Урок литературного чтения. Звучащий мир поэзии.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Ташбулатова Лена Шагитовна

Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Планета знаний" на тему "Звучащий мир поэзии" на примере стихотворений В.Лунина "Жук" и Н.Матвеевой "Шуршание листика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

 Составитель: Ташбулатова Лена Шагитовна

МБОУ СОШ №8 г.Туймазы

 Тема урока:  Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук». Новелла Матвеева «Молчание  листика».

УМК:  «Планета знаний».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели и задачи урока:  знакомить со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении; совершенствовать навыки сознательного, беглого, правильного чтения; анализа текста, выделения главного, обобщения; знакомство с новыми авторами В.Луниным и Н.Матвеевой и их произведениями;  формирование внимания к звучащему миру, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

                                                           Ход урока.

I. Организационный момент (1мин).

Психологический настрой на работу.

Учитель:  Ты улыбкой, как солнышком, брызни, 

                   Выходя поутру из ворот

                   Понимаешь, у каждого в жизни

                   Предостаточно бед и забот.

                   Разве любы нам хмурые лица

                   Или чья-то сердитая речь?

                   Ты улыбкой сумей поделиться

                   И ответную искру зажечь.

                   Подарите улыбки друг другу…

– Улыбнитесь гостям. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения с речевой разминки.

II.   Речевая разминка (5мин).

  Вдох носом – выдох через рот.

 При выдохе произносим определённый звук. ( а, о, у, ы, и, э)

 Имитируем звуки предметов

- Самолёты взлетают У-У-У-У-У

   Машины едут Ж-Ж-Ж-Ж

   Лошадки поскакали ЦОК-ЦОК-ЦОК

   Рядом ползёт змея Ш-Ш-Ш-Ш

- Летела муха около уха Ж-Ж-Ж-Ж

  Летела оса около носа С-С-С-С

  Летел комар и звенел З-З-З-З

  Сел на лоб, а мы его ХЛОП!

  Поймали, послушали

 З-З-З-З звенит…

  А, пусть летит!  

(Дети движениями дополняют звуковые имитации).

-Что  мы произнесли? (звуки)

-Какие бывают звуки? (речевые и неречевые, гласные и согласные)

- Что образуют гласные и согласные звуки? ( они образуют слог)

- Приготовились читать слоги. ( на парте у каждого ребёнка таблица слогов)

Работа над постановкой ударения.

Какой слог выделен? (ударный, мягкий)

ло-ло-лё

лё- ло-ло

ло-лё-ло

Чтение чистоговорок.(  на парте у учеников )

 Работа над скороговоркой.(любая по усмотрению учителя)

- Скажите, зачем нужна речевая разминка?

-А что ещё нужно, чтобы хорошо учиться? ( быть внимательным, слушать)

На доске слова:

Слух

Слушать

Выслушать

Прислушаться – слушать напрягая слух

-Читаем хором по слогам

-Что общего у слов?(корень)

-Вставьте  в предложения пропущенные по смыслу  слова.

 На уроке нужно уметь слушать учителя.

 Нужно уметь выслушать  товарища.

Чтобы услышать тихие звуки нужно прислушаться.

-Почему очень важно иметь слух, уметь слушать, выслушать или прислушаться?

(Человек, умеющий слушать, выслушивать, прислушиваться,  быстрее усваивает новое, является хорошим собеседником, замечает больше вокруг себя, развивается быстрее…)

Игровое упражнение «Угадай звук».

- Послушайте и постарайтесь угадать звуки. (Дети слушают  записи звуков  и угадывают,  кто или что может издавать такой звук).

III.   Новая тема.

 - Сегодня на уроке мы с вами будем учиться слушать, прислушиваться, будем учиться выслушивать своих товарищей (к сожалению, мы это с вами еще не очень хорошо умеем делать), будем учиться быть внимательными к звучащему миру, узнаем, какими способами можно передавать звуковые впечатления в поэзии, и продолжим совершенствование своих читательских навыков.

Давайте посмотрим на экран.

-Кто это? (поэт В.Лунин)

 Давайте прочитаем стихотворение этого поэта.

-про себя

-хором

-прохлопаем

-Как нужно читать? (соблюдая паузы)

-Какой тон должен быть? (жалостливый)

-Почему? (жалко жука, он попал в беду)

Чтение нескольких учеников.

-Где оказался жук?

-С чем сравнивает  жизнь жука?

-Что значит в плену?

-Что значит жестяная банка?

-Что можно сказать про последнее предложение? ( воскл.)

-Как показать при чтении, что это воскл.  предл.? (голосом)

-А почему поэт просто точку не поставил? (эмоционально показать)

Чтение 3-4 учеников.

-Какие буквы Виктор Лунин часто использовал? ( Ж)

-Что вы можете рассказать про звук Ж

-Что нам показал автор с помощью этого звука? (жужжание жука)

-А к какой группе животных относится жук? (насекомое)

(Слайд с фотографией  майского жука)

(Слайд с фотографией Н.Матвеевой)

-  А теперьдавайте послушаем стихотворение Новеллы Матвеевой.

- Можно ли сказать, что она тоже умеет прислушиваться к разным звукам и передавать их в своих стихотворениях .

    Стихотворение «Молчание  листика» читает учитель (при чтении учитель осторожно выделяет звук [ш].)

 -Какую букву больше всего использовала Н.Матвеева?  ( ш)

-Расскажите про этот звук.

-Что нам показал автор с помощью этого звука? (шуршание листьев)

  Давайте попробуем передать   шуршание листьев при чтении.

-Как будем читать? (тихо, плавно)

 Хоровое чтение.

Чтение 2-3 учеников.

-Назовите рифмующиеся слова.

IV.  Итог урока.

   - Какое стихотворение понравилось?

 - Какие это стихотворения – ВЕСЁЛЫЕ, ГРУСТНЫЕ, СПОКОЙНЫЕ, ВЗВОЛНОВАННЫЕ, РАДОСТНЫЕ?

 - С какими авторами познакомились на уроке? (Виктор Лунин (Левин) и Новелла Матвеева).

– Какие произведения особенно понравились? (Ребята делятся своими впечатлениями о наиболее понравившемся стихотворении, объясняют свой выбор)

- С помощью чего можно передать окружающие нас звуки? (С помощью голоса – имитируя звуки, с помощью поэзии и прозы – сочиняя стихи, рассказы, с помощью кисти – рисуя картины, музыки – воспроизводимой посредством музыкальных инструментов, дети могут назвать и технические способы передачи звуков – магнитофон, видеокамера).

СПАСИБО ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ! 

А закончить наш сегодняшний урок мне хочется песней в исполнении Новеллы Матвеевой «Кружатся листья».

 Домашнее задание : Составить рассказ по картинке используя звук Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".

Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления)....

урок литературного чтения в 4 классе "Мотивы былины в поэзии А.С. Пушкина"

Представлен конспект единого урока чтения, традиционно проводимого в нашей школе. Данный урок посвящен Царскосельскому лицею и его знаменитым выпускникам. Подготовка к восприятию осуществляется через ...

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку

ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке на тему "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи". Программа: "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Конспект урока литературного чтения Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (УМК "ПНШ" 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия «звукопись», развитие умений нахождения литературного приёма звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать...