Календарно-тематическое планирование 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Сальникова Светлана Анатольевна

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.cht_.doc434 КБ

Предварительный просмотр:

02-04

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

МБОУ «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа»

Алатырский район Чувашская Республика

   Рассмотрено на заседании   МО  учителей

начальных классов

      Руководитель _____________Е.В.Шигаева

    протокол № 1

от  «28» 08. 2013 г.

Согласовано.

 Зам. директора по УВР: ___________ Н.А. Шишуева

«29»09 . 2013 г.

Утверждаю.

Директор МБОУ «Чуварлейская СОШ»:

 ____________ А.Ю.Смирнов

Приказ № 40А от 30. 09.2013 г.

Рабочая учебная программа

По предмету:  Литературное чтение

Для  3 класса

Составитель:  

Сальникова С.А.

учитель начальных

классов

категория I

 стаж работы 23 года

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

 В 3 классе на изучение литературного чтения  выделяется 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели ).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. 

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Содержание курса

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (4 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (14 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо    осенью    дышало...»,    «В    тот    год    осенняя    погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (5 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (5 ч)

1. М . Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 3 (3 ч)

1.   С.   Черный.   «Что ты тискаешь утенка...»,   «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (10 ч)

1. М . М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б.   С. Житков.   «Про обезьянку»; 6.   В. Л. Дуров.   «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4 (4 ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (8 ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов

«Мурзилка» и «Веселые картинки» (4 ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (2 ч)

«Храбрый Персей».

Г. X . Андерсен. «Гадкий утенок».

Учебный год делится:

На первой и второй ступени на четверти

Дата

Продолжительность

(количество учебных недель)

Начала четверти

Окончания четверти

1 четверть

01.09.2013

01.11.2013

9

2 четверть

10.11.2013

30.12.2013

7

3 четверть

14.01.2014

22.03.2014

10

4 четверть

01.04.2014

31.05.2014

8

        итого

01.09.2012

31.05.2014

34

Годовой тематический план

Четверти

Число

часов

в четверти

Основные  темы              

Число часов

на тему

I

27 ч.

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ

1 ч.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

11ч

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1

6 ч.

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

14ч

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2

6 ч

II

21 ч.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

7 ч.

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3

ЛЮБИ ЖИВОЕ

13ч

III

30 ч.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 4

6 ч.

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ- НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК

10 ч

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ. «МУРЗИЛКА» И «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»

IV

24ч.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

9 ч.

Итого:

102 ч.


Содержание

(тема)

Типы урока.

Кол-во

часов

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты

(личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Содержание урока

(Ученик должен знать)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. «Самое великое чудо на свете»

Урок открытия новых знаний

1 час

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова.

Формирование познавательного мотива.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Понимание относительности оценок или подходов к выбору

Постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того. Что уже известно и того, что ещё неизвестно.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 11ч

2

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения,  с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;  находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знать виды устного народного творчества, прикладного искусства.

Уметь пересказывать текст по плану.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формировать средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Воспитывать художественно – эстетический вкус на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Знать виды устного народного творчества, прикладного искусства.

Уметь пересказывать текст по плану.

3

Русские народные песни

Урок открытия новых знаний

1 час

4

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

Урок открытия новых знаний

1 час

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Урок открытия новых знаний

1 час

7

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Урок закрепления

1 час

8

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Урок открытия новых знаний

1 час

9

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Урок закрепления

1 час

10

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Урок открытия новых знаний

1 час

11

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Урок закрепления

1 час

12

КВН(по разделу «Устное народное творчество»)

Обобщающий урок

1 час

13

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1     6 ч.

14

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Использовать различные виды чтения, участвовать в обсуждении. Уметь создавать собственный текст.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Использовать различные виды чтения, участвовать в обсуждении. Уметь создавать собственный текст.

15

Ф.Тютчев «Листья».

Сочинение – миниатюра «О чём рассказывают осенние листья»

16

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Урок открытия новых знаний

1 час

17

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»«Встреча зимы»

Урок открытия новых знаний

1 час

18

И. Суриков «Детство» «Зима»

Урок открытия новых знаний

1 час

19

 «Поэтическая тетрадь 1»

Обобщающий урок по разделу

1 час

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (14 ч)

20

А. Пушкин. Лирические стихотворения

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

 Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.  Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.  Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

Осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Умение контролировать свои действия по результату.

21

А. Пушкин «Зимнее утро»

Урок открытия новых знаний

1 час

22

А. Пушкин « «Зимний вечер»

Урок закрепления

1 час

23

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Урок открытия новых знаний

1 час

24

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Урок закрепления

1 час

25

И. Крылов «Мартышка и Очки»

Урок открытия новых знаний

1 час

26

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Урок открытия новых знаний

1 час

27

И. Крылов «Ворона и Лисица»

Урок открытия новых знаний

1 час

28

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

Урок открытия новых знаний

1 час

29

М. Лермонтов «Утёс», «Осень»

Урок открытия новых знаний

1 час

30

Л. Толстой «Акула»

Урок открытия новых знаний

1 час

31

Л. Толстой «Прыжок»

Урок открытия новых знаний

1 час

32

Л. Толстой «Лев и собачка»

Урок открытия новых знаний

1 час

33

 «Великие русские писатели»

Обобщающий урок по разделу

1 час

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2     6Ч

34

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение,  выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Умение контролировать свои действия по результату

35

Н. Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

Урок открытия новых знаний

1 час

36

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Урок открытия новых знаний

1 час

37

К. Бальмонт «Золотое слово»

Урок открытия новых знаний

1 час

38

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Урок закрепления

1 час

39

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Урок обобщения

1 ч

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ 7 ч

40

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозирование содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Использовать различные виды чтения, участвовать в обсуждении.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Умение контролировать свои действия по результату

41

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Урок открытия новых знаний

1 час

42

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Урок открытия новых знаний

1 час

43

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Урок закрепления

1 час

44

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Урок открытия новых знаний

1 час

45

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Урок закрепления

1 час

46

Обобщающий урок по I части учебника.

Оценка достижений.

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ  

 47

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

Осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности. Использовать различные виды чтения, участвовать в обсуждении.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Умение контролировать свои действия по результату

48

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Урок закрепления

1 час

49

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Урок открытия новых знаний

1 час

50

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Урок закрепления

1 час

51

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Урок закрепления

1 час

52

А. Куприн «Слон»

Урок открытия новых знаний

1 час

53

А. Куприн «Слон»

Урок закрепления

1 час

54

А. Куприн «Слон»

Урок закрепления

1 час

55

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

Оценка достижений.

1 час

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3    

56

С. Черный «Воробей», «Слон»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст.  Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Осознание значимости чтения для личного развития. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Умение контролировать свои действия по результату

57

А. Блок «Ветхая избушка»

Урок открытия новых знаний

1 час

58

А. Блок «Сны», «Ворона»

Урок открытия новых знаний

1 час

59

С. Есенин «Черёмуха»

Урок открытия новых знаний

1 час

60

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1»..

Оценка достижений

1 час

ЛЮБИ ЖИВОЕ   13ч

61

М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст

. Сочинение на основе художественного текста

1 ч

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведения на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.  Овладение чтением вслух и про себя.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии  с целями и задачами.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Умение контролировать свои действия по результату

62

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Урок открытия новых знаний

1 час

63

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

64

В.Белов «Малька провинилась»

Урок открытия новых знаний

1 час

65

В.Белов «Ещё раз про Мальку»

Урок открытия новых знаний

1 час

66

В.Бианки «Мышонок Пик»

Урок открытия новых знаний

1 час

67

В.Бианки «Мышонок Пик»

68

Б.Житков «Про обезьяну»

Урок открытия новых знаний

1 час

69

Б.Житков «Про обезьяну»

70

В.Дуров «Наша жучка»

Урок открытия новых знаний

1 час

71

В.Астафьев «Капалуха»

Урок открытия новых знаний

1 час

72

В.Драгунский «Он живой и светится…»

Урок открытия новых знаний

1 час

73

Обобщающий урок по разделу «Люби живое»

Урок открытия новых знаний

1 час

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 4      6 ч.

74

С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.  Овладение чтением вслух и про себя. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии  с целями и задачами.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Умение контролировать свои действия по результату

75

А.Барто «Разлука»

Урок открытия новых знаний

1 час

76

А.Барто «В театре»

Урок открытия новых знаний

1 час

77

С.Михалков «Если», «Рисунок»

Урок открытия новых знаний

1 час

78

Е «Благина «Кукушка», «Котёнок»

Урок открытия новых знаний

1 час

79

«Поэтическая тетрадь 2»

Обобщающий урок по разделу

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ- НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК   10 ч

80

Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.  Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов.  Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии  с целями и задачами. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Умение контролировать свои действия по результату

81

А.Платонов « Цветок на земле»

Урок открытия новых знаний

1 час

82

А. Платонов «Ещё мама»

Урок открытия новых знаний

1 час

83

А. Платонов «Ещё мама»

Урок закрепления

1 ч

84

М.Зощенко «Золотые слова»

Урок открытия новых знаний

1 час

85

М.Зощенко «Великие путешественники»

Урок открытия новых знаний

1 час

86

Н. Носов «Федина задача»

Урок открытия новых знаний

1 час

87

Н.Носов «Телефон»

Урок открытия новых знаний

1 час

88

В.Драгунский «Друг детства»

Урок открытия новых знаний

1 час

89

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Оценка достижений.

1 ч

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ. «МУРЗИЛКА» И «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»

90

Ю.Ермолаев «Проговорился»

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных  текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Умение контролировать свои действия по результату

91

Ю.Ермолаев «Воспиатели»

Урок открытия новых знаний

1 час

92

Г.Остер «Вредные советы»

Урок открытия новых знаний

1 час

93

Г.Остер «Как получаются легенды»

Урок открытия новых знаний

1 час

94

Р.Сеф «Весёлые стихи»

Урок открытия новых знаний

1 час

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА    9 ч.

95

Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции

Урок открытия новых знаний

1 час

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Умение контролировать свои действия по результату

96

Мифы Древней Греции

Урок открытия новых знаний

1 час

97

Мифы Древней Греции

Урок открытия новых знаний

1 час

98

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Урок открытия новых знаний

1 час

99

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Урок закрепления 1 ч

100

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Урок закрепления 1 ч

101

 «Зарубежная литература»

Обобщающий урок  по теме

102

Подведение итогов за год


Материально-техническое обеспечение

 Мебель кабинета

Рабочее место учащегося:

  • Парты – двухместные 8 шт.
  • Стулья –  16 шт.

Доска:

  • для мела  – 1 шт.,

Рабочее место учителя:

  • Стол учителя  – 1 шт..
  • Стул мягкий -  1 шт..

Шкафы для оборудования – 3  шт.

Тумбочки- 3 шт

Наличие затемнения

  1. Жалюзи – нет.
  2. Занавески  – 3 шт.

Комплектация автоматизированного рабочего места (РАМ) учителя

Наименование         Технические характеристики

             ПК  Acer, модель Veriton Z2166G

             Мульдимедийный проектор Acer,пульт ДУ

             Крепление для мультимедийного проектора ScreenMedia PRB-        2L

             потолочное универсальное до 20 кг, расстояние от потолка 120 мм

Компьютероное

оборудование

             Многофункциональное устройство (принтер- копир-сканер) Samsung                Laser MFP (черно- белое изображение)

             Акустическая система Dialog

             Мощность колонок 10 Вт

Учебно-методическое обеспечение предмета

Учебник:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкова «Литературное чтение» 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Дидактические материалы

Рабочая тетрадь. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкова «Литературное чтение»3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Методическая литература:

1. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2009, 288 с.

2. Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное      чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с.

3.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2005.

4 .Тематическое планирование в начальной школе ( компакт – диск)- Издательство «Учитель»,2010.

Литература

1. Васильева Л.С. Тетрадь по литературному чтению (1, 2, часть). 3 класс. Саратов: Лицей, 2005.

2. Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000.

3. Клюхина И.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008.

4. Полная хрестоматия для начальной школы. М: Эксмо, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

календарно-тематический план 4 класс

в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...