Конспект урока обучения грамоте 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект с технологической картой урока обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника Горецкий и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuchenie_gramote.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
на тему "Согласная буква Ч"
учитель Гладилина Е. В.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с буквой Ч,ч;
- развивать фонематический слух, логическое мышление;
- совершенствовать навыки правильного чтения;
- совершенствовать навыки письма
Формируемые УУД:
- умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы;
- составлять предложения о литературных героях;
- списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами;
- четко следовать правилам правописания (сочетания ши, ча, чу);
- добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.
Пропедевтика: ЧЬ в конце глаголов (беречь, стеречь)
Оборудование:
- учебник «Азбука» 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, В. А. Кирюшкина, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Пропись № 3. В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова.- М.: Просвещение, 2012 г.
- Рисунок часов
- Кружки, по 10 штук на каждого ученика
- Карточка с правилом «ЧА- пиши с А, ЧУ – пиши с У»
- Карточки со словарными словами человек, топор, работа, ученик.
- Касса букв и слогов демонстрационная
- Лента букв
- Печатный алфавит на каждого ученика
Тип урока: изучение нового
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | Загадывает загадки.
Их пересчитал – год пропал. Годы идут, а они не растут. (месяцы) 2. Прошло семь дней – конец и ей. (неделя) Какая тема объединяет отгадки? Как вы понимаете слово «время»? Какой предмет помогает людям определять время? Кто из вас уже умеет определять время по часам? К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и не приятно будет, если вы не сможете ответить на вопросы учителя. | Отгадывают загадки. Выдвигают предположение |
|
2 | Актуализация знаний | Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Это был праздник. На следующий день вы познакомились с первым учебником. Как он назывался? Прошло время и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки». Посчитайте, сколько уже букв мы изучили. Сколько среди них гласных? Назовите их. Сколько согласных? Назовите. Что вы знаете о согласных буквах? Когда буквы Я, Ё обозначают два звука? Когда они указывают на мягкость согласного звука? Какие согласные бывают только звонкими? Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки? Возьмите карточку с алфавитом. Найдите и подчеркните изученные буквы. Сколько букв еще осталось изучить? Что обозначают рисунки под буквами? Откройте учебник на стр. 122 и прочитайте текст «Подарки к празднику». Поставьте вопрос к первому предложению? Как по-другому можно поставить вопрос? Поставьте вопросы к другим предложениям. Откройте учебник на стр.126. проверим свои знаний и оценим достижения. Слушайте утверждения, если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, не откладывайте. Сколько кружков вы отложили? Мы с вами повторили все, что уже узнали. Закончили изучать первую часть «Азбуки», переходим ко второй. | Отвечают на вопросы. Работают с лентой букв в учебнике и на доске: называют гласные, обозначающие мягкость и твердость согласных, перечисляют согласные буквы, называя глухие и звонкие, парные, твердые и мягкие. Подчеркивают буквы и считают остальные. Дети читают самостоятельно, потом два человека вслух. Кто приготовил подарки для детсада? или Для кого приготовили подарки первоклассники? Слушают и оценивают свои знания. |
|
3 | Постановка целей и определение темы урока | Чем мы пишем? Учитель читает стихотворение: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Белый, желтый, голубой, Не угнаться за тобой. Проведем звуко-буквенный анализ слова «мяч». Какой новый звук услышали? Какова тема нашего урока? | Ручкой Слушаю и выделяют новый звук. Дают характеристику звукам в слове. Формулируют тему урока. |
|
4 | Работа по теме урока. | Знакомство со звуком [ч’]. На рисунке в «Азбуке» изображен мяч. Соответствует ли схема этому слову? Какой звук слышен на конце слова? Прочитайте слоги в красной рамке? Меняется ли звук [ч’] в зависимости от гласной после него? Что можно сказать об этом звуке? Кто из вас любит играть в мяч? Какие игры с мячом вы знаете? А какие игры с мячом спортивные? Знакомство с буквами Ч,ч. На что похожа буква Ч? рассмотрите буквы в Азбуке на стр. 5 и сравните их с прописными буквами. Напишите строчную букву ч в прописи (учитель показывает и проговаривает, как писать букву по элементам). Хотя звук [ч’] мягкий в слоге ЧА пишу букву А, а в слоге ЧУ пишу – У. прочитайте правило на с.5 учебника, его надо запомнить. Рассмотрите иллюстрации на стр.4. можно ли их разделить на группы? Почему? Какими часами пользовались в старину, в далекой древности? А теперь какие виды часов используют? Прочитайте загадку под рисунком. О чем в ней говориться? Прочитайте и озаглавьте текст на с.5. Каково основное назначение часов? На какие группы по назначению делятся часы? Какие часы люди чаще носят с собой? Что общего должно быть у всех часов? Поговорим о смысловом значении слова «часы» Говорят: «Часы стоят». Говорят: «Часы спешат». Говорят: «Часы идут, но немножко отстают». Мы смотрели с Мишкой вместе, Но они стоят на месте. Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут, стоят. Составим и запишем предложения. У кого из вас дома есть часы? Почему часы пользуются такой популярностью? Можно ли в нашей жизни обойтись без часов? | Дети анализируют схему, читают слоги, делают вывод, что [ч’] всегда мягкий, глухой. Дети должны давать развернутые ответы. Дети называют сходства и различия букв. Дети обводят элементы буквы и продолжают самостоятельно писать буквы и слоги. Дети выделяют предметы старины и современности. Дети читают про себя, два человека вслух. Обосновывают выбор названия, классифицируют часы. Объясняют смысл слов. Разбирают и записывают на доске и в тетради: Часы идут точно. Они показывают время. У Никиты на руке часы. Отвечают на вопросы. |
|
Какие дни недели вы знаете? В какие дни вы не посещаете школу? Кто знает, сколько месяцев в году? Кто знает названия всех месяцев по порядку? В каком месяце вы пришли учиться в первый класс? | Перечисляют дни недели и месяцы в году. | |||
5 | Развитие речевого аппарата. Физкульт- минутка. | Дыхательная гимнастика. Упражнение «Колесо спустило» - плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, при выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [c]. Упражнение «Тишина» - сделать глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести ш-ш-ш. Артикуляционная разминка. Упражнения «Трубочка»- рот открыть и кончик языка упереть в небо, губы вытянуть трубочкой. Упражнение «Лошадка» - цоканье языком (щелчок – пауза). Упражнение «Моторчик» - губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: бр-р-р Работа над дикцией. Повторять чистоговорку. Ча-ча- ча – горит в комнате свеча. ЧЯу-чу-чу – есть я больше не хочу. Чо- чо- чо – молоко так горячо. Чи- чи- чи – продавали кирпичи. Физкультминутка.
| Дети выполняют упражнения по три раза, повторяют чистоговорку. | Ориентация на образец и правило выполнения действия, - контроль и коррекция, самоопределение |
6 | Закрепление изученного. | Прочитайте пословицы, записанные на доске. За один раз человек толстое дерево не срубит. Плотник без топора, что изба без угла. Рыбак рыбака видит издалека. У умелого человека и долото рыбу ловит. Человек без ремесла, как дерево без плодов. Умелые руки работы не боятся. Знание и ремесло человека красят. Как вы понимаете смысл этих пословиц? В каких жизненных ситуациях их можно применить? Поставьте знак ударения в словах пословиц. Какие словарные слова вы встретили? Подчеркните слова, которые обозначают действие. Как чикают ножницы? Фонетическая зарядка: Кто больше запомнит слов со звуком [ч’]. чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаевничают четверо: чиж, чечетка, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чай черпаком: - Чуть чижику! Чуть – чуть чибису. Чуток чирку. Чкчетке чуточку. Чудное чаепитие! Прочитайте слова вверху с.6. назовите в них корень, подчеркните сочетание ЧК. Эти две буквы подружки всегда цепляются друг за дружку. Запишите в тетради слова: речка, ручка, тучка, лисички. Составьте с этими словами предложения, запишите схемы. Откройте прописи на с.28, проанализируйте слова туча и учу. Подчеркните слоги ча и чу. Определите, какой звук заблудился. На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. Наевшись рыбы до отвала, на море гайка отдыхала. Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах. Синеет море перед вами, летают майки над волнами. | Читают прописной текст с доски, объясняют смысл пословиц, ставят ударение, называют слова человек, топор, работа. Подчеркивают глаголы на доске. Чик – чик Дети слушают, а потом называют слова. Выполняют задание, записывают слова, составляют предложения и их схемы. Делают звуко-буквенный анализ слов, записывают их и подчеркивают орфограммы. Записывают отгадки. |
|
Сегодня мы познакомились еще с одним словарным словом – ученик. Как вы думаете, почему его надо запомнить? Проверить написание Е можно словом УЧЕНИЕ, но ученики часто об этом забывают, поэтому слово поместим в словарик. Продолжите слова(работа с кассой слогов): Пач**, реч**, свеч**, чи***, чер***, ноч**. Придумайте слова, где звук [ч’] стоит в конце. Как называют детенышей животных? У зайца - …, у кролика - …, у белки - …, у галки - .. Прочитайте группы слов: час – часик – часовой; чисто – чистый – чистота; чудо – чудный – чудеса. | Отвечают, записывают слово, обозначают орфограмму. Работают на местах со своей кассой, потом проверяют у доску. Отвечают на вопросы, читают слова с доски, выделяют общую часть – корень, называют родственные слова. |
| ||
7 | Подведение итогов. | С какой буквой мы познакомились? Что мы можем сказать об этой букве? | Отвечают на вопросы. |
|
8 | Рефлексия | Понравился ли вам урок? Почему? Что было самым интересным? Что вызвало затруднения? Кто научился красиво писать новую букву? А кому понравилось читать слова с новой буквой? | Отвечают на вопросы. |
|
Список литературы.
- Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте.: чтение и письмо: 1 класс. – М.:ВАКО, 2013.
- Обучение грамоте детей. Планы занятий/ Сост. Г. Ф. Марцинкевич. – Ростов – на- Дону, 2011.
- Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – М.: Эксмо, 2002.
- Учимся играя/Сост. В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.
- Я иду на урок в начальную школу. Чтение: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']
Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи урокаОбразовательная: ...
Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.
УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...
Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.
УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...
Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года
УМК. «Школа России» Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] , [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...