А.Куприн Скворцы
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Иващенко Елена Равиловна

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_a.kuprin_skvortsy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс.

Тема урока:  А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»

Цели:  познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс, грамзапись «Голоса птиц», таблица на постановку дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А.Куприна,  выставка книг, иллюстрации птиц.

Ход урока.

I Орг.момент урока.

II Эмоциональный настрой.

- Посмотрите на доску и выберете  один конверт, который вам больше всего понравился.

- Сегодня мы продолжаем работать над большим разделом «Весна, весна красна…»

- Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает)
- Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки…)

А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу? (Чтобы читатели насладились ее красотой; чтобы люди берегли природу; чтобы мы любили свою Родину).

Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.

На какие группы мы можем разделить портреты этих известных людей. (поэты: А.Фет, А.Пушкин, С.Есенин, Ф.Тютчев и писатели А.Куприн, Н.Сладков).

Сегодня мы познакомимся с произведениями этих двух замечательных писателей.

- Как вы думаете, что общего между ними?

- И А.Куприн, и Н.Сладков безумно любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях)

- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.

- Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством.

 - На каком-то своем особом языке разговаривали они с птицами и животными.

- Этих писателей всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

Эпиграф: «У животных много своей, непонятной людям мудрости» А. И.Куприн

- Как вы думаете, в чем заключена мудрость животных?

III Загадка.

По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки -
Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка - … (СКВОРЕЦ).

IV Проверка домашнего задания.

(Чтение  стихотворений, подготовленных детьми дома)

Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.


Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!

V Поговорка .

 - А вот так говорят о скворцах в народе.

«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».

- Как вы понимаете эту пословицу? (С прилетом скворцов начинается настоящая весна)

Обыкновенные скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Гнездо строит самка. Её партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал - солому, сухую траву, веточки или перья.

VI Объявление темы урока. Вступительная беседа.

- Кто догадался, как будут называться произведения, с которыми мы будем знакомиться сегодня? (А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»)
- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
- Ребята, кто из вас видел скворцов?
-Как выглядит эта птичка?  

VII Словесное описание скворца по иллюстрации и плану.

План:

1.

Размер

Немного больше воробья

2.

Голова

Маленькая, круглая

3.

Клюв

Желтый, острый, как спица

4.

Глаза

Маленькие, как пуговки

5.

Оперение

У молодых – бурое,

Осень и зимой – черное с белыми пятнышками,

Весной и летом – черное, блестящее

6.

Лапки

Цепкие с острыми коготками

VIII  Словарная работа.

1.

Смотреть искоса

 скосив глаза.

2.

Легкомыслие

необдуманность, несерьезность.

3.

Робость

ощущение страха, боязни.

4.

Сажень

русская мера длины, равна 2м13см, жердь, доска

5.

Борозда

канавка на поверхности почвы.

6.

Беспечный

беззаботный, свободный от забот.

7.

Истребить

уничтожить, погубить.  

8.

Скворечник

небольшая деревянная будочка, укрепленная на шесте или  дереве около дома.

IX   Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице 1.

- глубокий вдох через нос, выдох через нос

- глубокий вдох через нос, выдох через рот

- глубокий вдох через рот, выдох через рот

- глубокий вдох через рот, выдох через нос

http://festival.1september.ru/articles/521626/img1.jpg

X Чтение текста А.Куприна «Скворцы» учителем.

- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

XI Беседа по восприятию текста А.Куприна «Скворцы»

- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям? (РТ №2, стр.64 №1)

- Когда прилетели скворцы? Найди точное описание в текст.

- Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитай. (РТ №2, стр.64 №2)

- Почему все так ждут скворцов?

- Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяют воробьев.

- Как ведут себя воробьи? Прочитай.

- допишите предложение словами из текста. (РТ №2, стр.64 №3)

- Когда лучше слушать пение скворцов? Найди в тексте и прочитай.

- Рассмотри иллюстрацию, найди в тексте слова, которым она соответствует.

- Прочитай загадку и нарисуй отгадку. (РТ №2, стр.64 №4)


XII Физкультминутка.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим вот так.

XIII Чтение текста Н.Сладкова «Скворцы-молодцы» учителем и подготовленным учеником по ролям.

- Послушайте еще одно произведение о скворцах, и обратите внимание, какаю пользу приносят скворцы людям?

XIV Беседа по восприятию текста Н.Сладкова «Скворцы-молодцы»

- Какую пользу приносят людям скворцам? Прочитайте.

- Найди в тексте обращения. Прочитайте, передавая голосом просьбу, с которой герой произведения обращается к скворцу.

XV Инсценировка произведения Н.Сладкова «Скворцы-молодцы»

(Чтение по ролям)

XVI Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».

С.Михалков  «Скворцы»

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По несколько минут…

Не требую награды

За свой талант и труд.

- Примите удобное для вас положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Солнечные лучи падают на деревья, кусты, травы. Прислушайтесь к пению маленькой птички.

XVII Беседа по восприятию.

- Голос какой птицы вы услышали в лесу?
( Так поет скворец, пробуждая природу ранним утром)

XVIII Моделирование обложек произведения

(работа в группах).

Групповое моделирование обложки (автор, заглавие, жанр, тема).

 XIX  Итог урока.

- Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого А.Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

- Понравились ли вам произведения? Чем?

- Почему талант Куприна и Сладкова называют ДОБРЫМ? (Они несут в своих произведениях свет и радость жизни).

- Давайте и мы будем добрыми и внимательными к окружающим нас животным. Откройте конверты и посмотрите на то, что там лежит. ( Скворечники и скворцы) Давайте, и мы заселим уже прилетевших скворцов в их домики – скворечники.

- Ребята, как вы оцениваете наш урок и почему?
(Каждый ученик показывает карточку солнышко или тучку  и обосновывает свой выбор.)

XX Домашнее задание.

- Вместе с родителями прочитайте эти рассказы, стр.108, вопрос 7,8 Рабочая тетрадь стр.65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения во 2 классе "А.Куприн. Скворцы"

План проведения урока литературного чтения во 2 классе. "Начальная школа XXI века"...

А. Куприн Скворцы. Н. Сладков. Скворец-молодец.

Конспект урока в 3-м классе по литературному чтению....

Урок литературного чтения Тема: « А.Куприн «Скворцы»

воспитывать любовь и бережное отношение к природе...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»

Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....

Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Скворцы"

Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Скворцы" по программе "Начальная школа XXI века"....

А.И. Куприн «Скворцы».

А.И. Куприн  «Скворцы»....

Урок по литературному чтению А.Куприн "Скворцы"

Урок по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн "Скворцы". Цель: познакомить учащихся с произведением А.Куприна "Скворцы"...