Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс, УМК ОС "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс, (136 ч.), УМК ОС "Школа 2100", авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie._3_klass.docx | 107.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» | «Согласовано» | «Рассмотрено» |
Директор ГБОУСОШ № 996 Любушкина Ю.И. | Зам.директора по УВР Iступени образования ГБОУ СОШ № 996 Лазутина О.А. | на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №_______ |
Приказ №_____ | от « » августа 2014г. | |
от « » августа 2014г. | « » августа2014г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
учителя высшей квалификационной категории
по программе «Школа – 2100»
3а класс
Кучевской Натальи Владимировны
Рабочая программа составлена на основе:
авторской программы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е. В.Бунеевой,
О.В.Прониной для начального общего образования (1 -4 кл)
2014-2015 уч.год
Учебный методический комплект:
- «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве») Учебник для 3 класса в 2-х частях
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Тетрадь по литературному чтению для 3 класса
Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс
Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина (Москва «Баласс» 2011 г.)
- Уроки литературного чтения во 3-м классе (Методические рекомендации для учителя)
Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева (Москва «Баласс» 2011 г)
- «Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов)
Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2009 г.)
Количество часов на изучение программы 136 ч
Количество часов в неделю 4
Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:
федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
учебного плана ГБОУ СОШ № 996 на 2014-2015 учебный год;
в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
I. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценость стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Таблица предметных требований
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
|
|
|
|
|
|
VI. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Прощание с летом (6 ч ): Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Раздел 2. Летние путешествия и приключения (19 ч): Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Раздел 3. Природа летом (9 ч): Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Раздел 4. Уроки и переменки (13 ч ) : Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
Раздел 5. «Глухая пора листопада...» (8 ч): Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 ч): Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
Раздел 7. «Поет зима, аукает...» (12 ч): Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Раздел 8. Животные в нашем доме (9 ч):Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 ч): Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» (9 ч): Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
Раздел 11. День смеха (4 ч.): Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» ( 8 ч): Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
Раздел 13. День Победы (5 ч): Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Раздел 14. Родная земля (4 ч): Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
VI. Ожидаемые результаты:
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Календарно-тематическое планирование
(136 часов – 4 часа в неделю)
№п/п | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Тип урока | Элементы урока | Характеристика деятельности учащихся | Проверка ЗУН |
Раздел 1. Прощание с летом – 6 ч | |||||||
1 | 1 | Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день» | Урок ОНЗ | Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация) | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | ||
2 | 2 | Чем можно гордиться? (Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля») | Урок ОНЗ | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |||
3 | 3 | Юмор и ирония в рассказе В.Драгунского «Англичанин Павля». | Комбинированный урок | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | |||
4 | 4 | «Взрослая»жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот») | Урок развития умений и навыков | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |||
5 | 5 | Проверка техники чтения 0 срез | Проверка техники чтения 0 срез | ||||
6 | 6 | Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») | Урок ОНЗ | Работа со стихотворным произведением по плану | |||
Раздел 2. Летние путешествия и приключения – 19 ч | |||||||
7 | 1 | Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» | Урок ОНЗ | Работа со стих. по плану | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска- зывания. Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | ||
8 | 2 | Приключения изыскателей. С. Голицын «Сорок изыскателей» (Глава1) | Урок ОНЗ | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | |||
9 | 3 | Знакомство с героями повести С. Голицына «Сорок изыскателей» (Глава 3). | Комбинированный урок | Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст | |||
10 | 4 | Какие они – настоящие изыскатели? (С. Голицына «Сорок изыскателей», глава 4) | Комбинированный урок | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | |||
11 | 5 | Герои повести, портреты и характеры (С. Голицын «Сорок изыскателей»). | Комбинированный урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |||
12 | 6 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | Комбинированный урок | Деление текста на смысловые части, составление простого плана | |||
13 | 7 | Знакомство с повестью как жанром (И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»). | Урок развития умений и навыков | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |||
14 | 8 | Во что верят и играют мальчишки? (Глава 8 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | Урок развития умений и навыков | Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст | |||
15 | 9 | Во что верят и играют мальчишки? (Глава 13 из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | Комбинированный урок | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |||
16 | 10 | Книга для взрослых. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения | |||
17 | 11 | Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения | |||
18 | 12 | Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | Комбинированный урок | Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили | |||
19 | 13 | «Игра начиналась всерьёз, игра становилась жизнью» (Б. Емельянов «Игра»). | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения | |||
20 | 14 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | Урок ОНЗ | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | |||
21 | 15 | Ирония в рассказе К.Паустовского «Кот-ворюга»). | Комбинированный урок | Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст | |||
22 | 16 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома») | Комбинированный урок | Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений | |||
23 | 17 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома») (продолжение) | Комбинированный урок | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | |||
24 | 18 | Обобщение по разделу «Прощание с летом и летние путешествия». Проверочная работа по разделам 1–2 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделам 1-2 | |||
25 | 19 | Обучающее сочинение «Летние путешествия и приключения». | Урок развития устной и письменной речи | Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки | |||
Раздел 3. Природа летом – 9 ч | |||||||
26 | 1 | Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом» | Комбинированный урок | Осознанное чтение текста художественного произведения | Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. | ||
27 | 2 | Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), | Урок ОНЗ | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | |||
28 | 3 | Краски и звуки лета (М.Пришвин «Золотой луг»). | Комбинированный урок | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | |||
29 | 4 | Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | Комбинированный урок | Деление текста на смысловые части | |||
30 | 5 | Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | Комбинированный урок | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | |||
31 | 6 | Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби»). | Комбинированный урок | Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения | |||
32 | 7 | Картины летнего дня (И. Бунин «Розы») | Комбинированный урок | Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения | |||
33 | 8 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | Урок - практикум | ||||
34 | 9 | Обобщение по разделу «Природа летом». Проверочная работа по разделу 3 | Урок проверки и коррекции знаний | Умение письменно отвечать на вопросы | Проверочная работа по разделу 3 | ||
Раздел 4. Уроки и переменки – 13 ч | |||||||
35 | 1 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») | Урок ОНЗ | Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам | Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. | ||
36 | 2 | Чему учат в Школе клоунов? (Э. Успенский «Школа клоунов»), | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения | |||
37 | 3 | Как учат в Школе клоунов? (Э. Успенский «Школа клоунов»). | Комбинированный урок | Осознанное чтение текста художественного произведения | |||
38 | 4 | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради) | Урок-практикум | ||||
39 | 5 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения | |||
40 | 6 | Качества характера, которые могут быть интересны (Г. Куликов «Как я влиял на Севку»). | Комбинированный урок | Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения | |||
41 | 7 | Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | Комбинированный урок | Осознанное чтение текста художественного произведения | |||
42 | 8 | Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | Комбинированный урок | Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения | |||
43 | 9 | Особенности книги Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» | Комбинированный урок | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | |||
44 | 10
| Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | Комбинированный урок | Инсценирование; аргументированное объяснение точки зрения героев | |||
45 | 11 | «И в шутку, и всерьёз…» Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста. | Комбинированный урок | ||||
46 | 12 | Обобщение по разделу «Уроки и переменки» Проверочная работа по разделу 4 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделу 4 | |||
47 | 13 | Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | Внеклассное чтение | Составление плана; озаглавливание частей произведения | |||
Раздел 5. «Глухая пора листопада…» - 8 ч | |||||||
48 | 1 | Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень»). | Урок ОНЗ | Анализ стихотворений по плану. | Чтение Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра- ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль) | ||
49 | 2 | Такая разная осень... (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | |||
50 | 3 | Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения | |||
51 | 4 | Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | |||
52 | 5 | Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты…») | Комбинированный урок | Комбинированный урок | |||
53 | 6 | Как приходит зима. (Б. Пастернак «Иней») | Комбинированный урок | Комбинированный урок | |||
54 | 7 | Обобщение по разделу «Глухая пора листопада…» Проверочная работа по разделу 5 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделу 5 | |||
55 | 8 | Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами | Внеклассное чтение | ||||
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» -18 ч | |||||||
56 | 1 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с правилами речево- го поведения. | ||
57 | 2 | «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») | Комбинированный урок | Работа с жанром сказка по плану | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
58 | 3 | Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Никита-Кожемяка») | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения, составление плана, пересказ | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка. | ||
59 | 4 | Какие ещё бывают сказки? (Сказка «Как мужик гусей делил») | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения, составление плана, пересказ | |||
60 | 5 | Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город»), | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
61 | 6 | Арабская сказка «Синдбад-Мореход»). | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения, составление плана, пересказ | |||
62 | 7 | За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») | Комбинированный урок | Составление плана, пересказ, характеристика героев | |||
63 | 8 | Сказочная мудрость. (Ш. Перро «Ослиная шкура»). | Комбинированный урок | Определение темы и главной мысли произведения, составление плана, пересказ. | |||
64 | 9 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | Комбинированный урок | Составление плана, пересказ, характеристика героев | Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас- суждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки. Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Сочинять сказки, рассказы, стихотворения Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки. | ||
65 | 10 | «Звуки музыки» в сказке (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»). | Комбинированный урок | Составление плана, пересказ, характеристика героев | |||
66 | 11 | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») | Комбинированный урок | Составление плана, пересказ, характеристика героев | |||
67 | 12 | Что может помочь в беде? (А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»). | Комбинированный урок | Составление плана, пересказ, характеристика героев | |||
68 | 13 | Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | Комбинированный урок | Работа с пьесой | |||
69 | 14 | Инсценирование. С. Маршак «Сказка про козла». | Комбинированный урок | Инсценирование сказки. | |||
70 | 15 | Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».
| Комбинированный урок | Составление плана, пересказ, характеристика героев | |||
71 | 16 | Проверочная работа по разделу 6 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделу 6 | |||
72 | 17 | Внеклассное чтение по разделу «И кот учёный свои мне сказки говорил…». | Внеклассное чтение | ||||
73 | 18 | Обучающее сочинение «Моя любимая сказка». | Умение письменно излагать свои мысли | Обучающее сочинение | |||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» - 12 ч | |||||||
74 | 1 | Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») | Урок ОНЗ | Анализ стихотворений по плану. | Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения | ||
75 | 2 | «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта«Снежинка», И. Бродского «Вечером») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | |||
76 | 3 | В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет»). | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | |||
77 | 4 | В ожидании новогоднего чуда. (А. Барто «В защиту Деда Мороза»). | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
78 | 5 | Урок - практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради) | Урок-практикум | Анализ стихотворений по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
79 | 6 | Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
80 | 7 | Зимние впечатления. (Д. Самойлова «Город зимний») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
81 | 8 | Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
82 | 9 | Жизнь зимой. (В. Бианки «По следам») | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
83 | 10 | Обобщение по разделу «Поёт зима, аукает…». Проверочная работа по разделу 7 | Урок проверки и коррекции знаний | Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас- суждение), соответствующие языковые средства. | Проверочная работа по разделу 7 | ||
84 | 11 | Обучающее сочинение «Поёт зима, аукает…». | Р/речи | Умение письменно излагать свои мысли по плану | Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки. | Обучающее сочинение | |
85 | 12 | Внеклассное чтение по разделу 7 «Поёт зима, аукает…». | Внеклассное чтение | Умение работать с художественным произведением по плану | |||
Раздел 8. Животные в нашем доме – 9 ч | |||||||
86 | 1 | Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» | Урок ОНЗ | Анализ стихотворений по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
87 | 2 | У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
88 | 3 | Как звучит слово? (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»). | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
89 | 4 | Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
90 | 5 | Замечательные собаки. (В. Драгунский «Дымка и Антон») | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | |||
91 | 6 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | ||
92 | 7 | Как переживает автор? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»). | Комбинированный урок | Умение работать с художественным произведением по плану | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | ||
93 | 8 | Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. | ||
94 | 9 | Обобщение по разделу «Животные в нашем доме». Проверочная работа по разделу 8 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделу 8 | |||
Раздел 9. Мы с мамой и папой – 12 ч | |||||||
95 | 1 | Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
96 | 2 | Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») | Комбинированный урок | Сравнение, олицетворение, эпитет в произведении | Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
97 | 3 | Подарки-это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | Комбинированный урок | Анализ произведения по плану. | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
98 | 4 | Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | Комбинированный урок | Сравнение, олицетворение, эпитет в произведении | Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
99 | 5 | О чём надо задуматься? (И. Дик «Красные яблоки») | Комбинированный урок | Сравнение, олицетворение, эпитет в произведении | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
100 | 6 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | Комбинированный урок | Сравнение, олицетворение, эпитет в произведении | Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с правилами речево- го поведения. | ||
101 | 7 | Что такое счастье? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | Комбинированный урок | Анализ произведения по плану. | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
102 | 8 | Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | Комбинированный урок | Сравнение, олицетворение, эпитет в произведении | |||
103 | 9 | Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) | Комбинированный урок | Характеристика героев по плану | Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | ||
104 | 10 | Какая проблема волнует автора? (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) | Комбинированный урок | Анализ произведения по плану. | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | ||
105 | 11 | Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье | Комбинированный урок | Различение элементов книг, журналов (обложка,оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация) | Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари- тельной подготовки. | Сочинение о своей семье | |
106 | 12 | Обобщение по разделу «Мы с мамой и папой». Проверочная работа по разделу 9 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделу 9 | |||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» - 9 ч | |||||||
107 | 1 | Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
108 | 2 | Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
109 | 3 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
110 | 4 | Что такое удивительный подарок? (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
111 | 5 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
112 | 6 | Сказка или быль. (Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | ||
113 | 7 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | ||
114 | 8 | Почему можно рассердиться? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Участвовать в диалоге в соот- ветствии с привилами речево- го поведения. | ||
115 | 9 | Обобщение по разделу «Наполним музыкой сердца…». Проверочная работа по разделу 10 | Урок проверки и коррекции знаний | Умение обобщать, делать выводы, анализировать | Проверочная работа по разделу 10 | ||
Раздел 11. День смеха – 4 ч | |||||||
116 | 1 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. | ||
117 | 2 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | Комбинированный урок | Умение обобщать, делать выводы, анализировать | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
118 | 3 | Что такое чувство юмора? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
119 | 4 | Весёлые стихи. (Двустишия О.Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» - 8 ч | |||||||
120 | 1 | Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Высказывать и аргументиро- вать своё отношение к прочи- танному. | ||
121 | 2 | Как приходит весна (Стихотворение А. Блока «Ветер принес издалёка...») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. | ||
122 | 3 | Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Читать вслух осознанно, пра- вильно, выразительно, инто- нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | ||
123 | 4 | Озорные стихи о весне. (Стихотворение « Саши Чёрного «Зелёные стихи») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде- лять в тексте логические части, отвечать на вопросы | ||
124 | 5 | Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | |||
125 | 6 | Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений | Декламировать стихотворе- ние, отрывки прозы. | ||
126 | 7 | Обобщение по разделам «День смеха», «О весна, без конца и без краю…».
| Урок развития умений и навыков | Умение обобщать, делать выводы, анализировать | Характеризовать текст: пред- полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра- ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фак- туальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль) | ||
127 | 8 | Проверочная работа по разделам 11–12 | Урок проверки и коррекции знаний | Проверочная работа по разделам 11–12 | |||
Раздел 13. День Победы – 5 ч | |||||||
128 | 1 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. | ||
129 | 2 | Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | ||
130 | 3 | О чём надо задуматься? (В. Драгунский «Арбузный переулок») | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
131 | 4 | Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | Комбинированный урок | Анализ стихотворений по плану. | Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. | ||
132 | 5 | Внеклассное чтение по разделу 13 «День Победы». Проверка техники чтения | Внеклассное чтение | Различение элементов книг, журналов (обложка,оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация) | Проверка техники чтения | ||
Раздел 14. Родная земля – 4 ч | |||||||
133 | 1 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание. | ||
134 | 2 | Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | Комбинированный урок | Умение обобщать, делать выводы, анализировать | Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра- зительные средства языка | ||
135 | 3 | Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | Комбинированный урок | Анализ художественного произведения по плану. | Сочинять сказки, рассказы, стихотворения | ||
136 | 4 | Заключительный урок внеклассного чтения | Урок обобщения ЗУН | Умение обобщать, делать выводы, анализировать | |||
137-138 | Резервные уроки, уроки итогового контроля | Урок проверки и коррекции знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2класс.УМК "Школа 2100"
Согласованозаместитель директора по УВРМОУСОШ№12_____________________О.А. МихаленкоРассмотренона методическом объединениипротокол № ___от ____2013 года____________________________УтверждаюДирект...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, матеиатике, русскому языку, окружающему миру 3 класс Школа 2100
рабочие программы 3 класс Школа 2100...
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 век" с учётом ФГОС...
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 век" (4часа в неделю) с учётом ФГОС)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Школа 2100. 3 класс. 136 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.
г.Волгоград. 47 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание места учебного предмета в учебном плане.О...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....