тематическое планирование по литературному чтению 4 класс с характеристикой деятельности учащихся
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение», 4 класс, 136 часов
Раздел | Колич. часов | Темы раздела | Содержание раздела | Виды деятельности учащихся | Наглядность | Формы контроля |
1. Вводный урок по курсу литератур-ное чтение | 1 | Вводный урок. | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и уметь систему условных обозначений при выполнении задания. Предполагать на основе названия содержания главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | викторина | |
2. Летописи, былины, жития. | 11 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». Былины. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» Проект «Создание календаря исторических событий» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений . Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Прогнозировать содержание раздела. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Рассмат-ривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Ориентироваться в литературовед-ческих понятиях и терминах (в рамках изученного).Анализировать нравствен-но-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных прои-зведений. Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Различать виды устн-ого народного творчества. Анализиро-вать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведе-ний, язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказы-вать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. Находить в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Пересказывать текст художественного произведения: кратко (сжато, с выделе-нием основных сюжетных линий). Сравнивать произведения разных жанров. Составлять план текста: де-лить его на смысловые части, озаглав-ливать каждую; пересказывать по плану. Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания. Договариваться друг с другом; прини-мать позицию собеседника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом. | Фронталь-ный опрос. Загадки Викторина Сравнение текстов. Выразительн чтение. Деление текста на части. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Индивидуал.сообщение. Игра. Тест по теме. | |
3. Чудесный мир классики. | 22 | П. П. Ершов «Конек - горбунок» А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень» А.П. Чехов «Мальчики» | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспри-нимать на слух художественное прои-зведение; читать текст в темпе разго-ворной речи, осмысливая его содержа-ние. Наблюдать за развитием событий в сказке. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать пози-цию писателя, его отношение к окружа-ющему миру, своим героям. Характе-ризовать героев разных жанров. Срав-нивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искус-ства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Фронталь-ный опрос. Загадки. Ответы на вопросы. Сравнение текстов. Выразительн чтение. Деление тек-ста на части. Характерис. героев. КВН Наизусть по выбору. Выборочное чтение. Индивидуал.сообщение. Отзыв о про-изведении. Краткий пересказ. Презентация Тест. | |
4. Поэтичес-кая тетрадь | 12 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» А. Н. Плещеев «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» И. А. Бунин «Листопад» | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Опреде-лять средства художественной вырази-тельности в лирическом тексте. Нас-лаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интона-цию, которая больше всего соответ-ствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными пережива-ниями и отношениями к жизни, при-роде, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. | Викторина. Наизусть по выбору. Выразител. чтение. Ответы на вопросы. Иллюстрир. чтение. Урок-игра. Тест по теме. | |
5. Литератур-ные сказки | 16 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П. П. Бажов «Серебряное копытце» А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Опреде-лять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Индивидуал.сообщение. Ответы на вопросы. Фронталь-ный опрос. Сочинение сказки. Пересказ. Выразител. чтение. Деление текста на части. Урок-игра. Тест по теме. Контрольн. работа. | |
6. Делу время – потехе час. | 9 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка» В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, опреде-ляющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговор-ной речи. Определять нравственный смысл и жанр произведения. Анализи-ровать заголовок произведения, соот-носить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравст-венный смысл. Инсценировать произ-ведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справоч-ной литературе для подготовки сообще-ния о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Про-верять себя и самостоятельно оцени-вать свои достижения. Подбирать книги по теме. ориентируясь на авторские произведения. | Фронталь-ный опрос. Пересказ. Выразител. чтение. Мини-сочи-нение. Инсценир. отрывка. Викторина. Кроссворд. Тест по теме. | |
7. Страна детства. | 8 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» М. М. Зощенко «Елка» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглав-лением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подби-рать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение ав-тора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровож-дение к прозаическому тексту. Состав-лять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смеш-ные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальн. опрос. Ответы на вопросы. Пересказ. Творческий пересказ. Командная игра. Кроссворд. Тест по теме. | |
8. Поэтичес-кая тетрадь | 5 | В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». | Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Связь литерату-ры смузыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользо-ваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотво-рения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отно-шение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | Наизусть по выбору. Выразител. чтение. Конкурс чтецов. Устный журнал. Тест по теме. | |
9. Природа и мы | 12 | Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин «Выскочка» Е. И. Чарушин «Кабан» В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Проект «Природа и мы» | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспри-нимать на слух художественное произ-ведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и по себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характери-зовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение авто-ра к героям на основе текста. Наблю-дать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Опре-делять тему, которая объединяет рас-сказы в разделе, формулировать основ-ную мысль темы. Делить текст на час-ти. Пересказывать тест подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Сос-тавлять самостоятельно текст для эн-циклопедического словаря. Читать вы-разительно диалоги из текста. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выразител. чтение. Ответы на вопросы. Сочинение. Фронталь-ный опрос. Творческий пересказ. Творческое сочинение. Урок-конкурс. Проект. Тест. | |
10. Поэтичес-кая тетрадь | 8 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето» С. А. Клычков «Весна в лесу» Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Связь литера-туры с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользо-ваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Вос-принимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихот-ворной речи. Находить средства худо-жественной выразительности; сравни-вать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической лаботы, представленной в учебнике. | Фронталь-ный опрос. Ответы на вопросы. Выразител. чтение. Наизусть. Мини-сочинение. Урок - конкурс. Тест по теме. | |
11. Родина | 8 | И. С. Никитин «Русь» С. С. Дрожжин «Родине» А. В. Жигулин «О, Родина!» Проект «Они защищали Родину» | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подби-рать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведе-ния по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Загадки. Мини-сочинение. Выразител. чтение. Фронталь-ный опрос. Проект. Урое – конкурс. Тест по теме. | |
12. Страна Фантазия | 7 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Кир Булычев «Путешествие Алисы» | Особенности фантастического жанра. Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушан-ного произведения. Созда-ние небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение. Опреде-лять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя и самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Фронталь-ный опрос. Составление рассказа. Иллюстрир. отрывка. Кроссворд. Тест. | |
13. Зарубежная литература | 15 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Г. Х. Андерсен «Русалочка» М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете» | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Иллюстрации по теме. Придумыванрассказа. Фронталь-ный опрос. Деление текста на части. Пересказ. Выразител. чтение. Ответы на вопросы. Контрольная работа. Тест по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по технологии 1 класс с характеристикой деятельности учащихся
тематическое планирование по технологии 1 класс с характеристикой деятельности учащихся...
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с характеристикой деятельности учащихся
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с характеристикой деятельности учащихся...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...