«Образ няни в лирике А.С.Пушкина»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Урок проведён в 3 классе с углубленным изучением английского языка

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показывает процесс формирования УУД. Урок разработан в соответствии с содержанием программы по литературному чтению УМК развивающего обучения Л.В. Занкова и углубленного изучения английского языка.

Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий, проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся. Раскрыта тема влияние личности няни в становлении А.Пушкина как поэта и как выдающейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_nyani_v_lirike_a.s.pushkina.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс "От призвания к признанию"

                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 27  с углубленным изучением  отдельных предметов"

г. Балаково Саратовской области

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету литературное чтение

3 класс

                                                      Тема:" Образ няни в лирике А.С. Пушкина"

                                                  Программа развивающего обучения Л.В. Занкова

                                                                                       Ирина Витальевна Вершинина,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                 МБОУ СОШ № 27

                                                                                          г. Балаково Саратовской области

2014г

Аннотация

Учитель: Вершинина Ирина Витальевна,

высшей квалификационной категории, стаж работы – 32года

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов»  г. Балаково,

 улица Степная,30.  

Предмет: начальные классы

Урок "открытия"нового знания

Урок проведён в 3 классе с углубленным изучением английского языка

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок литературного чтения показывает процесс формирования УУД. Урок разработан в соответствии с содержанием программы по литературному чтению УМК развивающего обучения Л.В. Занкова и углубленного изучения английского языка.

Урок адресован учителям начальной школы. Материал урока можно использовать и для внеклассных мероприятий,  проведения классных часов. Составлен урок, учитывая возрастные особенности учащихся. Раскрыта тема влияние личности  няни в становлении А.Пушкина как поэта и как выдающейся личности.

Тема

«Образ няни в лирике А.С.Пушкина»

Цель темы

Обучающие цели:

1.Закрепление навыка анализа-интерпретации стихотворного текста.

 1.Формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения

 3.Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.

 4. Расширение активного и пассивного словаря детей.

 Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

 1. Создание условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.

 2. Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

 развития умения кратко излагать свои мысли.

 3. Создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательность

 Воспитательные цели:

 1.Раскрытие для детей красоты и богатства родного  языка.

 2.Обучение умению общаться между собой.

 3. Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина;

 4.Создание благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

5.Воспитание  интереса к разным видам искусства.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Уметь давать характеристику  героям, правильно оценивать их поведение;

Учить делить текст на смысловые части. Уметь рассуждать и делать выводы.

Личностные: 

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- формирование уважения к истории, культурным традициям;

- формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

Регулятивные: 

- целеполагание и планирование путей достижения целей;

- самостоятельный контроль своего времени;

- принятие решений в проблемной ситуации;

- развитие навыков самооценки;

Познавательные: 

- поисковое чтение

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- устанавливать причинно-следственные связи

 Коммуникативные: 

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- работать в группе;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Основные понятия

сравнение «будто на часах». Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках», «теснят твою всечасно грудь». Эпитет «забытые» Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: "Давно, давно ты ждешь меня" ,лирический герой.

Организация пространства

Межпредметные связи

 Методы и формы работы

Ресурсы

литературное чтение, изобразительное искусство, история, русский язык

Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

- групповая

- фронтальная

 Компьютер, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение

Использовались  ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru)

Методическая справка

Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

 ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

 ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Интернет –ресурсы:

http://www.rtkbak.ru/

http://family-history.ru/

http://tenth-kingdom.ya.ru/

http://feb-web.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент (2 мин)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового. Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку .

Самоопределение.

Л-  внимание, уважение к сверстникам;

К -планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Р - мобилизация сил и энергии.

                                            2. Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

Сегодня мы окунёмся в атмосферу XIX века. Дамы, кавалеры, светские приёмы, балы.  И мы приглашаем вас на танец «Мазурка». Учащиеся исполняют танец.                                                                                                        

Слайд № 2.

Атмосфера, в которой родился, рос, становился выдающейся личностью и великим поэтом А.С.Пушкин.  

 ( Kiprenskij.PortretPushkina.jpg )                                                                                                                                         Слайд  № 3

Первые сказки А.С. Пушкина вы узнали от мамы, которые она вам читала на ночь. В школе мы изучаем и более серьёзные произведения А.С. Пушкина. При жизни был признан величайшим поэтом. Его труды переведены почти на все языки мира. Ученики читают стихи А.С.Пушкина на   английском языке.                                                                                                                                           Слайд № 4

             

- Из каких стихов прочитали ребята строки?

- В каком стихотворении описывается приход красавицы зимы?

(«Вот север тучи нагоняя»)                                                      

                                                                                                                                 Слайд № 6.

- Вспомните стихотворение, где поэт пишет о первом снеге, о речке, покрывающейся льдом.

(«Опрятней модного паркета»)                                                                                Слайд № 7.

Проблемный вопрос.

- В каком стихотворении поэт обращается к самому близкому человеку?

Выявление желания знакомиться с творчеством автора

Winter morning.    

     (Зимнее утро.)

Cold frost and sunshine: day of wonder!

But you, my friend, are still in slumber-

Wake up, my beauty, time belies:

You dormant eyes, I beg you, broaden

Toward the northerly Aurora,

As though a northern star arise!

Зимняя дорога.

Through the murk the moon is veering,                                                                               Слайд №5.

Ghost-accompanist of night,

On the melancholy clearings

Pouring melancholy light.

Runs the troika with its dreary

Toneless jangling sleigh-bell on

Over dismal snow' I'm weary,

Hungry, frozen to the bone.

Ответы учащихся

(«Вот север тучи нагоняя»)                                                      

(«Опрятней модного паркета»)                                                                                

(«Няне»)  (Kiprenskij.PortretPushkina.jpg )

Ученик читает стихотворение наизусть.          

- Какие чувства испытывает поэт к няне? (нежность, заботу, благодарность).

Л - самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом

К - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

3. Актуализация знаний (3мин)

- Каким нужно было быть человеком, чтобы великий поэт посвятил тебе стихи?

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Несколько стихов он посвятил ей.

Да ещё её помянем

Сказки сказывать мы станем.

Мастерица ведь была

И откуда что брала.

Ответы учащихся о чертах характера этой удивительной женщины.

П - произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение

К - умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

4. Целеполагание (2 мин)

Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

 -   Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Высказывают свои предположения

Л - самоопределение,  побуждение к деятельности;

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

4. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

                                                                                                              Слайд №8.

                                                                                                                                       Слайд № 9.

Я ждал тебя. В вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне

В больших очках и с резвой погремушкой.

- Что было важно для А.Пушкина: внешность няни или её отношение к нему?

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Январь»                                                               Слайд № 10.

- Какое время года прозвучало в этом произведении.

В 1824 году А.С.Пушкина ссылают в село Михайловское. Тяжёлое время для поэта. Арина Родионовна разделила с ним его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал её сказки, записывал с её слов песни. Что за прелесть эти сказки! Известно. Что со слов няни он написал семь сказок, десять песен. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Няня знала много сказок и передавала их как – то особенно. Именно от неё А.С.Пушкин узнал про избушку на курьих ножках, сказку о мёртвой царевне и семи богатырях.

 В один из холодных вечеров  родилось стихотворение, написанное А.С.Пушкиным «Зимний вечер».

( Слайд с изображением зимней природы. «Зимний вечер» звучит в исполнении Погудина).

- Какое чувство, настроение возникло у вас, когда слушали исполнение?

Ученик (самостоятельно подготовленное сообщение)

Арина – домашнее имя, подлинное Ирина. Родилась Арина Радионовна  10 апреля 1758 года в деревне Кобрино Петербургской губернии. Сейчас этот домик являетсямузеем, который так и называется «Домик няни» .

Ученик

С самого рождения А.Пушкин был на попечении няни. И, хотя было принято к мальчикам приставлять для воспитания мужчин «дядек», и у Пушкина был такой, тем не менее няня была для него «мамушкой». Так любовно называл он её. Кучер Пётр вспоминал: «Как любил -  то! Чуть станет утро, уж и бежит её глядеть, здорова ли?» К сожалению образ её внешности по описанию современников очень скуден. «Старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца».

Слушание произведения

К- сотрудничество в поиске и выборе информации.

П- моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Р- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

- составление плана и последовательности действий

П - самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

Л - построение логической цепочки рассуждения

К - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р - Самостоятельное слежение, слушание текста.

                                                            5.Этап первичного закрепления (9мин)

Откройте учебник на странице 45.

- Прочитайте стихотворение.

- От чьего имени ведётся описание?  (От имени автора).

- Cколько строф выделяет автор в своём стихотворении?

  ( выделяет 4 строфы)

- Прочитайте 1 строфу. Какое ключевое слово в ней?

Слайд № 13

Фронтальная работа

- Прочитайте как описывает бурю лирический герой.

- Какое настроение у нас возникает?

- Почему нам становится страшно?

- Какой приём использует автор?

- Почему он прибегает к этому приёму?

- Можно ли услышать звуки бури

- Какой приём помогает нам это сделать?

-Почему А.С.Пушкин так художественно описывает бурю?

- Чем она была вызвана?

- В какое окно стучалась буря

Слайд №13.

1. Работа по учебнику.(читают стихотворение)

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

 Как живое     существо

 

 Грустное, становится страшно

 Сравнение

 Ярче представить картину

 Звукопись

Буря – з –а – з –в

Шум соломы – ш

Стук в окошко – п –т – д –к

Такое описание позволяет нам предположить, насколько сильна была буря в его душе.

Ссылка в Михайловское

В окно бедной лачужки)

Лачуга – небольшая изба, хижина.

Л - Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли

П - Проверка своих предположений о содержании и героях текста

Этап включения в систему знаний и повторения ( 7 мин)

- К кому обращено это стихотворение?

- Что беспокоит Пушкина? (Настроение няни)

- В чём он видит причину такого настроения?

- Как он предлагает покончить с таким настроением? - Какой способ вам кажется лучшим?

- Почему?

- О чём он просит спеть песню? - Что противостоит буре?

 Слайд № 14.

- Что заметили? Имеет ли это какой – то художественный смысл?

Слайд № 15.

- Что хотел этим сказать Пушкин?

Чтение 2 и 3 строфы.

  К няне

 Настроение няни

 Выборочное чтение - работа в паре

 спеть песню

- Почему? (ответы детей )

  О море и синице, которая спокойно жила за морем

 Море

- Песня о девушке – песнь о любви.

- К чему же стремиться лирический герой? ( К любви, добру, свободе – основным ценностям человеческой жизни).

3. Чтение 4 строфы.

Соединяются две основные темы «вьюга» и «ветхая лачужка»)

 Пусть воет вьюга, но мы не поддадимся грустному настроению, победим его)

- Найди строку, которая подтверждает эту мысль. (Сердцу будет веселей).

4. Выразительное чтение стихотворения.

Л -  эмоциональное переживание,

П - умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

К - проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Л К - Умение сотрудничать в парах.

П - умение подбирать верную характеристику героя. Двигательная активность.

К - участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, (возможно контраргументов). Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

К П - выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня. (самостоятельно и в группах)

Рефлексия (3 мин)

Мы познакомились с двумя стихотворениями А.С.Пушкина.  

- Что объединяет эти два лирических произведения?

- Почему бедной крестьянке великий поэт посвятил такие замечательные строки?

Поэт выразил свою любовь и своё бережное отношение к близкому человеку.

- Только ли великие могут это сделать?

- Кому вы хотели бы выразить свою признательность и кому?

Слайд № 16

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;.

Домашнее задание. Стихотворение выучить.

Они оба посвящены няне, проникнуты тоской и одиночеством.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти

Поэт выразил свою любовь и своё бережное отношение к близкому человеку.

Маме, бабушке, папе, своим родным.. Тем, кто заботится о вас, у кого вы можете научиться быть добрыми, чуткими).

К-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л - оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Л - эмоциональное принятие домашнего задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение – самый важный и надежный способ получения системного  образования во время уроков. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

В данной  методической разработке использованы инновационные технологии, которые позволяет повышать активность учащихся на уроке, ведь истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

 В заключении каждого этапа исследования дети формулируют результаты и делают выводы,  таким образом, ребёнок  учится анализировать достигнутый результат. В ходе урока путём практических упражнений у учащихся развиваются исследовательские умения:  наблюдать,  проводить эксперимент,  делать вывод, классифицировать, задавать вопросы.

Успех в достижении целей урока  в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Использованная литература:

В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.

год.

Л.Любимов «Энциклопедия классической музыки» , М. 2007 год

«Поурочные разработки по литературному чтению в 3 классе;4-е изд., перераб. И доп.-М.; ВАКО, 2005.

А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.

Из материалов сайта «Газета 1 сентября». Сочинение по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

Чуракова Н.А Литературное чтение,3 класс ,М.2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...

Образ природы в лирике русских поэтов. Н.А. Некрасов «Славная осень!...»

На уроке литературного чтения в 3 классе  проводится работа  по формированию навыков и приемов смыслового чтения, которая  способствует развитию логического, творческого мышления учащих...