Образ природы в лирике русских поэтов. Н.А. Некрасов «Славная осень!...»
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
На уроке литературного чтения в 3 классе проводится работа по формированию навыков и приемов смыслового чтения, которая способствует развитию логического, творческого мышления учащихся. Обучающиеся приобретают навыки нахождения необходимой информации, учатся понимать поэтическое произведение, чувствовать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_n_nekrasov_slavnaya_osen.docx | 114.3 КБ |
n.a._nekrasov_slavnaya_osen.pptx | 1.34 МБ |
kartochki_k_uroku.docx | 519.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ природы в лирике русских поэтов.
Н.А. Некрасов «Славная осень!...»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели: 1. Учить анализировать лирический текст.
2. Развивать умение слушать, понимать поэтическое произведение, чувствовать его, пробудить любовь к природе, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умения выделять из текста выразительные средства языка.
3. Прививать любовь к поэзии, учить умению видеть красоту.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!»
- Формировать и совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения.
- Формировать первоначальные навыки литературоведческого анализа произведения.
Развивающие:
- Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Способствовать пониманию учащимися поэтического произведения, уметь находить красочные средства изображения.
Воспитывающие:
- Воспитывать познавательную активность учащихся.
- Учить детей вглядываться в картины родной природы, чувствовать, понимать и любить окружающую природу
Универсальные Учебные Действия
Личностные умения:
— проявлять интерес к лирическим стихотворениям об осени;
— проявлять желание составлять художественный текст на тему «Славная осень».
Познавательные умения:
— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;
— определять средства выразительности стихотворения Н. Некрасова «Славная осень!..» и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание соответствии с планом;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Предметные умения:
— работать с текстом лирического произведения;
— выразительно читать поэтический текст;
— определять в лирическом тексте сравнения, олицетворение, эпитеты.
— подбирать синонимы и записывать их;
— составлять текст, используя сравнения;
— проводить исследование текстов.
Оборудование: проектор, презентация, текст стихотворения, толковые словари, видеозапись стихотворения, клей
карточки: биография Н.Некрасова, таблица синонимов,
1.Организационный этап.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.
Наш урок мы начнем со стихотворения русского поэта Николая Рыленкова.
Вслушайтесь! К чему призывает нас поэт?
Всмотреться, вслушаться в природу
Все в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Ради чего поэт призывает читателей всматриваться в природу, вслушиваться в её звуки? Чтоб ясной любовью наполнилось сердце и почувствовать всю прелесть застенчивой Русской природы. О красоте русской природы
Мы не случайно прочли данное произведение. Часто литературу называют искусством слова. Музыкант, чтобы создать произведение искусства, пользуется звуками, скульптор – глиной, мрамором, художник – цветом, а писатель и поэт – словом.. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке мы не только услышали, но вслушались, не только увидели, но всмотрелись…
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Тема нашего урока «Образ природы в лирике русских поэтов. Н.А. Некрасов «Славная осень!...»
(слайд) С биографией и творчеством Н. Некрасова мы еще не знакомы.
Поставим цели урока
Сегодня на уроке я хочу: (слайд)
Познакомиться…
Узнать…
Научиться…
Задуматься…
3.Введение в тему.
А) Знакомство с биографией Н. Некрасова (на слайде портрет писателя)
Работа в парах.
Перед вами текст с биографией Н Некрасова. Выделите (подчеркните) важную информацию о писателе. Работа в паре ()
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году на Украине в семье офицера. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе Николая. Это связано с отцом поэта. Он был человеком строгим и суровым. Но рядом всегда была мать – женщина удивительно добрая, мягкая, хорошо образованная. Близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 7 лет Николай начинает писать свои первые стихотворения.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась.
В 16 лет Николай уезжает из родительского дома. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным.
Некрасов поступает в университет.
С этого времени начинают печататься его стихи. Некрасов много писал для детей.
Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
Прочитайте. Слушаем внимательно, готовимся дополнять
Б) Приём «Верные и неверные утверждения».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». Перед вами перышки, которыми в 18 веке писали свои произведения выдающиеся писатели и поэты.
Вопросы:
1.Верно ли, что Некрасова зовут Алексей? (-)
2. Верно ли, что Некрасов родился в начале 19 века? (+)
3. Верно ли, что отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. (+)
4. Верно ли, что у поэта был один брат и одна сестра? (-)
5. Верно ли, что свои стихотворения поэт посвящает природе (+)
6.Верно ли, что Николай стал писать первые стихи в 16 лет?(-)
4. Физминутка
- Приглашаю вас на прогулку в осенний лес!
Руки как ветки,
А мы как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Как ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
5.Подготовка детей к восприятию произведения
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из стихотворения «Железная дорога», Николая Алексеевича Некрасова и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.
6. Первичное целостное восприятие произведения
(ютюб https://www.youtube.com/watch?v=thBVEXkDLQc)
Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.
7. Проверка первичного восприятия.
- Какие же картины возникли в вашем воображении? ( Я в своём воображении представила Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем потеряли свой осенний наряд. Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.)
А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения? (Чувства радости, настроение восторженное, ободряющее и в то же время ощущение спокойствия)
- Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном.
- Самостоятельно прочитайте стихотворение и карандашом отметьте те слова, которые вам непонятны.
8. Словарная работа. Работа в парах. Подбор синонимов.
5 детей – ищут в словарях значение незнакомых слов, остальные – пользуются заготовкам и соединяют синонимы
СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный
ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый
БОДРИТ – придавать бодрость
НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий
СТУДЁНЫЙ- очень холодный
ПРОСТОР – свобода, раздолье
ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости, потемнеть
Кочи – кочки
Моховые болота – мохом покрытые болота
9. Повторное чтение стихотворения самими уч-ся.
- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:
-Определите тему стихотворения. (Осень)
- Что такое тема? (Тема - это то, о чём говорится в стихотворении)
- Определите идею стихотворения. (показать красоту осенней природы)
- Что такое идея произведения? (Основная, главная мысль, замысел)
10. Работа с текстом.
- Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать.
А для начала вспомним:
- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете? (олицетворение, сравнение, эпитет)
- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)
- Что такое сравнение? (Сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)
- Что такое эпитет? (образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения)
- Начнём с того, что выделим те образы, которые автор рисует в своём стихотворении. Отметьте их карандашом. (Осень, воздух, лес, речка, лёд, листья)
- Какие образы автор рисует в своём стихотворении? Перечислите и запишите в первый столбик таблицы. (заполнение 1 столбика таблицы)
(В ходе дальнейшей беседы заполняется второй и третий столбики)
- Давайте посмотрим, какие характеристики и с помощью, каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы.
- Какая осень? (славная) Почему он подбирает именно это слово? ( Хорошая, тихая, спокойная). Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет) Это определение осени поэт употребляет дважды вначале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.) Обратите внимание, какой знак стоит в конце этих предложений? (восклицательный) О чём он говорит? (Что читать эти предложения нужно с восклицательной интонацией.) Уже первая строчка в стихотворении вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст раскрывает «чудесность» осенней природы.
- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?( здоровый, ядрёный) Какое художественно – изобразительное средство применил автор? (эпитет) Если воздух здоровый, ядрёный, бодрит, значит легко дышится, как мы должны прочитать эти строки о воздухе? (легко, бодро)
- Далее автор описывает лёд. Какую характеристику он подбирает? (неокрепший) Почему автор даёт ему такую характеристику? ( в это время года лёд ещё очень хрупкий). - С чем сравнивает автор неокрепший лёд? (с тающим сахаром) -Почему? (непрочный, рыхлый) -Как называется художественно – изобразительное средство, когда свойство одного предмета переносится на другой предмет? (сравнение) – С какой интонацией прочтём эту строку? ( интонация загадочности должна присутствовать в прочтении этой строки)
- А речку автор называет…..(студёной). - Почему? (Вода в реке в это время года очень холодная.)
- Далее автор описывает лес. - С чем сравнивает поэт лес? (с мягкой постелью) - Почему выбирает такое сравнение? ( около леса – опавшая листва, как мягкая постель) Поэт не случайно выбирает такое сравнение, дело в том, что природа у Некрасова воспринимается не сама по себе, а в единстве с человеком. Его картины всегда передают чувства и настроение простого народа. Дело в том, что это отрывок из стихотворения «Железная дорога, посвящённое Некрасовым народу-труженику, который вынужден был отправляться на поиски работы. Они шли на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог, где терпели унижения, оскорбления, работали сутками, измождённые, уставшие, они всё же исполняли свой долг перед Родиной. Наверно, в этом сравнении скрывается мысль народа об отдыхе, после изнурительной работы, вот ещё и поэтому Некрасов выбирает такое сравнение.
- Описывая листья, автор тоже применяет такое художественно - изобразительное средство, как сравнение. Найдите его. ( Листья поблёкнуть ещё не успели желты и свежи и лежат, как ковёр.) С чем автор сравнивает листья? - Почему листья автор сравнивает с ковром? (их много, они устилают всю землю). - И каким кажется этот ковёр? (красивым, разноцветным). - И поэтому эти строки мы должны прочитать красиво, с чувством восхищения)
- И последнее, о чём говорит автор это об осенних днях? -Какие они? -- - Почему? (Эти определения передают спокойное состояние природы.) Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Ведь недаром, в начале урока мы говорили с вами о том, что осень застенчивая, а начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения, и рассказчик, который увидел всю эту картину природы из окна, мчащегося вагона.
В осенних днях, поэт подмечает и передает в своем стихотворении спокойное состояние природы: «ясные, тихие дни». Свои наблюдения за природой, во всех ее проявления, автор подытоживает восклицанием: «нет безобразья в природе!». Он восхищен гармоничностью всего в природе, тем, что в ней каждая вещь и каждое явление имеет свое место и свое назначение. Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.
Обратите внимание на рифму. Какая бывает рифма? (Перекрестная , парная) Назовите рифмующиеся слова.
11. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Чтобы прочитать это стихотворение выразительно, возьмите карандаш и подчеркните те слова, на которые вы бы сделали логические ударения. Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно)
- Как мы должны прочитать это стихотворение? (предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением, для сравнений, которые использует автор, наверно, выберем интонацию загадочности, Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения нет законченности предложения, стоит многоточие, тембр голоса снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)
12. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (2-3 человека)
- В этом стихотворении звучит тема красоты окружающей природы.
Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов любит природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.
13. Творческая работа. Дубовые листочки.
1 задание - Восстанови авторский текст.
2 задание – Используя синонимы, составьте текст.
3 задание - Используя рифму – сочините четверостишие. Придумай небольшое стихотворение на тему «Осень»
Парки осень украшает
пестрою листвой.
С ними в прятки играет
ветер озорной.
14. Рефлексия
Сегодня на уроке
Я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Мне захотелось….
Я могу похвалить себя за …
Дом. задание: Выучить стихотворение.
Кто сегодня работал на « 5»? на « 4»?
Сегодня за работу на уроке … получает осенний листочек.
-И у каждого человека - поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя - своя осень: и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если удается встретить стихи, музыку или картину очень близкую вашей личной осени.
-Посмотрите, какая осень у нас на доске?
- Какая же осень вам ближе?
(слайд 33)
-Своими листочками украсим наше дерево:
1.Старался, у меня всё получилось! (То прикрепите к нашему дереву красные листочки)
2.Старался, но были ошибки. (Прикрепите жёлтые листочки)
3.У меня не получилось, но я буду стараться. (Прикрепите зелёные листочки)
-Посмотрите, какая красивая получилось у нас осень.
Н Некрасов «Славная осень» | |||
Линия сравнения | |||
В начале урока | В конце урока | ||
Тема | поздняя осень | ||
Идея | показать всю прелесть осенней природы | ||
Художественные средства выразительности | Олицетворение Сравнение Эпитет | ||
Глаголы | |||
Настроение стихотворения | Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью | ||
Рифма | Перекрёстная 1-3, 2-4 строки рифмуются | ||
Эпитеты: Славная осень! Здоровый, ядреный;моховые болота, и пни;дёд неокрепший ; речке студёной;Морозные ночи,Ясные, тихие дни; моховые болота, листья желты и свежи . Сравнения: Лёд, как тающий сахар; лес, как мягкая постель ; листья, как ковёр. Олицетворение: Воздух усталые силы бодрит, Листья поблекнуть не успели, |
В стихотворении «славная осень», он описывает пейзаж поздней осени, когда уже все листья с деревьев осыпались и наступили морозные ночи.
Описывая осеннюю природу, Некрасов проникается ее красотой и покоем, восторгается ее чистотой. Он любит осень, восхищается чудесной природой, его осень - хорошая, тихая, спокойная, для наиболее точного описания он использует эпитет – славная осень. Осенняя природа созвучна с его телесным и духовным состоянием, она пробуждает в душе поэта новые жизненные силы: «воздух усталые силы бодрит». Для описания пейзажа осени, автор использует необычные сравнения и эпитеты: воздух – «ядреный», «Лед неокрепший словно как тающий сахар лежит».
Описывая лес, Некрасов, прежде всего, подмечает множество опавших листьев, которыми все вокруг устлано. Увиденная картина в нем вызывает своеобразные ассоциации, он сравнивает лес с мягкой постелью, где «выспаться можно — покой и простор!». Это сравнение подтверждает неразрывную связь природы и человека, их единство в творчестве Некрасова. А опавшая с деревьев разноцветная листва - необычайно красива: «листья поблекнуть еще не успели, желты и свежи лежат, как ковер».
В осенних днях, поэт подмечает и передает в своем стихотворении спокойное состояние природы: «ясные, тихие дни». Свои наблюдения за природой, во всех ее проявления, автор подытоживает восклицанием: «нет безобразья в природе!». Он восхищен гармоничностью всего в природе, тем, что в ней каждая вещь и каждое явление имеет свое место и свое назначение. Свое произведение, он заканчивает многоточием, как бы давая понять, что точку ставить рано, о природе еще многое можно рассказать.
Проверка: выборочно заслушивается чтение 3-5 учеников.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
1846
Работа над первой частью стихотворения.
- Сколько частей выделяет автор в стихотворении? (всего у автора 4 части)
- Прочитать первую часть.
- Какую картину вы видите в этом отрывке? (это описание осенней природы, называется пейзаж).
- Каким настроением он проникнут? (бодрое настроение, холодный воздух бодрит, виднеется описание картины, куска природы).
- Почему выражение «славная осень» повторяется два раза? (автор показывает, что он любуется природой).
- Найдите выразительные средства в стихотворении (славная осень, здоровый, ядрёный воздух, воздух бодрит, студёная речка, словно как тающий сахар, лёд лежит, листья ярки и свежи, лежат, как ковёр, морозные ночи, ясные, тихие дни).
- Какое слово настораживает читателя и почему? (слово «безобразиья», настраивает читателя на что-то необычное, это сигнал. Что-то должно произойти на фоне прекрасного описания осеннего пейзажа).
Запишем в тетради:
Прелести осенней природы. (слайд № 7)
- Что можно сказать о человеке, который едет в вагоне поезда и любуется картиной природы? (для него в природе нет безобразия, всё хорошо под сиянием лунным, но он задумался о чём-то).
Прочитайте стихотворение очень внимательно и попробуйте заметить, те слова, которые помогают автору создать образы
В октябре наряд из листьев осень парки украшает
яркою листвой.
…….. приглашает
…….. с тобой.
Поменяет бор:
Он наденет золотистый,
Праздничный убор.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Сегодня на уроке я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
………….………. из листьев
…………………... бор:
…………………. золотистый,
………………..… убор.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году на Украине в семье офицера. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе Николая. Это связано с отцом поэта. Он был человеком строгим и суровым. Но рядом всегда была мать – женщина удивительно добрая, мягкая, хорошо образованная. Близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 7 лет Николай начинает писать свои первые стихотворения.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась.
В 16 лет Николай уезжает из родительского дома. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным.
Некрасов поступает в университет.
С этого времени начинают печататься его стихи. Некрасов много писал для детей.
Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году на Украине в семье офицера. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе Николая. Это связано с отцом поэта. Он был человеком строгим и суровым. Но рядом всегда была мать – женщина удивительно добрая, мягкая, хорошо образованная. Близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 7 лет Николай начинает писать свои первые стихотворения.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась.
В 16 лет Николай уезжает из родительского дома. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным.
Некрасов поступает в университет.
С этого времени начинают печататься его стихи. Некрасов много писал для детей.
Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году на Украине в семье офицера. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе Николая. Это связано с отцом поэта. Он был человеком строгим и суровым. Но рядом всегда была мать – женщина удивительно добрая, мягкая, хорошо образованная. Близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 7 лет Николай начинает писать свои первые стихотворения.
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась.
В 16 лет Николай уезжает из родительского дома. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным.
Некрасов поступает в университет.
С этого времени начинают печататься его стихи. Некрасов много писал для детей.
Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
…… пожелтели,
…… улетели,
…… льется,
…….зовется.
Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые осенние картины глазами Н. Некрасова, разобраться в его чувствах и настроениях. Сегодня урок поэзии. Он посвящён одному чудесному и прекрасному времени года. Давайте
попробуем отгадать какому.
Всех наградила. Всех погубила.(осень)
- Какими произведениями об осени вы знакомы? Кто авторы?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, объединив два понятия (красота русской природы осенью или прелесть осенней природы)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : Сегодня на уроке я хочу : Познакомиться… Узнать… Научиться… Задуматься … Почувствовать ….
1821 - 1878 Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877
Приём « Верные и неверные утверждения».
Приём «Верные и неверные утверждения ».
Физминутка
Словарная работа СЛАВНАЯ ЯДРЁНЫЙ ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) НЕОКРЕПШИЙ (лёд) ПРОСТОР
Словарная работа СЛАВНАЯ ЯДРЁНЫЙ тихая свежий спокойная чистый хорошая ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) приятная потемнеть НЕОКРЕПШИЙ (лёд) ПРОСТОР слабый раздолье хрупкий свобода
Эпитет – яркое, красочное выражение Сравнение – приём когда автор сравнивает предметы
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами живого
Творческое задание Карточка 1 Восстанови авторский текст Карточка 2 Используя синонимы, составь текст Карточка 3 Придумай небольшое стихотворение на тему «Осень»
Сегодня на уроке Я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… Мне захотелось…. Я могу похвалить себя за …
Предварительный просмотр:
1 вариант
Задание 1 Выдели (подчеркни) основные факты биографии поэта Н Некрасова.
Биография Николая Алексеевича Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году на Украине в семье офицера. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.
Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе Николая. Это связано с отцом поэта. Он был человеком строгим и суровым. Но рядом всегда была мать – женщина удивительно добрая, мягкая, хорошо образованная. Близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 7 лет Николай начинает писать свои первые стихотворения.
Задание 2. Подбери синонимы.
СЛАВНАЯ | ЯДРЁНЫЙ |
2 вариант
Задание № 1 Выдели (подчеркни) основные факты биографии поэта Н Некрасова.
Биография Николая Алексеевича Некрасова
В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась.
В 16 лет Николай уезжает из родительского дома. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным.
Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи. Некрасов много писал для детей.
Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
Задание 2. Подбери синонимы.
НЕОКРЕПШИЙ (лёд) | ПРОСТОР |
ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) | |
Верное и неверное утверждение.
Задание 2. Подбери синонимы.
СЛАВНАЯ | ЯДРЁНЫЙ |
ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) | |
НЕОКРЕПШИЙ (лёд) | ПРОСТОР |
Николай Некрасов «Славная осень!...»
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.Некрасов "Славная осень..."
На уроке учащиеся знакомятся с отрывком из произведения "Железная дорога" Н.Некрасова. В процессе работы дети совершенствуют умение анализировать авторский текст, развивают творческое воображение, рас...
Презентация "Изображение осенней природы в творчестве русских поэтов".
Иллюстрации осенней природы. Задания....
Урок литературного чтения в 3 классе "Н.А. Некрасов «Славная осень!...»"
Урок литературного чтения в 3 классе с использованием систем Сингапурского обучения...
Урок литературного чтения. Н.Некрасов "Славная осень!..."
Урок проводится в 3 классе по УМК "Школа России"...
Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"
Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...
Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение
Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с жизнью и творчес...
Литературное чтение 3 класс УМК Начальная школа 21 века по теме: Н.А. Некрасов "Славная Осень"
Презентация предназначена для уроков литературного чтения 3 класса УМК Начальная школа 21 века...