Урок литературного чтения в 3 классе « Путешествие по "Былям - небылицам". Проверка и оценка достижений». (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока:
· обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»
· расширять словарный запас учащихся;
· формировать умение находить в тексте информацию;
· развивать умение сопереживать героям произведений;
· развивать творческую самостоятельность учащихся.
Оборудование: карточки со скороговоркой (Приложение 1); стихотворение (Приложение 2); карточки с заданиями (Приложение 3); карточки для самооценки (Приложение 4)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Бородина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Котлубанская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»
П. Котлубань.
Урок литературного чтения в 3 классе « Путешествие по "Былям - небылицам". Проверка и оценка достижений». (УМК «Школа России»)
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать умение находить в тексте информацию;
- развивать умение сопереживать героям произведений;
- развивать творческую самостоятельность учащихся.
Оборудование: карточки со скороговоркой (Приложение 1); стихотворение (Приложение 2); карточки с заданиями (Приложение 3); карточки для самооценки (Приложение 4)
ХОД УРОКА.
1.Организация начала урока (класс делится на 3 группы)
Стадия вызова.
“Верите ли Вы”
Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?
Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?
Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературной стране. Эта страна волшебная. А путешествовать мы будем на крыльях птиц Мечты и Фантазии. Чтобы дверь в волшебную страну открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку:
Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!
читают про себя;
читают хором;
читают парами.
– Итак, дверь открылась. Перед нами город «Былей-небылиц».
– Давайте вспомним, произведения каких писателей мы встретим в этом городе?
2. Работа с отрывками из ранее прочитанных текстов.
- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:
«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.»
(М.Горький «Случай с Евсейкой».Вставить слова: «точно курные вишни».)
- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова
«Слон оказывается больше. Чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - …».
(И.А. Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец).
- Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.
« - От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
(К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)
- Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь(для всех групп)
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо … (острова Буяна)
В царство славного Салтана.
(Это из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».)
- Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем.
3.Физкультминутка:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура – замри!
4. Проверка изученного материала.
Путешествие 1
– Ребята, чтобы продолжить путешествие, мы должны пройти тестирование по произведению «Растрёпанный воробей».
1. Мама Маши работала:
а) в музее
б) в театре
2. Мама впервые танцевала в театре роль:
а) Белоснежки
б) Золушки
3. Папа служил:
а) на полуострове Камчатка
б) на полуострове Сахалин
4. Папа подарил маме
а) стеклянный букетик
б) стеклянную вазу
5. Папин подарок утащила
а) сорока
б) ворона
в) воробей
6. Подарок нашёл и вернул маме:
а) воробей Пашка
б) милиционер
7. Воробей Пашка так поступил, чтобы:
а) отомстить вороне
б) отблагодарить девочку Машу
Проверка результатов тестирования, самооценка.
Физминутка
Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.
У воробушка головушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)
У воробушка спинушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Положить руки на спину и раскачиваться.)
У воробушка крылышко,
Ох, как болело!
Ох, как болело!
(Погладить левой рукой правую руку.)
У воробушка ноженька,
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Разглаживать рукой «больную» ногу.)
Путешествие 2
«На дне рождения у слона».
-Мы попали на День рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать кто еще был у слона, но…слоги в словах перепутались.
Итак,
Начинаем склейку слов
Из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки,
Сложите правильно кусочки.
У слона на дне рождения
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
( Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)
Путешествие 3 (для всех групп)
-О каком авторе идет речь?
1.Учитель: Он любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг еговспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но он подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Он за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.
(Куприн)
2.Учитель: Он родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки.
Всю свою жизнь он любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
( Паустовский)
Путешествие 4
Мимические упражнения
1.Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке.
2.Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья.
3.Изобразить: вы пожалели воробья.
Путешествие 5
-Определите ошибки в последовательности событий:
1 группа
1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.
2) Стенные часы пробили восемь раз.
3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)
4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.
5) Тайна стеклянного букетика.
6) Разбойница ворона (дать характеристику).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … .
2 группа
7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.
8) Милиционер подобрал Пашку.
9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.
10) Маша берет Пашку на воспитание (стр.17 – чтение отрывка).
11) Желание воробья отблагодарить Машу (стр.18 – чтение отрывка.)
12) Похищение стеклянного букета.
3 группа
13) Мама растроилась и долго плакала
14) Пашка узнал о пропаже.
15) Бой между воробьями и вороной (прочитать отрывок на стр. 20).
16) Маша и Петровна в театре.
17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.
18) От маленькой радости смеются,а от большой плачут.
5.Итог урока. Возвращение домой. Рефлексия.
- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»? (ответы детей)
-Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь окружающих тебя людей и животных)
Подведение итогов работы групп.
Самооценка участия в групповой работе.
Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.
Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.
Я предлагал идеи – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5
Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.
Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников, воробышков и рыбок.
Приложение 1
Карточки со скороговоркой (на 3 группы)
Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!
Приложение 2
Стихотворение (на 3 группы)
У слона на дне рожденья
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
Приложение 3
Карточки с заданиями (на 3 группы)
1 группа
1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.
2) Стенные часы пробили восемь раз.
3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)
4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.
5) Тайна стеклянного букетика.
6) Разбойница ворона (дать характеристику).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … .
2 группа
7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.
8) Милиционер подобрал Пашку.
9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.
10) Маша берет Пашку на воспитание.
11) Желание воробья отблагодарить Машу.
12) Похищение стеклянного букета.
3 группа
13) Мама расстроилась и долго плакала.
14) Пашка узнал о пропаже.
15) Бой между воробьями и вороной.
16) Маша и Петровна в театре.
17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.
18) От маленькой радости смеются, а от большой плачут.
Приложение 4
Карточки для самооценки (по количеству детей в классе)
Я предлагал идеи – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5
Использованная литература:
1.Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 3 класс»/Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005. – 96с.
2.Сафронова Л. Н. Значение сказки в решении проблемы литературного образования. //Сибирский учитель. - № 5 (35). - 2004 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"
Задачи урока.Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,ра...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» ...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : А.П.Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Ещё мама» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анал...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Николай Николаевич Носов «Федькина задача»" ( УМК "Школа России")
Конспект урока по литературному чтению ...