Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc546 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по теме: «Персонаж в авторской сказке о волшебстве». 

(Технология деятельностного подхода к обучению)

Цель урока: - формирование первичного представления о приёмах создания образа литературного персонажа.

Тип урока: урок моделирования.

Учитель: Борисова Е.Г.

Ход урока:

  1. Создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

С каким литературным жанром мы познакомились на уроках литературного чтения?

Со сказкой.

Что такое сказка?

Сказка – это произведение с элементами вымысла и фантастики.

Какие бывают сказки?

Народные и авторские сказки.

Что отличают авторские сказки от народных?

У этих сказок есть автор.

В сказках вымышленные персонажи.


Мы с вами прочитали уже много авторских сказок. Какие герои вам понравились и запомнились больше всего?

 Проверка д/з.

Вы должны были нарисовать фантик с изображением любимого героя авторской сказки.





Учащиеся рассказывают о своём нарисованном герое ( имя героя, название произведения, автора, его историю)

  1. Постановка учебной задачи.

Уч.  Посмотрите: сколько разных героев придумали для вас авторы-сказочники!

А задумывались ли вы над тем, как авторы создают образы сказочных персонажей?

 на доске:         Образ персонажа

Уч.  Наверное, у писателей есть какие-то секреты создания образа. Давайте попробуем разобраться в этом и разгадать авторские секреты.

( поставить ?)

                Образ персонажа  ?

Открывается тема урока: «Персонаж в авторской сказке».

  1. Анализ и решение учебной задачи.

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

Дома вы прочитали отрывок из сказки Т. Александровой «Кузька».

О каком событии говорится в этом отрывке?



О первой встрече Кузьки и Наташи.

Кто такие Кузька и Наташа?

Главные персонажи сказки.

Как вы думаете, а какой герой сказочный: Кузька или Наташа? Почему?

Кузька сказочный, потому что домовых по-настоящему не бывает.

Давайте разберёмся, каким предстаёт Кузька  в прочитанном фрагменте сказки? Как он выглядит, как он себя ведёт, как говорит? И узнаем, как это характеризует Кузьку?

Учитель на доске составляет схему:

Кузька

        Описание        Речь

                           внешности                            Поведение

(Организует работу в парах)

Вы сейчас будете работать в парах. Но сначала вспомним правила совместной работы.



Прислушиваться к мнению соседа, если возникает спор, то искать компромисс (единое мнение).


Получают листы с заданием:

Задание для 1 ряда:

    1. Найдите в сказке описание Кузьки.

     2.Выпишите слова, которые

             помогают увидеть Кузьку.  

   

Задание для 2 ряда:

         1. Найдите в сказке описание того,

                     как ведёт себя Кузька.

          2.Выделите строки сказки, в

              которых описаны действия

                              Кузьки.

3.Расскажите, как это

                характеризует  Кузьку.

Задание для 3 ряда:


         1.Найдите в сказке слова (речь)

                   Кузьки?

         2.Подумайте, чем слова Кузьки

                     интересны.

         3.Расскажите, как речь

                 характеризует Кузьку?

(Организует выступление детей с 1 ряда)


Расскажите, как выглядит Кузька внешне?



Ребята, а кто его таким видит?



Подтвердите свой ответ чтением  фрагмента текста.


А может ли описание внешности подсказать, какой у Кузьки характер?

Найдите в тексте те детали, которые подсказывают это.


А кто знает, каким словом называют описание внешнего вида человека?

Как художники называют изображение человека?


В литературе описание внешнего вида тоже называют портретом.

Помог ли нам портрет увидеть характер Кузьки?



Небольшой, лохматый, в красной рубашке, нос курносый и т. д.


Таким Кузьку видят Наташа и автор.



(дети зачитывают)



Нос курносый, рот до ушей – значит весёлый, задорный.


Портрет.



Да, портрет подсказал, что Кузька весёлый, задорный.

(Организует выступление детей со 2 ряда)

Кузька осторожный, недоверчивый, пугливый («Ты отойди подальше, а пока убегу и спрячусь»)

Любопытный («Прутья раздвинулись, на девочку посмотрели чёрные глаза»)

Насмешливый, хочет казаться умнее («Наташа опять не знала. Лохматик обрадовался, запрыгал, заплясал…»)

Весёлый, озорной («Незнакомец засмеялся, запрыгал, веник заходил ходуном»).

Хвастливый («Тогда я тебя совсем не боюсь»)

(Организует выступление детей с 3  ряда)

Речь героя необычная, смешная, много непонятных слов…

Невежливый, невоспитанный ( На приветствие Наташи говорит: «Ага. Ладно». Обращается на «ты».)

Выдумщик (придумывает слова, которых нет: «жваркнешь»….)

Говорит, как деревенский житель: использует поговорки, присловья: «Беда-беда, огорчение…)

Хочет понравиться ( «А я-то на что…)

Ворчливый («Да видно не все про это знают»)

Все очень хорошо поработали, а теперь давайте соединим все характеристики вместе и ответим на вопрос: каким мы видим Кузьку?

Обобщение.

Теперь вы многое знаете про Кузьку. А как сама автор относится к своему герою?

Любит его, подсмеивается над ним.

Какие же приёмы помогли автору создать образ Кузьки и выразить своё отношение к нему?

Портрет

Поведение

Речь

Физминутка.

        

4.Этап моделирования.

Уч.  Вернёмся к вопросу, который мы поставили на уроке:

Как автор создаёт образ персонажа ?

Можете ли вы теперь ответить на этот вопрос?

Дети: Автор даёт описание внешнего вида , придумывает речь, создаёт ситуации, в которых герой себя проявляет, совершает поступки, действия.

Уч.  Я предлагаю на основе первой схемы, с которой начался урок, создать новую модель, отвечающую на вопрос урока:  Как автор создаёт образ персонажа ?

Образ персонажа

        Портрет                     Поведение,                        Речь

                                                                поступки

Уч: Поможет ли эта модель раскрывать характер других персонажей и в других сказках?

5.Рефлексия. Игра.

Уч. А теперь мы с вами поиграем и поработаем с текстом.

Все дети любят играть в пазлы. Это игра, которая развивает смекалку, зоркость, внимание. Поэтому сейчас я вам предлагаю поработать сообща.

На каждой парте лежит конверт с пазлами. Вы должны собрать картинку и с помощью слов из сказки «оживить» её.  (дети собирают пазлы и зачитывают отрывки)

                         

6. Итог.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

(…узнали, как создаётся образ сказочного персонажа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Докучные сказки"

Методическая разработка создана в соответствии с ФГОС второго поколения, включает все основные этапы урока сдомашним заданием, повторением жанров устного народного творчества; знакомство с понятием "п...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...

Методическая разработка урока по литературному чтению " Сказки Пушкина" 1класс УМК "Гармония"

ЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ  А.С. ПУШКИНА, ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ, ПОНЯТИЕМ "АВТОРСКАЯ СКАЗКА"...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...