Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета по литературному чтению для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса литературного чтения для учащихся 2 класса общеобразовательных школ авторов Л. Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение»: М. «Просвещение», 2012.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета по литературному чтению для              2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №2032, и  авторской программы курса литературного чтения для учащихся 2 класса общеобразовательных школ авторов Л. Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение»: М. «Просвещение», 2011.

           Цель данного курса:

  •     овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  •   формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  •   совершенствование всех видов речевой деятельности;
  •      развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  •      овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

             Задачи данного курса:

  • Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.
  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
  • Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
  • Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.
  • Работать с различными типами текстов.
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

           Согласно базисному учебному плану (общеобразовательному) плану на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе во 2 классе выделяется 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

           Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению и авторской программы курса «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого для учащихся 2 класса общеобразовательных школ.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009г.);

- Приказ МОиН РФ № 253  от 30.03.2014   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный  год»;

- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №2032;

- Базисный учебный план ГБОУ СОШ №2032 на 2014—2015 учебный год.

Обоснование выбора авторской программы и комплекта учебников «Литературное чтение» УМК «Школа России»

 Комплект учебников Л.Ф. Климановой, В. Г Горецкого «Литературное чтение» входит в  федеральный  перечень,  утвержденный на 2014 – 2015 учебный год.

Учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф.Климанова,В.П., Горецкий В.Г.) помогает углублять читательский опыт детей, создаёт  условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формирует  читательскую самостоятельность.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.         

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        

        Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными  стандартами.

Программа определяет ряд практических задач:

        1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

        2.      Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.  

        3.    Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной  в художественной литературе.  

        4.    Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной  сущности произведений.

           Курс литературного чтения направлен на формирование навыка чтения и других видов речевой деятельно​сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру​жающем мире.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

           Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

           В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры.

            На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

           Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

           Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

           Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного

произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование);

- учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты,

 - учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), - овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

       Рабочая программа сокращена на 1 час в неделю на основании базисного учебного плана ГБОУ СОШ №2032.  Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.

Содержание рабочей программы

Разделы и темы

Авторская программа

Рабочая программа

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

15

12

Люблю природу русскую! Осень

8

7

Русские писатели

14

11

О братьях наших меньших

12

10

Из детских журналов

9

7

Люблю природу русскую. Зима

9

6

Писатели детям

17

14

Я и мои друзья

10

8

Люблю природу русскую. Весна

9

6

И в шутку и всерьёз

14

10

Литература зарубежных стран

14

10

Всего:

136 ч.

102 ч.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и внеурочной деятельности по предмету

Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая, парная, индивидуальная;
  • проектная, игровая деятельность;
  • совместная и самостоятельная деятельность;
  • урок изучения нового материала;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок повторения;
  • проверка техники чтения и понимания текста.

         Технологии обучения:

  • личностно-ориентированные технологии;
  • метод проектов;
  • технология исследовательского обучения;
  • информационно – коммуникационные технологии;
  • игровая учебная деятельность;
  • технологии организации группового взаимодействия.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.

№п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

«Литературное чтение». Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  «Литературное чтение». Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  ч. 2.

2011г.

Москва,

«Просвещение»

2.

Крылова О.Н.

«Чтение. Работа с текстом». 2 класс

2013г.

Москва, «Экзамен»

3.

Кутявина С.В.

«Методические разработки по русскому языку. 2 класс ФГОС»

2013г.

Москва,«ВАКО»

4.

Сборник рабочих программ «Школа России»

2011г.

Москва, Просвещение

5.

БеденкоМ.В. Савельев А.Н.

«Блиц контроль скорости чтения и понимания текста», 2 класс.

2012г.

Москва, «Экзамен»

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Формы контроля освоения учащимися содержания:

  • текущий контроль: наблюдение, устный опрос, беседа;
  • промежуточный контроль: работа с текстом, тестирование;
  • итоговый контроль: проверка техники чтения;

Текущий контроль за достижениями учащихся 2 класса по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть.

Возможны письменные работы – небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и

может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Нормы оценок по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе.

е и т.п.).

Во 2 во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

Оценка "5" ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами, читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии; верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения; умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст

стихотворения и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком; допускает при чтении 1 - 2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения; правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.

Оценка "3" ставится ученику, если он: осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя; читает отрывисто по слогам, темп чтения не менее 10 слов в минуту (1полугодие); читает медленно по слогам, темп чтения не менее 25 слов в минуту (2 полугодие); допускает при чтении 3-5 ошибок на замену

пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами

предложениями; пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает

речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть

стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка "2"ставится ученику в том случае, если он: читает по буквам, темп чтения менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя; при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II

полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво

испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

           Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе –1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.

           При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом. Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодии.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- осознанно и правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание, воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике»;

- подробно пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом;

- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им;

- делить тексты на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

- сопоставлять слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте;

- ориентироваться в учебной книге.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературному чтению, оканчивающих 2 класс:

Обучающиеся должны знать:

  • средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);
  • жанры литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка);
  • наизусть 8 – 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

Обучающиеся должны уметь:

  • осознанно читать вслух или «про себя»;
  •  находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
  • делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения;
  • выделять главную мысль прочитанного произведения;
  • определять тему произведения;
  • сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
  • отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
  • составлять описание природы, предметов;
  • пересказывать текст подробно и выборочно;
  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
  • выразительно читать диалоги, читать по ролям;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • воссоздавать художественные образы литературного произведения,
  • различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию, аннотацию.

Универсальные учебные действия по окончании 2-го класса:

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

                                              Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

График проведения контрольно- измерительных работ

Дата

Тема

Вид контроля

Форма контроля

Входная проверка техники чтения

административный

Проверка техники чтения незнакомого текста

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

текущий

Создание проекта

Проверка техники чтения № 2

промежуточ -

ный

Проверка техники чтения незнакомого текста

Проект «Мой любимый детский журнал»

текущий

Создание проекта

Проверка техники чтения № 3

Промежуточ -

ный

Проверка техники чтения незнакомого текста

Проверка техники чтения № 4

Административный, итоговый

Проверка техники чтения незнакомого текста

Проект: «Мой любимый писатель — сказочник»

Текущий

Создание проекта


Дата

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

I четверть

Урок 1. Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником «Литературное чтение».

Напомнить учащимся правила обращения с книгами,  с системой условных обозначений, с содержанием учебника.

Ориентироваться в учебнике по  литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием    текста в учебнике. Знать и применять систему условных  обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное  произведение в содержании учебника.

Самое великое чудо на свете – 3 часа

Урок 2. Самое великое чудо на свете. Проверка техники чтения № 1.

Напомнить учащимся правила обращения с книгами. Обобщить знания,  полученные на уроках литературного  чтения в 1 классе.

Ориентироваться в учебнике по  литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием    текста в учебнике. Знать и применять систему условных  обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное  произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия  содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Урок 3. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Напомнить учащимся о правилах обращения с книгами; познакомить их с библиотекой, развивать интерес к чтению.

Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных  источниках информации.

Урок 4. «Читателю» Р. Сеф.

Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения,  прививать интерес к чтению, развивать память.

Знать правила обращения с книгами, составлять рассказ по картинке.

Устное народное творчество – 12 часов

Урок 5.  Устное народное творчество. Русские народные песни. Рифма.

Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения. Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас, прививать интерес к устному народному творчеству.

Знать правила заучивания стихотворений; малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, загадки, пословицы. Уметь выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, отгадывать загадки. Выделять из устного народного творчества – колыбельные песни, находить в тексте отличительные особенности.

Урок 6. Потешки и прибаутки.

Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству.

Различать малые народные жанры, понимать отличие между жанрами.

Урок 7. Считалки, небылицы и загадки 

Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы,

опираясь на опыт создания народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Урок 8. Пословицы, поговорки. 

Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству.

Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Урок 9. Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…». Познакомить с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом.

Уметь определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова.

Урок 10.  «Петушок и бобовое зёрнышко» 

Развивать навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения,

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные.

Урок 11. У страха глаза велики».

Развивать речь, навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, делить текст на части.

Знать понятие «бытовая сказка». Уметь читать осознанно текст художественного произведения, приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры худ литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные.

Урок 12. «Лиса и тетерев».

Развивать навыки чтения, умения передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Знать понятие «сказка о животных». Уметь читать осознанно текст художественного произведения, приводить примеры сказок о животных, различать сказки народные и литературные.

Урок 13. «Лиса и журавль».

Развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту.

Уметь передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Урок 14. «Каша из топора». 

Познакомить с понятием бытовая сказка; развивать речь, навыки чтения, умение анализировать текст.

Знать понятие «бытовая сказка». Уметь пересказывать с опорой на картинный план, читать осознанно текст художественного произведения,  приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры худ литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные

Урок 15. «Гуси – лебеди».

 Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту.

Знать понятие «драматизация» «волшебная сказка».  Уметь, читать выразительно текст художественного произведения, пересказывать; делить текст на смысловые части , составлять его простой план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.  

Урок 16. Проверим себя и оценим свои достижения. Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме.

Уметь анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту, передавать содержание произведения.

Люблю природу русскую. Осень – 7 часов

Урок 17. Осенние загадки. Соотнесение загадки и  отгадки. 

Познакомить с загадками об осени; развивать речь, навыки чтения, память, мышление

Познакомиться со стихотворениями русских поэтов об осени;

прививать любить  природу.

Урок 18. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».  К. Бальмонт «Поспевает брусника».

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать

 речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать

 любовь к природе.

Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать средства худ выразительности.

Урок 19. А. Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали».

 Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени, прививать любовь к природе

Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать средства худ выразительности.

Урок 20. А. Толстой «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая», В.Брюсов «Сухие листья, сухие листья». 

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени, прививать любовь к природе.

Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать средства художественной выразительности.

Урок 21. В. Берестов «Хитрые грибы», научно–познавательный текст «Грибы».

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени, прививать любовь к природе

Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать средства худ выразительности.

Урок 22. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом».

Познакомить с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки чтения,

 умение работать в группе.

Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать средства худ выразительности.

Урок 23. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН

по изученной теме

Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь анализировать средства художественной выразительности; выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Русские писатели – 11 часов

Урок 24. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...».

Познакомить со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан

и Людмила»; развивать образное мышление, умение анализировать произведение.

Знать произведения А.С. Пушкина.Уметь читать выразительно и осознанно текст стихотворений; осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы, определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть.

Урок 25. А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя»,  «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».

Познакомить со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, понятием

олицетворение; учить сопоставлять живопись и поэзию,

 выражать свои мысли и чувства.

Знать понятие олицетворение»; уметь анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них; читать выразительно стихотворные произведения наизусть.

Урок 26. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развивать умения передавать содержание и определять основную

мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев.

Знать содержание сказки. Уметь читать выразительно и осознанно текст сказки, определять тему, главную мысль, моральную основу сказки, читать по ролям, участвовать в обсуждении прочитанного, высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам.

II четверть

Урок 27. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развивать умения передавать содержание и определять основную

мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев.

Знать содержание сказки. Уметь читать выразительно и осознанно текст сказки, определять тему, главную мысль, моральную основу сказки, читать по ролям, участвовать в обсуждении прочитанного, высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам.

Урок 28. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Познакомить с биографией и творчеством И. А. Крылова Познакомить с жанровыми особенностями басни; формировать навыки выборочного чтения.

Знать понятия басня, басни И.А. Крылова. Уметь читать выразительно, осознанно текст, определять тему и главную мысль произведения; давать характеристику главным героям, участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Урок 29.  И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Развивать навыки чтения по ролям; познакомить со способами

обозначения речи персонажей.

Знать понятие «быль», творчество Л. Толстого. Уметь читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям, участвовать в обсуждении прочитанного.

Урок 30. Л. Толстой «Старый дед и внучек».

Познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить

определять главную мысль произведения; воспитывать

уважение к пожилым людям,  обучать составлению плана

произведения, словесному рисованию.

Уметь выделять особенности сюжета произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям.

Урок 31. Л. Толстой «Филиппок».

Познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить

определять главную мысль произведения; воспитывать

уважение к пожилым людям,  обучать составлению плана

произведения, словесному рисованию

Уметь выделять особенности сюжета произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям.

Урок 32. Л. Толстой «Правда всего дороже».

Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; развивать умение выражать

свои мысли и чувства.

Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя.

Урок 33. Л. Толстой «Котёнок».  Проверка техники чтения № 2.

Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; развивать умение выражать

свои мысли и чувства.

Уметь читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); определять тему и главную мысль произведения.

Урок 34. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

 пройденным темам.

 Знать творчество русских писателей; уметь определять главную мысль произведения;

составлять план произведения, словесно рисовать иллюстрации.

О братьях наших меньших – 10 часов

Урок 35. Н. Сладков «Они и мы»,  А. Шибаев «Кто кем станет» .

Познакомить со стихотворениями о животных; развивать навыки

чтения, анализа стихотворного текста.

Уметь читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); определять тему и главную мысль произведения.

Урок 36. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И.Пивоварова «Жила-была собака».

Познакомить учащихся с веселыми стихами о животных, развивать воображение связную речь.

Уметь прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, участвовать в анализе содержания, оценивать события, поступки героев.

Урок 37. В. Берестов «Кошкин щенок».

Продолжить знакомить со стихотворениями о животных;

развивать навыки чтения; воспитывать любовь к животным.

Уметь прогнозировать жанр произведения, выбирать виды деятельности на уроке, воспринимать на слух прочитанное.

Урок 38. М. Пришвин «Ребята и утята».

Познакомить с творчеством М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части.

Уметь определять, от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, различать жанры (рассказ, быль, стихотворение).

Урок 39.  Е. Чарушин. «Страшный рассказ».

Познакомить с творчеством М. М. Пришвина; развивать навыки чтения,

умение делить текст на части 

Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями, определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Урок 40. Б. Житков. «Храбрый утенок».

Познакомить с творчеством Б. С. Житкова; развивать навыки чтения,

умение делить текст на части.

Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями, определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Урок 41. В. Бианки «Музыкант».

 Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать память, внимание,

навыки чтения.

Знать понятие «логическое ударение». Уметь определять построение, характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге . Формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану, пересказывать текст.

Урок 42. В. Бианки «Музыкант».

Развивать память, внимание, навыки чтения.

Уметь определять построение, характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге Формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану, пересказывать текст.

Урок 43. В. Бианки «Сова».

Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать навыки чтения,

умение оценивать поступки героев.

Уметь объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; работать с иллюстрациями, определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Урок 44. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

Знать творчество русских писателей; уметь определять главную мысль произведения;

составлять план произведения, словесно рисовать иллюстрации.

Из детских журналов – 7часов

Урок 45.  Д. Хармс «Игра».

Познакомить с журналами для детей 20-40 гг. ХХ в; прививать

 интерес к чтению. Рассказать о жизни и творчестве Д. Хармса;

 познакомить с понятием игра слов; развивать навыки чтения.

Познакомиться с  жизнью и творчеством Д. Хармса; с понятием игра слов; уметь читать по ролям , уметь подбирать рифмы.

Урок 46. Д.Хармс «Вы знаете…».

Познакомить с журналами для детей 20-40 гг. ХХ в; прививать

 интерес к чтению. Рассказать о жизни и творчестве Д. Хармса;

 Познакомить со стихотворением Д.Хармса; развивать навыки чтения

по ролям.

Познакомиться с  жизнью и творчеством Д. Хармса; уметь подбирать рифмы.

Урок 47. Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».

 Познакомить со стихотворением Д.Хармса; развивать внимание,

 навыки чтения, умение подбирать рифмы.

Познакомиться с  жизнью и творчеством Д. Хармса; уметь подбирать рифмы.

Урок 48. Д. Хармс. «Что это было?».

 Познакомить со стихотворением Д.Хармса; развивать внимание,

 навыки чтения, умение подбирать рифмы.

Познакомиться с  жизнью и творчеством Д. Хармса; уметь подбирать рифмы.

III четверть

Урок 49. Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки».

Познакомить со стихотворением Д.Хармса; развивать внимание,

 навыки чтения, умение подбирать рифмы.

Понимать «игра слов; уметь читать по ролям, уметь подбирать рифмы.

Урок 50. А. Введенский. «Ученый Петя» А. Введенский «Лошадки».

Познакомить со стихотворениями Ю.Д. Владимирова и А. И

 Введенского ; развивать навыки чтения. Познакомить со стихотворением А. И.Введенского; развивать навыки

чтения, умение выражать своё отношение к прочитанному.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному, подбирать 

рифмы.

Урок 51. Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Мой любимый детский журнал».

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

Знать творчество русских писателей; уметь определять главную мысль произведения; составлять план произведения.

Люблю природу русскую. Зима – 6 часов

Урок 52. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло-пушистая...» Я. Аким «Утром кот...».

Познакомить с загадками о зиме; развивать речь, навыки чтения,

творческие способности. Познакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста.

Знать произведения о зиме. Уметь определять средства художественной выразительности, составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.

Урок 53. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...» С. Есенин «Поет зима — аукает...», С. Есенин «Береза».

Познакомить с понятием метафора; формировать умение находить в

 тексте средства художественной выразительности; развивать навыки

чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин.

Знать понятие «звукопись». Уметь определять в тексте средства выразительности – звукопись;  составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; читать выразительно стихотворения.

Урок 54. Сказка «Два мороза».

Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном

тексте.

Уметь находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать   текст, сопоставлять стихотворение и картину. Уметь выделять главное в прочитанном тексте.

Урок 55. С. Михалков «Новогодняя быль».

Познакомить с произведением С. В. Михалкова; развивать речь,

навыки чтения, умение работать с иллюстрацией.  

Продолжить знакомиться со стихотворениями о зиме; уметь работать с иллюстрацией. Знать  стихотворения о зиме; уметь работать с иллюстрацией, анализировать стихотворный текст.

Урок 56. А. Барто «Дело было в январе...», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз...».

Развивать речь, навыки чтения, творческие способности. Познакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста.

Знать произведения о зиме. Уметь определять средства художественной выразительности, составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.

Урок 57. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

Знать творчество русских писателей; уметь определять главную мысль произведения; составлять план произведения.

Писатели — детям—11 часов

Урок 58. К. И. Чуковский. «Путаница» «Радость».

Познакомить с произведением К. И. Чуковского; повторить малые

 Жанры фольклора, понятие рифма.

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках, определять тему и главную мысль произведения, давать характеристику героям.

Урок 59. К.И.Чуковский «Федорино горе».

Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения.

Уметь различать народные и литературные сказки. Уметь анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках, определять тему и главную мысль произведения, давать характеристику героям.

Урок 60. К.И.Чуковский «Федорино горе».

Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения.

Уметь различать народные и литературные сказки. Уметь анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках, определять тему и главную мысль произведения, давать характеристику героям.

Урок 61. С.Маршак «Кот и лодыри».

Познакомить со стихотворением С. Я.Маршака; развивать память,

внимание, умение узнавать произведение по опорным словам.

Знать творчество С. Я. Маршака. Уметь анализировать юмористические стихотворения, давать характеристику героям, читать выразительно стихотворения, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Урок 62.  С.Михалков «Мой секрет» «Сила воли» «Мой щенок».

Познакомить со стихотворением С. Я.Маршака; развивать память,

внимание, умение узнавать произведение по опорным словам.

Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь прогнозировать содержание произведения по названию, анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных.

Урок 63. А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука».

Познакомить со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение заучивать стихи наизусть.

Знать творчество А. Барто. Уметь определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать стихотворения наизусть.

Урок 64. А. Барто «В школу», «Вовка - добрая душа».

Познакомить со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение заучивать стихи наизусть.

Знать творчество А. Барто. Уметь определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать стихотворения наизусть.

Урок 65. Н.Носов «Затейники».

Познакомить с и творчеством Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа.

Знать творчество Н. Н. Носова. Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Урок 66. Н.Носов «Живая шляпа» Проверка техники чтения № 3.

 Развивать навыки чтения и пересказа.

Знать творчество Н. Н. Носова. Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Урок 67. Н.Носов «На горке».

Развивать навыки чтения и пересказа.

Знать творчество Н. Н. Носова. Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Урок 68. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

Знать произведения для детей.  Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, выразительно читать стихотворения наизусть.

Я и мои друзья – 8 часов

Урок 69. В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду», В.Лунин «Я и Вовка».

Развивать умение связно и последовательно передавать свои

 мысли. Познакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь,

навыки чтения.

Уметь анализировать взаимоотношения героев, осознанно читать текст художественного  произведения, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, выразительно читать стихотворения наизусть.

Урок 70. Н.Булгаков «Анна, не грусти».

Познакомить с рассказом Н.Булгакова; развивать навыки чтения

 и пересказа, умения определять главную мысль произведения,

составлять план текста.

Знать понятие «логическое ударение». Уметь определять построение, характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста.

Урок 71. Ю.Ермолаев «Два пирожных».

Познакомить с рассказом Ю. И. Ермолаева; развивать навыки чтения

 и пересказа, умения определять главную мысль произведения,

составлять план текста.

Уметь определять главную мысль произведения, составлять план текста.

Урок 72. В.Осеева «Волшебное слово».

 Познакомить с рассказом В. А.Осеевой; развивать навыки чтения и

 пересказа, умения анализировать прочитанное, подтверждать свои

высказывания цитатами из текста.

Уметь выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев, осознанно читать текст художественного  произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план.

Урок 73. В.Осеева «Хорошее».

 Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения

 прогнозировать содержание произведения, делить текст на

части и озаглавливать их.

Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению, анализировать поступки героев, пересказывать с опорой на картинный план, делить текст на смысловые части.

Урок 74. В.Осеева «Почему?».

Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения

 прогнозировать содержание произведения, делить текст на

части и озаглавливать их.

Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению, анализировать поступки героев, пересказывать с опорой на картинный план, делить текст на смысловые части.

Урок 75.  В.Осеева «Почему?».

Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения

анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту.

Уметь подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению, анализировать поступки героев, пересказывать с опорой на картинный план, делить текст на смысловые части.

IV четверть

Урок 76.  Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

 Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Люблю природу русскую. Весна – 6 часов

Урок 77. Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды».

Познакомить со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне; развивать

память, навыки чтения и анализа стихотворного текста.

Знать произведения о весне. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть,  определять средства художественной выразительности, использовать связь литературы с другими видами искусства.

Урок 78. А Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

Познакомить со стихотворениями А. Н. Плещеева о весне; развивать

память, навыки чтения и анализа стихотворного текста.

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть,  определять средства художественной выразительности, использовать связь литературы с другими видами искусства.

Урок  79. А Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот».

Познакомить со стихотворением И.А. Бунина; развивать память, навыки

 чтения и анализа стихотворного текста.

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть,  определять средства художественной выразительности, использовать связь литературы с другими видами искусства.

Урок 80. И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю».

Познакомить со стихотворением И.А. Бунина и А.Плещеева; развивать память, навыки

 чтения и анализа стихотворного текста.

Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки,  определять средства художественной выразительности, использовать связь литературы с другими видами искусства.

Урок 81. Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить со стихотворениями о матерях; развивать навыки чтения

 и анализа стихотворного текста.

Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки,  определять средства художественной выразительности, использовать связь литературы с другими видами искусства.

Урок 82. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, выразительно читать стихотворения наизусть.

И в шутку и всерьез – 10 часов

Урок 83. Б.Заходер «Товарищам детям» «Что красивее всего».

Познакомить со стихотворениями Б. В. Заходера; развивать навыки

чтения, умение отвечать на вопросы по тексту.

Знать понятие «орфоэпическое чтение». Уметь читать орфоэпически, читать по ролям, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст,  делить текст на смысловые части, составлять его план. Оценивать события, героев произведения.

Урок 84. Б.Заходер «Песенки Винни- Пуха».

Продолжить знакомить с творчеством Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, речь, мышление.

Знать творчество Б. Заходера. Отвечать на вопросы по тексту, анализировать поступки героев, выразительно читать стихотворения наизусть.

Урок 85. Э.Успенский «Чебурашка».

Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его

 друзья»; развивать память, навыки чтения.

Знать творчество Э. Успенского, образы сказочных героев. Уметь прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям. Отвечать на вопросы по тексту, анализировать поступки героев, осознанно читать и делить текст на смысловые части.

Урок 86. Э.Успенский «Чебурашка».

Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его

 друзья»; развивать память, навыки чтения.

Уметь прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям. Отвечать на вопросы по тексту, анализировать поступки героев, осознанно читать и делить текст на смысловые части.

Урок 87. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

Познакомить со стихотворениями Э. Н. Успенского; развивать навыки

чтения, умение оценивать поступки героев.

Знать творчество Э. Успенского, образы сказочных героев. Уметь прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям. Отвечать на вопросы по тексту, анализировать поступки героев, осознанно читать и делить текст на смысловые части.

Урок 88. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

 Познакомить со стихотворениями В.Д. Берестова; повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту.

Уметь анализировать юмористические ситуации в стихотворении, выразительно читать стихотворения наизусть, давать характеристику героям произведения, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении темы урока.

Урок 89. И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».

Познакомить со стихотворениями И. П. Токмаковой; развивать навыки

чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотворение наизусть.

Уметь анализировать юмористические ситуации в стихотворении, выразительно читать стихотворения наизусть, давать характеристику героям произведения, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении темы урока.

Урок 90. Г.Остер «Будем знакомы!».

Познакомить со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям,

 умение подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа  чтения и переходом на чтение про себя ; анализировать  заголовок  произведения; выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей.

Урок 91. В. Драгунский «Тайное становится явным».

Познакомить с рассказом В. Ю. Драгунского; развивать навыки

чтения, умение оценивать поступки героев.

Читать осознанно текст художественного произведения, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Урок 92. Проверим себя и оценим свои достижения.

Повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по

пройденной теме.

Уметь осознанно читать текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его план, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Литература зарубежных стран – 10 часов

Урок 93. Зарубежные народные песни «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки».

Познакомить с американским, английским фольклором; развивать речь,

 воображение, навыки чтения.

Сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие; объяснять значение незнакомых слов.

Урок 94. Зарубежные народные песни «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

Познакомить с немецким, французким фольклором; развивать навыки

 чтения, умение сравнивать, анализировать и делать выводы

Сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками, находить сходство и различие; объяснять значение незнакомых слов.

Урок 95. Ш.Перро «Кот в сапогах».

Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение

переводить зрительную информацию в словесную, находить

отрывки по вопросам.

  Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; объяснять значение незнакомых слов.

Урок 96. Ш.Перро «Кот в сапогах». Проверка техники чтения № 4.

Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения по ролям, умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою. Развивать навыки  беглого чтения.

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, придумывать окончание сказки по составленному плану.

Урок 97. Ш.Перро «Красная шапочка»

Познакомить со сказкой Ш. перо; развивать навыки чтения по ролям,

умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою. Развивать навыки  беглого чтения.

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, придумывать окончание сказки по составленному плану.

Урок 98. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Познакомить со сказкой Г.Х.Андерсена; развивать навыки беглого выразительного чтения ,чтения по ролям.

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Урок 99. Э.Хогарт «Мафин и паук». 

Познакомить со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения

отвечать на вопросы, делить текст на части.

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Урок 100. Э.Хогарт «Мафин и паук».

Развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части.

Уметь прогнозировать содержания произведения, объяснять значение незнакомых слов, сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Урок 101. Проект: «Мой любимый писатель-сказочник». Проверим себя и оценим свои достижения.

Прививать интерес к чтению.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному, оформлять проекты.

Урок 102.КВН « Цветик- семицветик».

Обобщить знания учащихся ; воспитывать чувство взаимопомощи любовь к книгам.

Знать прочитанные произведения их авторов; инсценировать произведения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....