Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Задачи урока.
Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,развитие творческой самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения "Путешествие по былям-небылицам" УМК "Школа России" | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «БЫЛЯМ-НЕБЫЛИЦАМ».
Тип урока: обобщение знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Были-небылицы»; участия в инсценировании; способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике) | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод | Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, в инсценировании; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.) | Личностные: проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Слушают в со-ответствии |
.
– Проверим готовность к уроку. – Здравствуйте! Были-были-небылицы Продолжаем изучать. Будем четко ход событий В наших книжках отмечать | моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку. У черепашьего черепашонка У черепашьего черепашонка На черепашьих лапчонках На черепашьей спинке Черепашьи чоботы. Из костяных пластинок Черепашья рубашонка. – Прочитайте «птичьим базаром». – Прочитайте медленно. – Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Кто быстрее произнесет скороговорку? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы». – Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с…. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно |
Мы узнаем… Мы вспомним... Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… | и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | ||
IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении». 1. Отгадывание загадок. 2. Сочинение небылицы | – Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал). – Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями | Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни. Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Станция «Распутываем небылицу про слона». 1. Работа по карточкам. | – Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях. Слоги в словах перепутались. Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов. Изучите эти строчки, Сложите правильно кусочки. Читает небылицу. Это было в воскресенье Раз, два, три, четыре, пять, У слона на дне рожденья. Помоги гостей собрать: Гости пели, веселились, Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил, Приседали и кружились, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил, Так кружились, так вертелись, Ена-мот-ге-бе-раф-ги, Что на части разлетелись. Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи! | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Слушают небылицу «У слона на дне рождения». Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему |
2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон» | – Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? | мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль | |
– Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца | Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца | ||
VI. Станция «Словесный конструктор» | – Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал). Как вы понимаете смысл этого выражения? – Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение? | Собирают крылатое выражение из пазлов. – От маленькой радости смеются, а от большой плачут. | Понимают |
– А вы когда бываете счастливы? – Плакали ли вы когда-нибудь от счастья? – Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку. – Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа? | |||
– Назовите всех героев произведения. Сколько их? | – Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик). | ||
– Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал). | Дают характеристику героям сказки. | ||
– Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки? | – Данная сказка авторская, нет зачина, концовки и троекратного повтора… |
VII. Самостоятельная работа по карточкам | Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал). – Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова. Карточка 1. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…». Карточка 2. А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец». Карточка 3. М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни» | Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова | Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату |
VIII. Станция «Игра в путаницу» | Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал). – Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного. После расстановки карточек должно получиться: Злой кабан точил клыки, Портной сшил себе штаны, Пароход давал гудки, Еж гонялся за мышами, Соловей сидел на ветке, Чиж летал под облаками, Дикобраз томился в клетке, Рак усами шевелил, Кошка хвостик свой ловила, Стол накрыт к обеду был, Маша физику учила, Чайник булькал на костре, Буратино съел блины, Мальчик прыгал во дворе | Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение |
IX. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60. • Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
X. Итог урока. Рефлексия | Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было неинтересно на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом. Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным | Отвечают на вопросы. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...