«Образ няни в лирике А.С.Пушкина»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Урок проведён в 3 классе с углубленным изучением английского языка
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показывает процесс формирования УУД. Урок разработан в соответствии с содержанием программы по литературному чтению УМК развивающего обучения Л.В. Занкова и углубленного изучения английского языка.
Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий, проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся. Раскрыта тема влияние личности няни в становлении А.Пушкина как поэта и как выдающейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_nyani_v_lirike_a.s.pushkina.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс "От призвания к признанию"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Балаково Саратовской области
АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по предмету литературное чтение
3 класс
Тема:" Образ няни в лирике А.С. Пушкина"
Программа развивающего обучения Л.В. Занкова
Ирина Витальевна Вершинина,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 27
г. Балаково Саратовской области
2014г
Аннотация
Учитель: Вершинина Ирина Витальевна,
высшей квалификационной категории, стаж работы – 32года
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балаково,
улица Степная,30.
Предмет: начальные классы
Урок "открытия"нового знания
Урок проведён в 3 классе с углубленным изучением английского языка
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показывает процесс формирования УУД. Урок разработан в соответствии с содержанием программы по литературному чтению УМК развивающего обучения Л.В. Занкова и углубленного изучения английского языка.
Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий, проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся. Раскрыта тема влияние личности няни в становлении А.Пушкина как поэта и как выдающейся личности.
Тема | «Образ няни в лирике А.С.Пушкина» | |||
Цель темы | Обучающие цели: 1.Закрепление навыка анализа-интерпретации стихотворного текста. 1.Формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения 3.Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы. 4. Расширение активного и пассивного словаря детей. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: 1. Создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления. 2. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли. 3. Создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательность Воспитательные цели: 1.Раскрытие для детей красоты и богатства родного языка. 2.Обучение умению общаться между собой. 3. Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина; 4.Создание благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии 5.Воспитание интереса к разным видам искусства. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение; Учить делить текст на смысловые части. Уметь рассуждать и делать выводы. | Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности; - формирование уважения к истории, культурным традициям; - формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим; Регулятивные: - целеполагание и планирование путей достижения целей; - самостоятельный контроль своего времени; - принятие решений в проблемной ситуации; - развитие навыков самооценки; Познавательные: - поисковое чтение - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в группе; - осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств. | |||
Основные понятия | сравнение «будто на часах». Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках», «теснят твою всечасно грудь». Эпитет «забытые» Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: "Давно, давно ты ждешь меня" ,лирический герой. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Методы и формы работы | Ресурсы | ||
литературное чтение, изобразительное искусство, история, русский язык | Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная - групповая - фронтальная | Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение Использовались ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) |
Методическая справка
Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.
Интернет –ресурсы:
http://www.rtkbak.ru/
http://family-history.ru/
http://tenth-kingdom.ya.ru/
http://feb-web.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент (2 мин) | ||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового. Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку . Самоопределение. | Л- внимание, уважение к сверстникам; К -планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Р - мобилизация сил и энергии. |
2. Мотивация к учебной деятельности (4 мин) | ||
Сегодня мы окунёмся в атмосферу XIX века. Дамы, кавалеры, светские приёмы, балы. И мы приглашаем вас на танец «Мазурка». Учащиеся исполняют танец. Слайд № 2. Атмосфера, в которой родился, рос, становился выдающейся личностью и великим поэтом А.С.Пушкин. ( Kiprenskij.PortretPushkina.jpg ) Слайд № 3 Первые сказки А.С. Пушкина вы узнали от мамы, которые она вам читала на ночь. В школе мы изучаем и более серьёзные произведения А.С. Пушкина. При жизни был признан величайшим поэтом. Его труды переведены почти на все языки мира. Ученики читают стихи А.С.Пушкина на английском языке. Слайд № 4
- Из каких стихов прочитали ребята строки? - В каком стихотворении описывается приход красавицы зимы? («Вот север тучи нагоняя») Слайд № 6. - Вспомните стихотворение, где поэт пишет о первом снеге, о речке, покрывающейся льдом. («Опрятней модного паркета») Слайд № 7. Проблемный вопрос. - В каком стихотворении поэт обращается к самому близкому человеку? | Выявление желания знакомиться с творчеством автора Winter morning. (Зимнее утро.) Cold frost and sunshine: day of wonder! But you, my friend, are still in slumber- Wake up, my beauty, time belies: You dormant eyes, I beg you, broaden Toward the northerly Aurora, As though a northern star arise! Зимняя дорога. Through the murk the moon is veering, Слайд №5. Ghost-accompanist of night, On the melancholy clearings Pouring melancholy light. Runs the troika with its dreary Toneless jangling sleigh-bell on Over dismal snow' I'm weary, Hungry, frozen to the bone. Ответы учащихся («Вот север тучи нагоняя») («Опрятней модного паркета») («Няне») (Kiprenskij.PortretPushkina.jpg ) Ученик читает стихотворение наизусть. - Какие чувства испытывает поэт к няне? (нежность, заботу, благодарность). | Л - самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом К - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
3. Актуализация знаний (3мин) | ||
- Каким нужно было быть человеком, чтобы великий поэт посвятил тебе стихи? Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Несколько стихов он посвятил ей. Да ещё её помянем Сказки сказывать мы станем. Мастерица ведь была И откуда что брала. | Ответы учащихся о чертах характера этой удивительной женщины. | П - произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение К - умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
4. Целеполагание (2 мин) | ||
Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? | Высказывают свои предположения | Л - самоопределение, побуждение к деятельности; П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
4. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин) | ||
Слайд №8. Слайд № 9. Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты весёлою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвой погремушкой. - Что было важно для А.Пушкина: внешность няни или её отношение к нему? Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь» Слайд № 10. - Какое время года прозвучало в этом произведении. В 1824 году А.С.Пушкина ссылают в село Михайловское. Тяжёлое время для поэта. Арина Родионовна разделила с ним его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал её сказки, записывал с её слов песни. Что за прелесть эти сказки! Известно. Что со слов няни он написал семь сказок, десять песен. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Няня знала много сказок и передавала их как – то особенно. Именно от неё А.С.Пушкин узнал про избушку на курьих ножках, сказку о мёртвой царевне и семи богатырях. В один из холодных вечеров родилось стихотворение, написанное А.С.Пушкиным «Зимний вечер». ( Слайд с изображением зимней природы. «Зимний вечер» звучит в исполнении Погудина). - Какое чувство, настроение возникло у вас, когда слушали исполнение? | Ученик (самостоятельно подготовленное сообщение) Арина – домашнее имя, подлинное Ирина. Родилась Арина Радионовна 10 апреля 1758 года в деревне Кобрино Петербургской губернии. Сейчас этот домик являетсямузеем, который так и называется «Домик няни» . Ученик С самого рождения А.Пушкин был на попечении няни. И, хотя было принято к мальчикам приставлять для воспитания мужчин «дядек», и у Пушкина был такой, тем не менее няня была для него «мамушкой». Так любовно называл он её. Кучер Пётр вспоминал: «Как любил - то! Чуть станет утро, уж и бежит её глядеть, здорова ли?» К сожалению образ её внешности по описанию современников очень скуден. «Старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца». Слушание произведения | К- сотрудничество в поиске и выборе информации. П- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Р- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата - составление плана и последовательности действий П - самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; Л - построение логической цепочки рассуждения К - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Р - Самостоятельное слежение, слушание текста. |
5.Этап первичного закрепления (9мин) | ||
Откройте учебник на странице 45. - Прочитайте стихотворение. - От чьего имени ведётся описание? (От имени автора). - Cколько строф выделяет автор в своём стихотворении? ( выделяет 4 строфы) - Прочитайте 1 строфу. Какое ключевое слово в ней? Слайд № 13 Фронтальная работа - Прочитайте как описывает бурю лирический герой. - Какое настроение у нас возникает? - Почему нам становится страшно? - Какой приём использует автор? - Почему он прибегает к этому приёму? - Можно ли услышать звуки бури - Какой приём помогает нам это сделать? -Почему А.С.Пушкин так художественно описывает бурю? - Чем она была вызвана? - В какое окно стучалась буря Слайд №13. | 1. Работа по учебнику.(читают стихотворение) Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Как живое существо
Грустное, становится страшно Сравнение Ярче представить картину Звукопись Буря – з –а – з –в Шум соломы – ш Стук в окошко – п –т – д –к Такое описание позволяет нам предположить, насколько сильна была буря в его душе. Ссылка в Михайловское В окно бедной лачужки) Лачуга – небольшая изба, хижина. | Л - Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли П - Проверка своих предположений о содержании и героях текста |
Этап включения в систему знаний и повторения ( 7 мин) | ||
- К кому обращено это стихотворение? - Что беспокоит Пушкина? (Настроение няни) - В чём он видит причину такого настроения? - Как он предлагает покончить с таким настроением? - Какой способ вам кажется лучшим? - Почему? - О чём он просит спеть песню? - Что противостоит буре? Слайд № 14. - Что заметили? Имеет ли это какой – то художественный смысл? Слайд № 15. - Что хотел этим сказать Пушкин? | Чтение 2 и 3 строфы. К няне Настроение няни Выборочное чтение - работа в паре спеть песню - Почему? (ответы детей ) О море и синице, которая спокойно жила за морем Море - Песня о девушке – песнь о любви. - К чему же стремиться лирический герой? ( К любви, добру, свободе – основным ценностям человеческой жизни). 3. Чтение 4 строфы. Соединяются две основные темы «вьюга» и «ветхая лачужка») Пусть воет вьюга, но мы не поддадимся грустному настроению, победим его) - Найди строку, которая подтверждает эту мысль. (Сердцу будет веселей). 4. Выразительное чтение стихотворения. | Л - эмоциональное переживание, П - умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. К - проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте. Л К - Умение сотрудничать в парах. П - умение подбирать верную характеристику героя. Двигательная активность. К - участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, (возможно контраргументов). Умение корректировать, изменять свою точку зрения. К П - выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня. (самостоятельно и в группах) |
Рефлексия (3 мин) | ||
Мы познакомились с двумя стихотворениями А.С.Пушкина. - Что объединяет эти два лирических произведения? - Почему бедной крестьянке великий поэт посвятил такие замечательные строки? Поэт выразил свою любовь и своё бережное отношение к близкому человеку. - Только ли великие могут это сделать? - Кому вы хотели бы выразить свою признательность и кому? Слайд № 16 Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;. Домашнее задание. Стихотворение выучить. | Они оба посвящены няне, проникнуты тоской и одиночеством. Читая стихотворение, я восхищался… …я откликался… Меня взволновало… …красота строк… …остаются в памяти Поэт выразил свою любовь и своё бережное отношение к близкому человеку. Маме, бабушке, папе, своим родным.. Тем, кто заботится о вас, у кого вы можете научиться быть добрыми, чуткими). | К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л - оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности Л - эмоциональное принятие домашнего задания. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение – самый важный и надежный способ получения системного образования во время уроков. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
В данной методической разработке использованы инновационные технологии, которые позволяет повышать активность учащихся на уроке, ведь истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
В заключении каждого этапа исследования дети формулируют результаты и делают выводы, таким образом, ребёнок учится анализировать достигнутый результат. В ходе урока путём практических упражнений у учащихся развиваются исследовательские умения: наблюдать, проводить эксперимент, делать вывод, классифицировать, задавать вопросы.
Успех в достижении целей урока в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Использованная литература:
В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.
год.
Л.Любимов «Энциклопедия классической музыки» , М. 2007 год
«Поурочные разработки по литературному чтению в 3 классе;4-е изд., перераб. И доп.-М.; ВАКО, 2005.
А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.
Из материалов сайта «Газета 1 сентября». Сочинение по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
Чуракова Н.А Литературное чтение,3 класс ,М.2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"
Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...
Урок литературного чтения "Художественный образ в разных видах искусства. А.Пушкин «Тиха украинская ночь», А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Музыкальные произведения Шопена, Чайковского, Дебюсси, Бетховена", 2 класс
Публикация на Образовательном портале города Мурманска - http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko2.htm...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Образ няни в лирике А. С. Пушкина".
Соответствует ФГОС...
План-конспект урока литературного чтения "Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»"
Приводится урок литературного чтения в 3 классе...
Урок литературного чтения "Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер"
Приводится урок литературного чтения в 3 классе...
Презентация по теме "Образ няни в лирике А.С. Пушкина"
Презентация к уроку чтения...
Образ природы в лирике русских поэтов. Н.А. Некрасов «Славная осень!...»
На уроке литературного чтения в 3 классе проводится работа по формированию навыков и приемов смыслового чтения, которая способствует развитию логического, творческого мышления учащих...