Методическая разработка урока по литературному чтению "Докучные сказки"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Методическая разработка создана в соответствии с ФГОС второго поколения, включает все основные этапы урока сдомашним заданием, повторением жанров устного народного творчества; знакомство с понятием "приговорка". Детям урок очень понравился.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokuchnye_skazki_-_kopiya.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
Разработка урока по литературному чтению в 3Б классе
«Докучные сказки.
Сочинение докучных сказок».
Составитель: Крылова Н.М.,
учитель начальной школы
второй квалификационной категории
10.09.2014 г.
Цели:
- ознакомить учащихся с докучными сказками;
- учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности;
- сочинять сказку с опорой на особенности построения;
- развивать память, внимание;
- обогащать словарный запас;
- прививать интерес к чтению, народному творчеству.
УУД:
Познавательные: учащиеся узнают, что такое докучные сказки, какую структуру они имеют;
Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию, учиться моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, строить логическую цепочку рассуждений;
Личностные: оценивать себя и товарищей.
Ход урока
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Чтение текста медленно, а затем с ускорением темпа
Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок;
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
- Словарная работа
Стружок (струг) – речное судно
- Беседа
- Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка).
- Когда и кто мог её говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова).
- Проверка домашнего задания
- Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( Мы читали русские народные песни).
- Прочитайте выразительно песню с. 17.
(Чтение песни учащимися)
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
(Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали:
Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!)
- Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песни-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни).
- Физкультминутка (Проводит подготовленный ученик )
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря!
(Шаги на месте).
Пролетел весёлый жук:
Ж-ж-ж!
(Взмахи руками).
Гуси шею выгибают:
Га-га-га!
(Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал:
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклон вперёд, смотреть перед собой).
Зашептал в воде камыш:
Ш-ш-ш!
(Руки вверх потянуться).
И опять настала тишь:
Ш-ш-ш.
(Сесть за парту).
- Работа по теме урока
- Введение в тему
- Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.
LПSWPИVSGГIOBWSOPIVKLA (приговорка)
Приговорка – это один из жанров устного народного творчества.
- Сегодня мы ознакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества.
(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам).
Ученик 1.
Жили - были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Ученик 2.
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
- Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки).
- Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.
ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС
- Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей)
Докучный – наводящий скуку, докучливый.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
Докука - надоедливый
- Чтение сказки учителем
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: «расскажи», я говорю «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?
- Не надо.
Ты говоришь: «не надо», я говорю «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?...
- Чтение докучных сказок
- Откройте с. 18-19 учебника и мы прослушаем аудиозапись докучных сказок. Прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.
- Составление докучных сказок по карточкам.
А сейчас попробуйте сами составить докучную сказку с опорой на карточки. Сказки эти будут на современный лад. Они разного цвета. Зелёного – полегче, про Жука; жёлтые – чуть потяжелее – про Красную Шапку и оранжевые – про Слона; светло-жёлтые – про Волка, с использованием английских слов. Кому какую?
Но прежде давайте скажем из чего же состоят докучные сказки?
Докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:
- Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
- Фрагмент текста (который повторяется)
- Связка
- Рефлексия
- Подведение итогов урока
- Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается).
Продолжите предложения:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Домашнее задание
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"
Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения....
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»
Цели: · создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;· формировать ум...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...
Методическая разработка урока по литературному чтению " Сказки Пушкина" 1класс УМК "Гармония"
ЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ А.С. ПУШКИНА, ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ, ПОНЯТИЕМ "АВТОРСКАЯ СКАЗКА"...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"
Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....