Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Задачи урока.

Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,развитие творческой самостоятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «БЫЛЯМ-НЕБЫЛИЦАМ».

Тип урока: обобщение знаний

Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Были-небылицы»; участия в инсценировании; способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности

при составлении рассказов, в инсценировании;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок

на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.)

Личностные:

проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Слушают в со-ответствии


.

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуйте!

Были-были-небылицы

Продолжаем изучать.

Будем четко ход событий

В наших книжках отмечать

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

У черепашьего черепашонка        У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонках        На черепашьей спинке

Черепашьи чоботы.        Из костяных пластинок

        Черепашья рубашонка.

– Прочитайте «птичьим базаром».

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с восклицательной интонацией.

– Кто быстрее произнесет скороговорку?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Пересказывают историю от лица Нади.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы».

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с….

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Осознанно


Мы узнаем…

Мы вспомним...

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении».

1. Отгадывание загадок.

2. Сочинение небылицы

– Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал).

– Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями

Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни.

Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Станция «Распутываем небылицу

про слона».

1. Работа по карточкам.

– Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях.

Слоги в словах перепутались.

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложите правильно кусочки.

Читает небылицу.

Это было в воскресенье        Раз, два, три, четыре, пять,

У слона на дне рожденья.        Помоги гостей собрать:

Гости пели, веселились,                    Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Приседали и кружились,        Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил,

Так кружились, так вертелись,        Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Что на части разлетелись.        Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Слушают небылицу «У слона на дне рождения».

Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему


2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон»

– Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает?

мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
по результату

– Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца

Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца

VI. Станция «Словесный конструктор»

– Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал). Как вы понимаете смысл этого выражения?

– Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение?

Собирают крылатое выражение из пазлов.

– От маленькой радости смеются, а от большой плачут.

Понимают
на слух ответы обучающихся. Слушают
собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

– А вы когда бываете счастливы?

– Плакали ли вы когда-нибудь от счастья?

– Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

– Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа?

– Назовите всех героев произведения. Сколько их?

– Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик).

– Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал).

Дают характеристику героям сказки.

– Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?

– Данная сказка авторская, нет зачина, концовки

и троекратного повтора…


VII. Самостоятельная работа по карточкам

Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал).

– Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

Карточка 1.

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…».

Карточка 2.

А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец».

Карточка 3.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни»

Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова

Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату

VIII. Станция «Игра в путаницу»

Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал).

– Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного.

После расстановки карточек должно получиться:

Злой кабан точил клыки,         Портной сшил себе штаны,

Пароход давал гудки,         Еж гонялся за мышами,

Соловей сидел на ветке,         Чиж летал под облаками,

Дикобраз томился в клетке,         Рак усами шевелил,

Кошка хвостик свой ловила,         Стол накрыт к обеду был,

Маша физику учила,         Чайник булькал на костре,

Буратино съел блины,         Мальчик прыгал во дворе

Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение

IX. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60.

•  Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи


X. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу
по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было неинтересно

на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом.

Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...