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем   самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно  (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Сравнивать темы произведений авторов- представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.)

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения-19ч

Диалог, особенности диалогического общения:  самостоятельно задавать вопросы по тексту. Нормы и формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисунку, на заданную тему.

Структура высказывания.

Устный рассказ

Презентация  своего высказывания окружающим.

Устное изложение текста по плану.Ответ на вопрос собеседника.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного     ситуации (как? когда? почему? зачем?)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

Культура письменной речи-6ч

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва.

.Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

Структура письменного высказывания.

Создаватьписьменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы 19-20вв. (например, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов,Л.Н.Толстой,

С.А.Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Историческая ,приключенческая литература.. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

Слушание фольклорных произведений. Летопись, как жанр древнерусской литературы. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Средства выразительности (на  практическом  уровне): сравнение, эпитеты, олицетворение. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Средства художественной выразительности. Сравнение. Олицетворение.

Сравнивать жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.метафоры.гиперболы

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование,  драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Чтение по ролям.

Устное изложение текста по плану.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать  устное сочинение.

Календарно-тематическое планирование курса «литературное чтение 4 класс (2014 год)

№ урока

Дата проведения

Раздел программы

Тема урока

Домашнее задание

1

Чтение

Знакомство с книгой(учебником):обложка,титульный лист,иллюстрации,оглавление.

Т 3-8

2-3

Аудирование

Слушание фольклорных произведений.Летопись как жанр древнерусской литературы.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

6-8

Т 9-11

4-5

Чтение

Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.Сравнительный анализ летописи «И вспомнил Олег коня своего» и стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

10-11

Т 12

6

Круг детского чтения

Большие формы устного народного творчества:былины.Былина «Ильины три поездочки».

12-16

Т 13

7

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.Использование выразительных средств:интонации,темпа речи,тембра голоса,паузы.Былина «Ильины три поездочки».

12-16

8

Чтение

Характеристика героя произведения: слова,выражения из текста,характеризующие героя произведения.Былина «Ильины три поездочки».

12-16

Т 14

9.

Чтение

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.Былина «Ильины три поездочки».

12-16

Т 14-15

10-11

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.Использование выразительных средств:интонации,темпа речи,тембра голоса,паузы.«Житие Сергия Радонежского»–памятник  древнерусской  литературы.

22-28

Т 16-17

12

Чтение

Тема текста. Главная мысль текста.Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.Летописи и былины.

22-28

Т 18

13

Чтение

Жанровое разнообразие произведений для чтения:большие фольклорные формы.Обобщение по разделу «Летописи,былины, жития».Проверочная работа по разделу.

32-34

Т 19-22

14-15

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»(отрывок).

38-51

Т 23

16

Литературная пропедевтика

Тема произведения.Главная мысль произведения.Развитие действия(сюжетная линия текста).П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

38-51

Т 24

17

Литературная пропедевтика

Герой произведения.Характер героя.Средства выразительности.П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».

38-51

Т 25

18

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.А.С.Пушкин.Стихотворения «Унылая пора!...»,«Няне»,«Туча».

64-69 наизусть по выбору

Т 26

19

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

70-90

Т 28

20

Чтение

Использование выразительных средств:интонации,темпа речи,тембра голоса,паузы.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

70-90

21-22

Чтение

Характеристика героя произведения:слова,выражения из текста,характеризующие героя произведения.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

70-90

23

Чтение

Пересказ фрагмента текста.Составление текста на основе отобранных языковых средств.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

70-90

24

Круг детского чтения

Классики русской литературы 19 века.Сказки А.С.Пушкина.

Т 27-28

25

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».Олицетворение.

94-96

26

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.Ю. Лермонтов«Ашик-Кериб»(турецкая сказка).

97-110

Т 31

27

Чтение

Характеристика героя произведения: слова,выражения из текста,характеризующие героя произведения.Использование выразительных средств.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

97-110

Т 32

28

Чтение

Пересказ фрагмента текста.Составление текста на основе отобранных языковых средств.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

97-110

29

Культура письменной речи

Устное сочинение в форме отзыва на произведение  Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»(турецкая сказка).

97-110

30

Круг детского чтения

Классики русской литературы 19-20 века.Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

114

Т 33

31

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.Тема текста.Главная мысль текста. Повесть Л.Н.Толстого «Детство».

115-118

32

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.Тема текста.Главная мысль текста.Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень».

119

Т 33-34

33

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.Тема текста.Главная мысль текста.Характеристика героев произведения.А.П.Чехов «Мальчики».                    

122- 133

Т 34

34

Чтение

Деление текста на части.сокращение текста.Краткий пересказ текста.А. П.Чехов «Мальчики».

122- 133

Т 35

35

Круг детского чтения

Классики русской литературы 19-20 века.Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».Проверочная работа по разделу.

135

Т 36-39

36

Чтение

Чтение наизусть стихотворений. Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

138

Т 40

37

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

139-140 наизусть по выбору

Т 40-41

38

Чтение

Чтение наизусть стихотворений.А.А.Фет «Весенний дождь».

141

Т 41

39

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.А.А. Фет «Бабочка».  

142 наизусть по выбору

40

Чтение

Чтение наизусть стихотворений. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

143наизусть

41

Чтение

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи,тембра голоса,паузы.Е. А.Баратынский «Где сладкий шепот…».

144

42

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.А.Н.Плещеев «Дети и птичка».

145

43

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…».

146

Т 42

44

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.Н.А.Некрасов «Школьник».

147-148

45

Чтение

Чтение наизусть стихотворений.Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

148- 149 наизусть

46

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.И.А.Бунина «Листопад».

150-151

47

Культура письменной речи

Структура письменного высказывания.Выразительные средства языка для письменного высказывания.Тип высказывания:текст-рассуждение «Картины родной природы».Проверочная работа по разделу.

152-154

Т 42-43

48

Круг детского чтения

Произведения отечественной авторской литературы:сказки.В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»

156-167

Т 45-46

49

Чтение

Определение темы текста.Обсуждение главной мысли произведения.Характеристика героев произведения.В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

156-167

50

Чтение

Определение темы каждой части: деление текста на части.В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

156-167

Т 46

51

Чтение

Сокращение текста.Краткий пересказ текста.В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

156-167

52

Чтение

Определение главной мысли текста.

 В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе»

169-178

Т 46-47

53

Чтение

Характеристика героев произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе»

169-178

54

Чтение

Рассказ о герое по коллективно составленному плану.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе»

169-178

55

Чтение

Пересказ фрагмента текста.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе»

169-178

55

Чтение

Определение главной мысли текста.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

180-191

56

Чтение

Характеристика героев произведения.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

180-191

Т 48-49

57

Чтение

Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

180-191

58

Культура речевого общения

Выразительные средства языка для высказывания.

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

180-191

59

Чтение

Аннотация книги.

Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

60

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.

 С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

193-204

61

Чтение

Характеристика героев произведения.
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

204-214

Т 49

62

Чтение

Озаглавливание частей текста.
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

193-214

63

Культура речевого общения

Презентация своего высказывания окружающим.

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

193-214

Т 50

64

Чтение

Краткий пересказ текста. Обобщение по разделу:

«Литературные  сказки»

215

Т 51-54

65

Чтение

Чтение про себя текстов разных жанров.

Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

66

Культура речевого общения

Определение темы прочитанного произведения.
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

4-16

Т 57

67

Культура речевого общения

Выразительные средства языка для высказывания.

«Сказка
о потерянном времени» Е. Л. Шварца

4-16

68

Культура речевого общения

Структура высказывания. «Сказка
о потерянном времени» Е. Л. Шварца

4-16

69

Культура речевого общения

Презентация своего высказывания окружающим.

«Сказка
о потерянном времени» Е. Л. Шварца

4-16

Т 58

70

Культура речевого общения

Определение главной мысли произведения.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

17-23

Т 59

71

Культура речевого общения

 Презентация своего высказывания окружающим.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

17-23

72

Культура речевого общения

Определение главной мысли произведения.


В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

24-28

73

Культура речевого общения

 Презентация своего высказывания окружающим.

В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

24-28

Т 59-60

74

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.

 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

29-34

75

Чтение

Обсуждение главной мысли  произведения.

 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

29-34

76

Культура речевого общения

Презентация своего высказывания окружающим.

«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках.

77

Культура речевого общения

Ответ на вопрос собеседника.

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Т 62-66

78

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

79

Чтение

Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

80

Культура речевого общения

Определение темы прочитанного произведения.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  

81

Культура речевого общения

Главная мысль произведения.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми  шишками»

82

Культура речевого общения

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»

83

Культура письменной речи

Определение темы своего высказывания.

Написание отзыва о прочитанной книге

84

Чтение

Обсуждение главной мысли  произведения.

М.М. Зощенко «Елка».

85

Чтение

Пересказ фрагмента текста.

Комическое в рассказе, средства его создания.

М.М. Зощенко «Елка».

86

Творческая деятельность учащихся

Чтение по ролям.

М.М. Зощенко «Елка».

87

Культура речевого общения

Ответ на вопрос собеседника.

Обобщение по разделу «Страна детства»

88

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

89

Чтение

Чтение наизусть стихотворений (по выбору).

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

90

Культура письменной речи

Тип высказывания: текст- описание.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Сочинение-описание природы

91

Культура речевого общения

Определение темы прочитанного произведения.

Книги о ратных подвигах народа.

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

92

Чтение

 Выразительное чтение прозаических произведений.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Приемыш»

93

Чтение

Определение  темы текста. Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

94

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.

А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

95

Чтение

 Характеристика героев произведения.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

96

Чтение

Определение  темы текста. М. М. Пришвин «Выскочка»

97

Чтение

.Рассказ по иллюстрации к тексту.

М. М. Пришвин «Выскочка»

98

Чтение

Выразительное чтение прозаических произведений.

Е. И. Чарушин «Кабан».

99

Чтение

Выборочный пересказ текста.

Е. И. Чарушин «Кабан».

100

Чтение

Обсуждение главной мысли  произведения.

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

101

Чтение

Пересказ фрагмента текста.

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

102

Чтение

Подбор соответствующего фрагмента текста.

Обобщение по разделу «Природа и мы»

103

Культура речевого общения

Выразительные средства языка для высказывания.

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

104

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.

Поэзия в детской периодической  литературе

105

Чтение

 Чтение наизусть стихотворений

 С. А. Клычков «Весна в лесу»

106

Чтение

 Чтение наизусть стихотворений

 Д. Б. Кедрин
«Бабье лето»

107

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.

  Н. М. Рубцов  «Сентябрь»

108

Чтение

 Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

С. А. Есенин «Лебедушка»

109

Чтение

 Определение темы прочитанного произведения.

С. А. Есенин «Лебедушка»

110

Чтение

Выразительное чтение стихотворных произведений.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь

111

Чтение

 Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

И. С. Никитин «Русь»

112

Культура речевого общения

Презентация своего высказывания окружающим.

Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про всё на свете».

113

Чтение

Чтение наизусть стихотворений

С. Д. Дрожжин «Родине» А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»

114

Чтение

 Определение  темы текста.

Б. А. Слуцкий  «Лошади в океане»

Обобщение по разделу «Родина»

115

Культура речевого общения

Ответ на вопрос собеседника.

 С. Велтистов «Приключения Электроника»

116

Культура речевого общения

Определение главной мысли  и темы устного сочинения.

 С. Велтистов «Приключения Электроника»

117

Культура речевого общения

Определение темы прочитанного произведения.

Кира Булычева «Путешествие Алисы»

118

Культура речевого общения

Презентация высказывания окружающим.

Кира Булычева «Путешествие Алисы»

119

Чтение

 Выразительное чтение прозаических произведений.

В мире фантастики

120-123

Чтение

Чтение текстов различных жанров.

 Характеристика героев произведения.
Озаглавливание частей текста.

Подробный пересказ.

  Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

124

Культура письменной речи

Выразительные средства языка для письменного высказывания.

В стране литературных героев (сказки современных сказочников).

Проба пера.

125-126

Культура речевого общения

Выразительное чтение прозаических произведений.

Характеристика героев произведения. Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

127

Чтение

Обобщение знаний по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

128

Чтение

Чтение текстов различных жанров.

 М. Твена «Приключения Тома Сойера»

129-130

Чтение

Характеристика героев произведения. Чтение по ролям.

 М. Твен «Приключения Тома Сойера»

131-132

Чтение

Обсуждение главной мысли текста. Характеристика героев произведения.

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

133

Чтение

Рассказ по иллюстрации к тексту.

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

134

Чтение

Выбор книг по рекомендованному списку.

Библейские
сказания

135

Чтение

Определение главной мысли текста.

Урок -обобщения

136

Культура письменной речи

Структура письменного высказывания

Сочинение-рассуждение на основе впечатлений о прочитанных произведениях в 4 классе.

Я-читатель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...