А.Куприн Скворцы
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_a.kuprin_skvortsy.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс.
Тема урока: А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»
Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс, грамзапись «Голоса птиц», таблица на постановку дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А.Куприна, выставка книг, иллюстрации птиц.
Ход урока.
I Орг.момент урока.
II Эмоциональный настрой.
- Посмотрите на доску и выберете один конверт, который вам больше всего понравился.
- Сегодня мы продолжаем работать над большим разделом «Весна, весна красна…»
- Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает)
- Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки…)
А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу? (Чтобы читатели насладились ее красотой; чтобы люди берегли природу; чтобы мы любили свою Родину).
Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.
На какие группы мы можем разделить портреты этих известных людей. (поэты: А.Фет, А.Пушкин, С.Есенин, Ф.Тютчев и писатели А.Куприн, Н.Сладков).
Сегодня мы познакомимся с произведениями этих двух замечательных писателей.
- Как вы думаете, что общего между ними?
- И А.Куприн, и Н.Сладков безумно любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях)
- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.
- Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством.
- На каком-то своем особом языке разговаривали они с птицами и животными.
- Этих писателей всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.
Эпиграф: «У животных много своей, непонятной людям мудрости» А. И.Куприн
- Как вы думаете, в чем заключена мудрость животных?
III Загадка.
По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки -
Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка - … (СКВОРЕЦ).
IV Проверка домашнего задания.
(Чтение стихотворений, подготовленных детьми дома)
Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
V Поговорка .
- А вот так говорят о скворцах в народе.
«Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».
- Как вы понимаете эту пословицу? (С прилетом скворцов начинается настоящая весна)
Обыкновенные скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Гнездо строит самка. Её партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал - солому, сухую траву, веточки или перья.
VI Объявление темы урока. Вступительная беседа.
- Кто догадался, как будут называться произведения, с которыми мы будем знакомиться сегодня? (А. Куприн «Скворцы», Н.Сладков «Скворцы-молодцы»)
- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
- Ребята, кто из вас видел скворцов?
-Как выглядит эта птичка?
VII Словесное описание скворца по иллюстрации и плану.
План:
1. | Размер | Немного больше воробья |
2. | Голова | Маленькая, круглая |
3. | Клюв | Желтый, острый, как спица |
4. | Глаза | Маленькие, как пуговки |
5. | Оперение | У молодых – бурое, Осень и зимой – черное с белыми пятнышками, Весной и летом – черное, блестящее |
6. | Лапки | Цепкие с острыми коготками |
VIII Словарная работа.
1. | Смотреть искоса | скосив глаза. |
2. | Легкомыслие | необдуманность, несерьезность. |
3. | Робость | ощущение страха, боязни. |
4. | Сажень | русская мера длины, равна 2м13см, жердь, доска |
5. | Борозда | канавка на поверхности почвы. |
6. | Беспечный | беззаботный, свободный от забот. |
7. | Истребить | уничтожить, погубить. |
8. | Скворечник | небольшая деревянная будочка, укрепленная на шесте или дереве около дома. |
IX Упражнения на постановку дыхания перед чтением по таблице 1.
- глубокий вдох через нос, выдох через нос - глубокий вдох через нос, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через рот - глубокий вдох через рот, выдох через нос |
X Чтение текста А.Куприна «Скворцы» учителем.
- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.
XI Беседа по восприятию текста А.Куприна «Скворцы»
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Как автор относится к своим героям? (РТ №2, стр.64 №1)
- Когда прилетели скворцы? Найди точное описание в текст.
- Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитай. (РТ №2, стр.64 №2)
- Почему все так ждут скворцов?
- Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяют воробьев.
- Как ведут себя воробьи? Прочитай.
- допишите предложение словами из текста. (РТ №2, стр.64 №3)
- Когда лучше слушать пение скворцов? Найди в тексте и прочитай.
- Рассмотри иллюстрацию, найди в тексте слова, которым она соответствует.
- Прочитай загадку и нарисуй отгадку. (РТ №2, стр.64 №4)
XII Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим вот так.
XIII Чтение текста Н.Сладкова «Скворцы-молодцы» учителем и подготовленным учеником по ролям.
- Послушайте еще одно произведение о скворцах, и обратите внимание, какаю пользу приносят скворцы людям?
XIV Беседа по восприятию текста Н.Сладкова «Скворцы-молодцы»
- Какую пользу приносят людям скворцам? Прочитайте.
- Найди в тексте обращения. Прочитайте, передавая голосом просьбу, с которой герой произведения обращается к скворцу.
XV Инсценировка произведения Н.Сладкова «Скворцы-молодцы»
(Чтение по ролям)
XVI Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».
С.Михалков «Скворцы»
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Еще в полях туманы,
Еще роса блестит,
А он, проснувшись рано
Уже вовсю свистит.
Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!
Выводит он рулады
По несколько минут…
Не требую награды
За свой талант и труд.
- Примите удобное для вас положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу. Солнечные лучи падают на деревья, кусты, травы. Прислушайтесь к пению маленькой птички.
XVII Беседа по восприятию.
- Голос какой птицы вы услышали в лесу?
( Так поет скворец, пробуждая природу ранним утром)
XVIII Моделирование обложек произведения
(работа в группах).
Групповое моделирование обложки (автор, заглавие, жанр, тема).
XIX Итог урока.
- Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого А.Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).
- Понравились ли вам произведения? Чем?
- Почему талант Куприна и Сладкова называют ДОБРЫМ? (Они несут в своих произведениях свет и радость жизни).
- Давайте и мы будем добрыми и внимательными к окружающим нас животным. Откройте конверты и посмотрите на то, что там лежит. ( Скворечники и скворцы) Давайте, и мы заселим уже прилетевших скворцов в их домики – скворечники.
- Ребята, как вы оцениваете наш урок и почему?
(Каждый ученик показывает карточку солнышко или тучку и обосновывает свой выбор.)
XX Домашнее задание.
- Вместе с родителями прочитайте эти рассказы, стр.108, вопрос 7,8 Рабочая тетрадь стр.65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока чтения во 2 классе "А.Куприн. Скворцы"
План проведения урока литературного чтения во 2 классе. "Начальная школа XXI века"...
А. Куприн Скворцы. Н. Сладков. Скворец-молодец.
Конспект урока в 3-м классе по литературному чтению....
Урок литературного чтения Тема: « А.Куприн «Скворцы»
воспитывать любовь и бережное отношение к природе...
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»
Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....
Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Скворцы"
Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Скворцы" по программе "Начальная школа XXI века"....
А.И. Куприн «Скворцы».
А.И. Куприн «Скворцы»....
Урок по литературному чтению А.Куприн "Скворцы"
Урок по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн "Скворцы". Цель: познакомить учащихся с произведением А.Куприна "Скворцы"...