Методическая разработка урока по литературному чтению "Докучные сказки"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Крылова Наталья Михайловна

Методическая разработка создана в соответствии с ФГОС второго поколения, включает все основные этапы урока сдомашним заданием, повторением жанров устного народного творчества; знакомство с понятием "приговорка". Детям урок очень понравился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokuchnye_skazki_-_kopiya.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

Разработка урока по литературному чтению в 3Б классе

«Докучные сказки.

Сочинение докучных сказок».

Составитель: Крылова Н.М.,

учитель начальной школы

второй квалификационной категории

10.09.2014 г.

Цели:

  1. ознакомить учащихся с докучными сказками;
  2. учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности;
  3. сочинять сказку с опорой на особенности построения;
  4. развивать память, внимание;
  5. обогащать словарный запас;
  6. прививать интерес к чтению, народному творчеству.

УУД:

Познавательные: учащиеся узнают, что такое докучные сказки, какую структуру они имеют;

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию, учиться моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, строить логическую цепочку рассуждений;

Личностные: оценивать себя и товарищей.

        

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Речевая разминка
  1. Чтение текста медленно, а затем с ускорением темпа

Мотылёк-вителёк,

Принеси нам ветерок;

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

  1. Словарная работа

Стружок (струг) – речное судно

  1. Беседа

- Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка).

- Когда и кто мог её говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова).

  1. Проверка домашнего задания

- Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( Мы читали русские народные песни).

- Прочитайте выразительно песню с. 17.

(Чтение песни учащимися)

- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

(Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали:

Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!)

- Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песни-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни).

  1. Физкультминутка (Проводит подготовленный ученик )

Вышли уточки на луг:

Кря-кря-кря!

(Шаги на месте).

Пролетел весёлый жук:

Ж-ж-ж!

(Взмахи руками).

Гуси шею выгибают:

Га-га-га!

(Круговые вращения головой)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево и вправо)

Ветер ветки раскачал,

(Покачивания поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал:

Р-р-р!

(Руки на поясе, наклон вперёд, смотреть перед собой).

Зашептал в воде камыш:

Ш-ш-ш!

(Руки вверх потянуться).

И опять настала тишь:

Ш-ш-ш.

(Сесть за парту).

  1. Работа по теме урока
  1. Введение в тему

- Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.

LПSWVSGГIOBWSOPIVKLA (приговорка)

Приговорка – это один из жанров устного народного творчества.

- Сегодня мы ознакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества.

(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам).

Ученик 1.

Жили - были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Ученик 2.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.

- Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки).

- Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.

ЕЫНЧУКОД  ИКЗАКС

- Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей)

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.

Докука - надоедливый

  1. Чтение сказки учителем

- Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи.

- Ты говоришь: «расскажи», я говорю «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?

- Не надо.

Ты говоришь: «не надо», я говорю «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?...

  1. Чтение докучных сказок

- Откройте с. 18-19 учебника и мы прослушаем аудиозапись докучных сказок. Прочитайте сказки  самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.

  1. Составление докучных сказок по карточкам.

А сейчас попробуйте сами составить докучную сказку с опорой на карточки. Сказки эти будут на современный лад.  Они разного цвета. Зелёного – полегче, про Жука; жёлтые – чуть потяжелее – про Красную Шапку и оранжевые – про Слона; светло-жёлтые – про Волка, с использованием английских слов. Кому какую?

Но прежде давайте скажем из чего же состоят докучные сказки?

Докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:

  1. Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
  2. Фрагмент текста (который повторяется)
  3. Связка

  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов урока

- Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается).

Продолжите предложения:

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Домашнее задание

Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь.  Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"

Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...

Методическая разработка урока по литературному чтению " Сказки Пушкина" 1класс УМК "Гармония"

ЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ  А.С. ПУШКИНА, ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ, ПОНЯТИЕМ "АВТОРСКАЯ СКАЗКА"...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...