урок литературного чтения в 4 классе "Мотивы былины в поэзии А.С. Пушкина"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Представлен конспект единого урока чтения, традиционно проводимого в нашей школе. Данный урок посвящен Царскосельскому лицею и его знаменитым выпускникам. Подготовка к восприятию осуществляется через знакомство учеников со стихотворениями Ю. Кима, А. Пушкина, А. Дельвига. Далее урок связан с изучаемой на тот момент темой "Былины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy byliny v tvorchestve puhkina.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
«Мотивы былины в творчестве А.С. Пушкина»
Прелюдия. Звучит старинный гимн студентов «Гаудеамус».
Учитель. Прозвучал старинный гимн студентов, школяров «Гаудеамус», что в переводе с латинского «будем радоваться». И это не случайно. Учёба – это действительно время радости: радости познания, радости встреч с новыми людьми, радости открытий и побед.
Исполняется фрагмент стихотворения Ю. Кима «19 октября».
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш Учитель,
Славный пушкинский Лицей!
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.
12 августа 1810 года царем Александром I подписан проект о создании особого учебного заведения.
19 октября 1811 года - открытие нового учебного заведения, которое получило название “Царскосельский Лицей”.
Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды: озера, пруды, протоки, каскады фонтанов, стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и бледнеющие среди ветвей мраморные статуи. Все это будило в учениках Лицея фантазию, вдохновение, творчество.
А.С.Пушкин
В альбом Пущину. 1817
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, ---
Что было и не будет вновь…
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла… но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Первый “пушкинский” лицейский курс состоял из даровитых и незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Одним из них был А.С.Пушкин, великий русский поэт, писатель, драматург. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин - справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер - восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный Кюхля; Антон Дельвиг - добродушный, медлительный фантазер и тоже поэт.
Антон Дельвиг, 1817 год
Из прощального гимна на выпускном акте Лицея.
Храните, о, друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет,
В несчастье - гордое терпенье,
А в счастье - всем равно привет!
Александр Сергеевич Пушкин - один из первых выпускников Лицея.
Сам Пушкин посвятил лицейской годовщине несколько стихотворений. Особенно остро он ощущал разлуку с лицейскими друзьями в годы ссылки в Михайловское (1824 - 1826). Стихотворение "19 октября", написанное в Михайловском в 1825 году - одно из лучших произведений поэта.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
(Стихотворения заранее раздаются хорошо читающим ученикам для выразительного чтения или заучивания на выбор)
Мотивы былины в поэзии А.С. Пушкина
Еще в «Руслане и Людмиле» слились мотивы волшебной сказки и героической былины. Особенно это проследилось в образе богатырей (отрывок )
Один — Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой — Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Руслан. Он, местью пламенея,
Достиг обители злодея.
Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мочным роет.
Князь карлу ждет. Внезапно он
По шлему крепкому стальному
Рукой незримой поражен;
Удар упал подобно грому;
Руслан подъемлет смутный взор
И видит — прямо над главою —
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор.
Щитом покрывшись, он нагнулся,
Мечом потряс и замахнулся;
Но тот взвился под облака;
На миг исчез — и свысока
Шумя летит на князя снова.
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал — да там и сел;
Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
Меж тем, на воздухе слабея
И силе русской изумясь,
Волшебник гордому Руслану
Коварно молвит: «Слушай, князь!
Тебе вредить я перестану;
Младое мужество любя,
Забуду всё, прощу тебя,
Спущусь — но только с уговором…»
«Молчи, коварный чародей! —
Прервал наш витязь: — с Черномором,
С мучителем жены своей,
Руслан не знает договора!
Сей грозный меч накажет вора.
Лети хоть до ночной звезды,
А быть тебе без бороды!»
Боязнь объемлет Черномора;
В досаде, в горести немой,
Напрасно длинной бородой
Усталый карла потрясает:
Руслан ее не выпускает
И щиплет волосы порой.
Два дни колдун героя носит,
На третий он пощады просит:
«О рыцарь, сжалься надо мной;
Едва дышу; нет мочи боле;
Оставь мне жизнь, в твоей я воле;
Скажи — спущусь, куда велишь… »
«Теперь ты наш: ага, дрожишь!
Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле».
Смиренно внемлет Черномор;
Домой он с витязем пустился;
Летит — и мигом очутился
Среди своих ужасных гор.
Тогда Руслан одной рукою
Взял меч сраженной головы
И, бороду схватив другою,
Отсек ее, как горсть травы.
«Знай наших! — молвил он жестоко, —
Что, хищник, где твоя краса?
Где сила?» — и на шлем высокий
Седые вяжет волоса;
Свистя зовет коня лихого;
Веселый конь летит и ржет;
Наш витязь карлу чуть живого
В котомку за седло кладет
Образы богатырей прописаны и в «Сказке о царе Салтане». «Красавцы удалые», «великаны молодые», «тридцать три богатыря» во главе с дядькой Черномором - это волшебные помощники князя Гвидона, (отрывок из сказки)
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
В отличие от нереальных, более близких к сказочным персонажам, «семь богатырей», «семь румяных усачей» из «Сказки о мертвой царевны» изображаются как реальные положительные герои. Известная таинственность окружает, конечно, и этихбогатырей. Мы ничего не знаем об их прошлом, о том, что побудило их жить в глухом, дремучем лесу. И дела их носят какой-то отпечаток загадочности. Не то это «вольные люди», благородные разбойники, которые мстили угнетателям и скрывались от самодержавной власти, не то защитники русской земли от внешних врагов. Сорочины, татары, пятигорские черкесы- все те, кто противостоит богатырям в сказке Пушкина, являются и врагами героев русских былин и исторических песен.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
Сказочный ореол не мешает Пушкину создать вполне реальный быт богатырей. Их сказочный терем удивительно похож на крестьянскую избу. В нем крылечко, «светлая горница» лавки, «стол дубовый», «печь с лежанкой изразцовой», божница, полати. А главное, в своем поведении богатыри больше всего напоминают простых деревенских парней. Вспомним, как они смущены после неудачного сватовства
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: "Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?"
"Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,--
Им царевна говорит,--
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
"Спрос не грех. Прости ты нас,--
Старший молвил поклонись,--
Коли так, не заикнуся
Уж о том".-- "Я не сержуся,--
Тихо молвила она,--
И отказ мой не вина".
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - советский широкоэкранный художественный фильм по
мотивам русских народных былин о легендарном богатыре. Сюжет
Защитник Руси, богатырь Илья Муромец по навету бояр попадает в княжеское подземелье. Но когда на родную землю вновь приходит беда, вынужден князь идти на поклон Муромцу и друзьям его — Алёше Поповичу и Добрыне Никитичу…Многие мотивы в фильме использованы на основе неосуществлённого замысла А.С.Пушкина - поэмы "Мстислав Удалой". В частности, оттуда взят поединок Ильи с собственным сыном и узнавание.
(Просмотр фрагмента фильма)
Итог: О каких выпускниках лицея вспоминали? Какие мотивы русских народных былин использовал А.С. Пушкин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Урок литературного чтения "По страницам былин - в глубь времён" 3 класс
Конспект урока- путешествия посвящён былинам об Илье Муромце. К уроку подготовлена презентация....
Урок Литературного чтения 4 класс. Былина "Святогор- богатырь"
Конспет урока УМК "Начальная школа 21 века"...
Внеклассное занятие по литературному чтению - Устный журнал «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин
в помощь учителю начальных классов...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.Планируемые результаты:Предмет...
Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Фантазия в поэзии" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с поэтическим взглядом – фантазией, с образами, созданными Б. Заходером и И. Токмаковой; способствование развитию наблюдател...