А.И. Куприн «Скворцы».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Оганесян Рая Васильевна

А.И. Куприн  «Скворцы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  А.И. Куприн  «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения  А.Куприна «Скворцы».

Задачи урока: 

Образовательная –  формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;

Развивающая– расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Информационные умения:

умение находить информацию;

умение представлять информацию в разной форме;

соотнесение разных видов информации   (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);

умение находить  ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.

Коммуникативные умения:

умение четко и грамотно выражать свои мысли;

умение аргументировать своё мнение;

умение принимать позицию другого;

умение задавать вопросы;

умение отвечать на вопросы.

Регулятивные умения:

умение контролировать способ чтения других учеников;

умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;

умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).

Личностные результаты:

умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;

умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.

  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Изучение нового материала
  1. Подготовка к восприятию

Сегодня мы продолжаем  знакомство с творчества А.И.  Куприна.

Рассказ учащихся о жизни и творчестве А.И. Куприна.

Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

Просмотр видеоролика «Капель».

Беседа (по примерным вопросам)

- Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?
- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)
- Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

-  Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом  к нашему уроку.

Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались,  как может называться произведение? (А.. Куприн  «Скв…рцы»).
- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А  какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?
- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
- Как человек должен относиться птицам?
- Чем мы можем им помочь?
- Как называется домик для скворцов?

Словарная работа

  • Беспечный - беззаботный, легкомысленный.
  •  Истребить – уничтожить, погубить.
  •  Плешина – лысина.
  •  Становище – место стоянки.
  •  Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  •  Рубка – надстройка на палубе.
  •  Застреха  - в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
  •  Подзадоривают – побуждают к действиям.
  •  Взмывали – высоко взлетали.  
  •  Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
  •  Конница - конное войско.  

Упражнения на постановку дыхания перед чтением.

Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)

Анализ.

Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»). 

- Каких «старых знакомых» ждали люди? (Скворцов). 

- Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).

Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»). 

-Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).

- Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).

Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).

-Как вели себя птицы после долгого перелета? (ссорились, шумели, чистили перья).

Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»). 

-Как готовятся люди к прилету скворцов? (готовят скворечники). 

-Как характеризует автор воробьев? (плуты, воришки, забияки, драчуны).

Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»). 

-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его). 

-Чем питаются скворцы? (насекомыми).

Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»). 

-Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца? (Развлекает ее, охраняет гнездо).

Седьмой фрагмент (до конца). 

-Почему скворцы хорошие товарищи? (они предупреждают друг друга об опасности).

- Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

V Итог урока:

Беседа:

Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Рефлексия (карточки)

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения во 2 классе "А.Куприн. Скворцы"

План проведения урока литературного чтения во 2 классе. "Начальная школа XXI века"...

А. Куприн Скворцы. Н. Сладков. Скворец-молодец.

Конспект урока в 3-м классе по литературному чтению....

Урок литературного чтения Тема: « А.Куприн «Скворцы»

воспитывать любовь и бережное отношение к природе...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»

Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....

Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Скворцы"

Презентация к уроку литературного чтения "А.Куприн "Скворцы" по программе "Начальная школа XXI века"....

А.Куприн Скворцы

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок по литературному чтению А.Куприн "Скворцы"

Урок по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн "Скворцы". Цель: познакомить учащихся с произведением А.Куприна "Скворцы"...