Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Агапова Лидия Федоровна

ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме:

«Поэзия Сергея Есенина».

Учитель высшей категории МБОУ СОШ №5 г. Курчатова

Агапова Лидия Федоровна

Тема урока

Поэзия Сергея Есенина

Тип урока

Обобщающий (ведущий метод – частично-поисковый)

Цель

Систематизировать изученный материал по поэзии С.Есенина; формировать умения выделять необходимую информацию.

Планируемый

 результат 

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Осмысливать цели  и виды  чтения художественного текста.

Строить осмысленные речевые высказывания.

Личностные:

- нравственно- эстетическое  оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие и сопоставлять с образцом

после его завершения на основе его оценки ,

- высказывать свое предположение.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации,

- осознанное построение речевого высказывания

- свободная ориентация и восприятие художественного текста

-смысловое чтение

-извлечение необходимой информации из прослушанных произведений

-преобразование художественного текста в знаковую модель

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия 

Сравнение, олицетворение, модель обложки произведения.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» учебник 3 класс; Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» учебная хрестоматия; Л.А.Ефросинина рабочая тетрадь «Литературное чтение»

 Мультимедийное сопровождение  с презентацией к уроку; выставка произведений С.Есенина

Организация

пространства

Фронтальная работа, работа в парах,

                                                                                               ХОД  УРОКА

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Обучающие и развивающие

задания каждого этапа

Формируемые универсальные  учебные действия

1. Мотивация к учебной

деятельности 

Читает наизусть стих.

 Задает вопрос о теме урока, формулирует учебную задачу

( Сегодня постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.  Не случайно о поэзии С.Есенина говорят: «В ней есть душа».)

Готовятся к

работе.  Слушают вступительное стихотворение учителя.

В этом имени слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен.

Поднебесье, такие веси!

Сень березы, и синь рассвета.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты..

Только скажут Сергей Есенин –

Всей России встают черты!

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Личностные:

самоопределение

роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и

слышать.

Регулятивные:

предположение темы урока

 

2. Актуализация

знаний и

выявление

индивидуальных затруднений

Выявляет

уровень

знаний.

Анализирует

знания

учащихся.

 

Работают по заполнению таблицы

Дети читают отрывки наизусть из изученных стихов.

Составляют модель обложки стихов о Родине

Работают с учебником (с.66)

Составляют модель обложки

  1. Какова тематика стихов Есенина? ( слайд 2)

2)Для поэта самым дорогим местом на всей планете была Русь!

- Как об этом он говорит в своих стихах?

-Подберем  модель обложки для оформления стихов о Родине.

 ( слайд3)

- Прочитайте строфы , из каких они произведений?

- Прочитайте вслух стихотворение «Бабушкины сказки»

Какие чувства передал поэт?

-Подберем модель обложки по теме этого стихотворения. (Слайд4)

 

Коммуникативные: планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- прогнозирование, внесение коррективов в действия.

Познавательные:

- применение полученных знаний в обобщенном виде,  преобразование текста в знаковую модель.

Личностные:

- используют полученные знания, оценивают свои знания, вносят коррективы

3.

Постановка

учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Совместный поиск путей решения проблемы

Обобщение

Рефлексия

Домашнее задание

Выявляет уровень знаний, эмоциональное воздействие иллюстраций и  строчек из стихотворения Есенина.

Читает отрывок

Создает

проблемную

ситуацию.

Фиксирует затруднения

Организует работу по учебнику.

Организует работу в тетради с.22

Предлагает вспомнить и прочитать стихи наизусть.

Выявляет уровень знаний.

Организует работу по анализу полученных знаний по теме.

 

Организует чтение произведения вслух учеником.

Организует работу по учебнику.

Организует самостоятельную работу в парах

Чувства поэта, его душу смогли понять многие музыканты и положили его произведения на музыку.

Какие песни, романсы вы слышали?

Просматривают слайды, анализируют свои чувства, высказываются.

Слушают, анализируют.

Вспоминают, какой литературный прием называют олицетворение, сравнение, зачитывают из тетрадей домашнего задания.

Выборочное чтение из произведений в учебнике.

Разгадывают кроссворд.

Читают наизусть стихи:

«Черемуха», «Сыплет черемуха снегом»

Работают с моделями.

Подтверждают ответы цитатами.

Слушают, анализируют.

Перечитывают стихи в учебнике, хрестоматии.

Вспоминают строчки, где говорится о цвете. Вычитывают.

Ищут пути выхода из затруднений

Работают с карточками в парах

Принимают задачу и строят свои высказывания

Записывают в дневник

Всмотритесь в иллюстрации (слайды 5,6, 7) и представьте себя в одном из этих березовых уголков. Какие чувства охватывают вас?

Что хочется сказать? (Боже! Как красиво! Какая прелесть! И т.д.)

А вот послушайте как об этом сказал Есенин:

«Тот, кто видел, хоть однажды,

Эту синь и эту гладь,

Тот, почти березке каждой,

Ножку  рад поцеловать.» ( слайд 8)

- Какое чувство выразил поэт в этих строчках?

Не зря С.Есенина называют певцом родной природы. Его поэзия наполнена восхищением, любованием родной природой.

-Какими литературными приемами пользуется поэт, чтобы передать свои чувства? (Олицетворение, сравнение)

- С кем сравнивает поэт березку?

Разгадаем кроссворд в тетради «Деревья в стихах Есенина»

Вспомним стихи о черемухе.

Подберем модель обложки к этим произведениям. (слайд9)

Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они живые.

Какие запахи передает поэт в стихах о черемухе?

Букет из каких пахучих есенинских цветов вы бы составили?

-Вслушайтесь в звуки стихотворения «Топи да болото»

( Один ученик читает наизусть)

- Какие звуки услышали?

Если вы внимательно читали стихи С.Есенина, то, наверное, заметили, что они наполнены удивительными красками. Вчитайтесь еще раз в них и определите их цветовую гамму.

( Слайд 7.Ромашка разноцветная)

Давайте оживим нашу «ромашку» любимыми есенинскими красками.

(Слайд 8. Подсказка и самопроверка)

Какое слово, обозначающее цвет пропущено в есенинских строчках?

А) Закружилась листва …

Б) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души …цветь,

В саду горит костер рябины …,

Но никого не может он согреть.

В) Отговорила роща ..

 

Бабушка Насти подготовила нам список этих произведений и Настя сейчас его зачитает. Сейчас на уроке музыки вы прослушаете некоторые из них, а также поэму Свиридова «Памяти Есенина»

-Подумайте, в чем же секрет долговечности поэзии Есенина?

- Почему людей разного возраста волнуют и радуют его произведения?

- Что вам дало изучение поэзии Есенина?

Прочитать стихотворение «Лебедушка» в хрестоматии и подготовить вопросы автору.

Благодарю всех за хорошую работу!

Коммуникативные:

- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей.

Регулятивные:

- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;

- осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе; - сопоставляют выполнение работы с образцом;

- участвуют в обсуждении проблемных вопросов;

- оценивают уровень качества усвоенного материала.

Личностные:

- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;

- развивают речь, кругозор.

Познавательные:

- усваивают понятия «олицетворение», «сравнение»;

- используют речевые средства в соответствии с целями общения;

- отделяют знания от незнания.

Личностные:

- определяют позиции эмоционального состояния, участвуют в выражении своих мыслей, чувств.

Регулятивные:

Принимают учебную задачу.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения « Поэзия Сергея Есенина» 3 а класс Учитель Агапова Лидия Федоровна МБОУ «СОШ №5» г. Курчатов Курская область

Слайд 2

О Родине О людях О природе С. Есенин

Слайд 5

«Тот, кто видел, хоть однажды, Эту синь и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать….» С . Есенин

Слайд 6

«Черемуха душистая с весною расцвела ….» С.Есенин Сыплет черемуха снегом…

Слайд 9

В чем же секрет долговечности поэзии Есенина? Почему людей разного возраста волнуют и радуют его произведения? Что вам дало изучение поэзии Есенина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная технологическая карта по литературному чтению 3 класс

В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития  формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низкий). Затем выставляется общий уровень в конце учебного года по каждому ...

Технологическая карта по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта по литературному чтению: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта по литературному чтению, 1 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса составлена по УМК "Перспективная начальная школа". Автор учебника "Литературное чтение, 1 класс" Н.А.Чуракова....

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...