А.Л.Барто "Вовка - добрая душа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Климкина Елена Евгеньевна

Материал можно использовать на уроке литературного чтения во 2 классе при изучении творчества А.Барто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_barto_vovka_dobraya_dusha.odt38.38 КБ
Файл лист самооценивания25.43 КБ

Предварительный просмотр:


Климкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ  № 11

г. Саров Нижегородской области

  Агния Львовна Барто

 «Вовка – добрая душа»

 (урок открытия нового знания)

Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения и чтения по ролям, определения настроения стихотворения и усвоения учащимися литературного приема «звукопись».

Планируемые  результаты

Личностные результаты

  • развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
  • формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению
  • формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самооценивания
  • формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
  • осознавать и принимать  учебную задачу

Познавательные универсальные учебные действия:

  • учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Доносить свою позицию до других людей
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
  • строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты

  • научить определять основную мысль произведения и его настроение
  • научить выделять прием  «звукопись»
  • научить подбирать рифму
  • развивать технику выразительного чтения и чтения по ролям

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • компьютеры (планшеты) у каждого ученика, 1 ученик – 1 компьютер
  • листы самооценивания у каждого ученика
  • карточки со словами
  • Я знаю
  • Я умею
  • Я не знаю
  • Я не умею
  • Я узнал

Авторский комментарий к презентации.

Каждый слайд сменяется по щелчку.

Слайд 1. Не демонстрируется.

Слайд 2. Речевая разминка.

Слайд 3. План урока.

Слайд 4.  Портрет А.Л. Барто.

Слайд 5. Цикл стихов «Игрушки».

Слайд 6. Интерактивное упражнение «Собери пазл».

Слайд 7. Иллюстрации к стихотворению «Вовка – добрая душа».

Слайд 8. Стихотворение «Вовка – добрая душа».

Слайд 9. Физкультминутка. 

Слайд 10. Интерактивное упражнение «Замени слова».

Слайд 11. Иллюстрация к книгам Барто А.Л.

Слайд 12. Иллюстрация к книгам Барто А.Л.

Слайд 13. Иллюстрация к книгам Барто А.Л.

Слайд 14. Викторина «Творчество Агнии Барто».

Слайд 15. Лист самооценивания.

Слайд 16. Ссылки на источники.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Слайд 1. Не демонстрируется.

Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Поэзии, и сегодня нас ждет встреча с творчеством известной поэтессы.

Слайд 2. Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение  про себя,  потом жужжащим чтением.

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

Что случилось с жуком?

Кто мог посадить его в железную банку? Зачем?

Чтобы вы сделали в этой ситуации?

Как автор передает грустное жужжание жука?

В этом маленьком четверостишии Виктор Лунин использует литературный прием «звукопись». Как вы считаете, что это за прием? Верно, это повтор звуков, повтор фонетически близких и похожих звуков.

Зачем его использует поэт?

Прочитайте стихотворение с различной интонацией:

1 ряд – грустно

2 ряд – удивленно

3 ряд -  с усилением звучания.

Какое стихотворение  про жука вы еще знаете? Кто его написал? Прочитайте стихотворение Агнии Барто «Мы не заметили жука» с выражением.

(у доски несколько человек читают наизусть стихотворение)

Использует ли в этом стихотворении прием звукописи Агния Барто?

  1. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

Составим план урока. Попробуйте определить тему и задачи нашего урока. Для этого нам помогут карточки:  я знаю, я не знаю, я умею, я не умею.

Что вы запомнили о жизни и творчестве поэтессы? Какие стихи ее читали?

(учитель показывает карточки: я знаю, я умею.)

Что вы умеете? Чему научились при чтении стихов?

Умеете ли вы читать без ошибок, выразительно, целыми словами?

(учитель показывает карточки: я не знаю, я не умею)

Какие задачи поставим перед собой? Сравним с задачами на доске.

Слайд 3. План урока.

  • Изучать дальше творчество Агнии Львовны Барто
  • Учиться читать выразительно
  • Учится подбирать рифму
  • Учиться работать в парах и группах
  • Познакомиться с приемом «звукопись»

Какие новые задачи вы увидели? Одну задачу мы уже выполнили.

Хорошо, что вы вспомнили биографию Агнии Барто. Я предлагаю посмотреть видеоролик о поэтессе с новыми фактами из ее жизни.

Слайд 4. Портрет А.Л.Барто.

http://youtu.be/h2WILlVT708  ролик создан Климкиной Е.Е.

(Если проблемы с показом, можно использовать презентацию и устный рассказ о поэтессе.)

В феврале 1906 года в семье московского врача-ветеринара Льва Волова родилась девочка, которую назвали Агния. Отец мечтал, чтобы его дочь стала известной балериной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр, особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное училище, не смея противиться воле отца. Но при этом часто пишет небольшие стихотворения. Все-таки поэзия победила.

В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка».

Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидели  свет стихи для самых маленьких «Игрушки» .

Слайд 5. Цикл стихов «Игрушки».

Всем знакомы с детства строки:

Идет бычок, качается…

Наша Таня громко плачет…

Зайку бросила хозяйка

После войны Агния Барто стала вести программу на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди делились воспоминаниями о своих родственниках, пропавших в годы войны. За несколько лет работы на радио Барто смогла объединить около тысячи семей. Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков».  Ее стихотворение «Веревочка» было взято режиссером И. Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка».

Агния Львовна всегда писала для детей, часто ходила в детские дома, школы, много разговаривала с детишками. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

Агния Барто очень рано научилась читать, и , идя по улице маленькая Агния читала всё подряд: вывески, афиши, плакаты, а к прочитанным словам всегда подбирала рифмы. Это у неё со временем быстро и здорово получалось. Например, дом – гном - гастроном.
Давайте и мы поиграем с вами в рифмы,

Слайд 6.  Интерактивное упражнение «Собери пазл»

(самостоятельная работа, каждый работает на своем компьютере)

http://learningapps.org/display?v=pib85whbj01 

Если вы правильно подберете рифмы, откроется иллюстрация к книге Агнии Барто с главным героем.

Ребята, кто не успел закончить задание, вам помогут соседи.

Агния Львовна написала цикл стихотворений про мальчика Вовку, который всем помогает. Он стал примером лля многих поколений детей.

Слайд 7. Иллюстрации к стихотворению «Вовка – добрая душа».

А. Барто очень верила в доброту и чуткость детей. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся,  «Вовка – добрая душа» рассказывает о таких детях.

Видео «Стихи Барто. Исполняет автор»

http://www.youtube.com/watch?v=IXE7spX2YM4  – читает стихи Агния  Барто

3.        Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Откройте учебники и прочитайте про себя стихотворение, потом друг другу.

(стихотворение дублируется на доске для дальнейшей работы над выразительным чтением)

Слайд 8. Стихотворение «Вовка – добрая душа».

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена —

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

 

— С добрым утром!

С добрым утром!

 

Я спросила: — Это мне?

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

— С добрым утром!

С добрым утром!

 

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка — есть такой!

 Вам Вовка понравился? А можно сказать «Душа у него добрая»? Как это понимаете?  Есть ли у вас такие друзья?

  1. Физкульминутка.

Слайд 9.  Физкультминутка (дети выполняют танцевальные упражнения под музыку).

  1. Первичная проверка понимания.

Слайд 10. Интерактивное упражнение «Замени слова».

(фронтальная работа)

http://learningapps.org/display?v=p5t251hg201 

Ребята, следующее задание выполнит тот, кто имеет хорошую память и умеет подбирать рифмы. Прочитайте еще раз стихотворение, закройте учебники, послушайте задание.

«Произошел сбой работы в компьютере. Многие слова в стихотворении А.Барто изменились. Найдите эти слова и выделите их. Восстановите текст по памяти».

Вы правильно нашли измененные слова. Кто вспомнит, как звучат эти строчки у Барто? Прочитаем стихотворение.

В каких словах вы услышали рифмы?

Каким вы представляете себе Вовку? Прочитайте нужные строчки. А каким  вы его видите?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Почему мальчик кричал «С добрым утром!»?

Как вы думаете, он знал Агнию Барто?

Найдите и прочитайте строки, какое чувство испытала поэтесса, услышав приветствие?

Почему она удивилась?

Какие слова приветствия вы еще знаете?

А вы здороваетесь с людьми?  Когда нужно здороваться?

Какой по характеру Вовка? Хотите  иметь такого друга?

Прочитайте стихотворение выразительно,  передав своё отношение к происходящему.

Прочитаем стихотворение по ролям. Не забывайте, что у каждой роли есть своя интонация.

 Какие герои присутствуют? С какой интонацией вы будете читать за Вовку? А за Агнию Барто?

(стихотворение читают по ролям парами несколько человек)

Прочитайте по ролям друг другу.

  1. Первичное закрепление. Самоконтроль (самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).

Самостоятельная работа в командах.

Ребята, каждый ряд получает свое задание: прочитать выразительно стихи про Вовку, чтобы мы узнали, какие добрые поступки совершал этот мальчик. Каждый из вас получит листок с четверостишием, прочитает его про себя несколько раз, своему соседу, а потом мы всем классом послушаем у доски наших артистов.

Слайд 11.  Иллюстрация к книгам Барто А.Л.

Про Вовку, черепаху и кошку

Случилось вот какое дело —

Черепаха похудела!

— Стала маленькой головка,

Хвостик слишком тонок! —

Так сказал однажды Вовка,

Насмешил девчонок.

— Похудела? Ну, едва ли! —

Девочки смеются.—

Молока мы ей давали,

Выпила всё блюдце.

Черепаха панцирь носит!

Видишь, высунула носик

И две пары ножек!

Черепаха панцирь носит,

Похудеть не может.

— Черепаха похудела!—

Уверяет Вова.—

Нужно выяснить, в чем дело,

Может, нездорова?

Смотрит Вовка из окошка,

Видит он — крадется кошка,

Подошла, лизнула блюдце...

Экая плутовка!

Нет, девчонки зря смеются!

— Вот,— кричит им Вовка,—

Поглядите, кошка съела

Завтрак черепаший!

Черепаха похудела

Из-за кошки вашей!

Слайд 12.  Иллюстрация к книгам Барто А.Л.

Как Вовка бабушек выручил

На бульваре бабушки

Баюкают внучат,

Поют внучатам ладушки,

А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,

Им жарко в летний зной,

Андрей, в коляске голенький,

Вопит как заводной.

— Ладушки, ладушки...—

Ох, устали бабушки,

Ох, крикунью Ирочку

Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку

Вовку нужно звать.

— Вовка — добрая душа,

Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,

Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:

— Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,

Так они удивлены:

Распевает ладушки

Мальчик вместо бабушки!

Засмеялись сразу обе

Маленькие Оленьки,

И Андрей не хмурит лобик,

А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:

— Ладушки, ладушки!

— Вот какой у нас помощник!

Радуются бабушки.

Говорят ему:—

Спасибо!

Так плясать

Мы не смогли бы!

Слайд 13.  Иллюстрация к книгам Барто А.Л.

Как Вовка стал старшим братом

— У меня есть старший брат,

Очень умный парень! —

Уверяет всех ребят

Таня на бульваре.—

В красном галстуке он ходит,

В пионерской форме,

Сорняки на огороде

Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка

Старшим братом хвалится:

— Если кто меня обидит —

Старший брат в окно увидит.

Если я заплакала —

Он проучит всякого.

Он готов меня спасти

И от тигра лютого.

Десять лет ему почти,

Павликом зовут его.

Катя в красном платьице

Как расплачется:

— Я одна ничья сестра,—

Цапнул кот меня вчера.

Что ж, меня кусай, царапай...

Я одна у мамы с папой,

Нету братьев у меня,

Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша

Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам:

— Буду Кате старшим братом.

С понедельника, с утра,

Будешь ты моя сестра.

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Слайд 14. Викторина «Творчество Агнии Барто». Самостоятельная работа.

http://learningapps.org/display?v=pqqi6oxb501 

Каждый из вас работает на компьютере, потом мы все вместе проверим.

  1. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Вернёмся к плану урока. ( открывается нужный слайд)

Какие задачи мы выполнили, а какие не смогли?

Какие новые литературные термины вы запомнили?

Есть ли у вас такой друг, как Вовка?

Расскажите про его добрые дела.

Какое упражнение запомнилось  и было интересным?

Слайд 15. Листы самооценивания.

Возьмите листы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте нужным цветом кружок.

Домашнее задание

Выучить стихотворение А.Л.Барто «Вовка – добрая душа" наизусть, придумать свою историю о приключениях Вовки.

Используемые Интернет – ресурсы:

http://muzofon.com/search/алексей%20рыбников%20лирическая%20тема звуковой файл, лирическая тема из фильма «Руки вверх», Алексей Рыбников

http://myzuka.ru/Song/2071631/Алексеи-Рыбников-Тема-Кеши-Усатыи-Нянь  звуковой файл, Алексей Рыбников

http://www.miloliza.com/biografiya/barto-biografiya.html биография

http://prezentacii.com/literatura/10132-agniya-barto-biografiya-dlya-detey.html фото и биография

http://er3ed.qrz.ru/barto-gallery.htm фото Барто

http://www.agniyabarto.ru/00_barto-100-semeynoe-schastie-aif.htm биография Барто

http://img.readtiger.com/wkp/ru/Barto_toys.jpg «Игрушки»

http://www.bookcenter.kz/images/books_images/269720.jpg игрушки

http://900igr.net/datai/literatura/Tvorchestvo-Barto/0004-005-Agnija-Lvovna-sobiralas-stat-balerinoj-dazhe-uchilas-v.jpg балерина

http://img2.labirint.ru/books/260736/scrn_big_1.jpg стих слон

http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0847/01labqvtm1227039002.jpg бычок

http://crosti.ru/patterns/00/00/aa/2d6a2caf18/preview.jpg зайка

http://img1.labirint.ru/books/276360/scrn_big_1.jpg заяц

http://www.xxlbook.ru/imgh1014079.png мишка

http://www.libex.ru/dimg/1496a.jpg Вовка

http://detochki-doma.ru/agniya-barto-vovka-dobraya-dusha/ -книга

http://kid-book-museum.livejournal.com/209814.html 1 страница

http://www.labirint.ru/screenshot/goods/176448/2/ 2 стр

http://skypeconsultants.org/gallery/displayimage.php?album=20&pos=11 3 стр

http://kid-book-museum.livejournal.com/209814.html страницы из книги

http://znamus.ru/page/barto портрет

http://www.labirint.ru/screenshot/goods/176448/3/ 4 стр

Упражнение (выполнено автором):

http://learningapps.org/display?v=pqqi6oxb501 викторина

http://learningapps.org/display?v=pib85whbj01 собери пазл

http://learningapps.org/display?v=p5t251hg201 замени слова

Видеоролик:

http://youtu.be/h2WILlVT708   видеоролик Климкиной Е.Е.

Видео «Стихи Барто. Исполняет автор»

http://www.youtube.com/watch?v=IXE7spX2YM4  – читает стихи Агния  Барто



Предварительный просмотр:

Лист самооценивания

Фамилия, имя……..

Я умею читать выразительно стихи.

Я стараюсь читать стихи так, как читает сосед или учитель.

Мне трудно читать стихи, так как я еще читаю по слогам.

Я умею подбирать рифмы.

Я подбираю  рифмы с помощью соседа или учителя.

Мне трудно подбирать рифмы.

Мне было легко отвечать на вопросы викторины.

Я отвечал на вопросы викторины с помощью соседа.

Я не смог ответить на вопросы викторины.

Прочитай все высказывания. Закрась 3 кружка в тех строчках, где ты согласен с высказываниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Л.Барто "Вовка - добрая душа"

Данная презентация подготовлена к уроку А.Л.Барто "Вовка - добрая душа" по программе Школа России....

Презентация к уроку по чтению во 2 классе. Тема урока: А.Л.Барто. "В школу", "Вовка - добрая душа".

Презентация к уроку по чтению,2 класс. Тема урока : "А.Л.Барто. "В школу", "Вовка - добрая душа"....

Урок литературного чтения во 2 классе. А. Барто "Вовка - добрая душа"

Представлен план-конспект к открытому уроку по творчеству А. Л. Барто, на котором созданы условия для знакомства учащихся с новым стихотворением А. Барто, для развития навыка выразительного чтения, ос...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Агния Барто "В школу", "Вовка - добрая душа"

Конспект урока по литературному чтениюТема: Агния Барто «В школу», «Вовка - добрая душа» Цели урока: создать условия для развития навыков выразительного чтения и чтения по ролям, определения наст...

Конспект-презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "А.Л.Барто "Вовка-добрая душа"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме А.Л.Барто "Вовка-добрая душа" с использованием электронных ресурсов....