Технологическая карта по литературному чтению на тему А.Гайдар "Чук и Гек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока:открытие нового.На каждом этапе прописаны УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_konspekt.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «Б»

УМК: Перспективная начальная школа

Тема: А. Гайдар «Чук и Гек»

Учебник: Литературное чтение [Текст]:3 кл. : Учебник.: В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 3-е изд. –М.: Академкнига/Учебник, 2013.-Ч. 2 : 184с.: ил.,[16]репрод.

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе работы с текстом произведения «Чук и Гек» А. Гайдара.

Задачи:-расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара.

-развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы; развивать словарный запас, навык литературного чтения.

-воспитывать положительную мотивацию к уроку литературного чтения; формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: урок открытия нового

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

На доске записано: «Всё тайное становится явным»

-К какому уроку мы приготовились?

-А чем мы занимаемся на уроках литературного чтения?

Дети повернулись друг к другу и улыбаются.

- К литературному чтению.

-Читаем, обсуждаем, выражаем свои чувства и мысли.

Регулятивные:

(умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения

(Антиципация)

Откройте учебник на с.160 и прочитайте название произведения.

-Предположите, что могут обозначать эти слова?

-Похожи ли они на имена мальчиков? Всегда ли вас дома называют по именам, или у вас есть ласковые прозвища?

-Прочитайте название первой главы. Как она называется? Как вы думаете о чём  в этой главе будет идти речь?

-Кто знает значение слова «телеграмма»? А где мы можем посмотреть его значение?

-А вы уверены в этом?

« Чук и Гек»

-Это имена мужского рода.

Ответы детей

-Телеграмма

-О телеграмме.

-Высказывания детей.

Значение этого слова мы можем найти в толковом словаре.

Познавательные (умение извлекать информацию, установление причинно-следственных связей)

3.

Постановка учебной задачи

-Как нам узнать правы мы в своём предположении?

-Прочитайте имя автора.

-Произведение какого жанра мы будем читать?

-А что такое рассказ?

-А как вы думаете кто же будет главным героем в рассказе?

А как  вы думаете они маленькие или взрослые?

Прочитать текст.

Читают имя автора.

Рассказ.

Рассказ-это описание какого-то случая из жизни.

-Мальчики.

-Предположение детей.

Регулятивные

(умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(первичное чтение текста)

Дети прочитайте текст про себя.

-Мы правы  в своём предположении?

-О чём речь идет в первой части?

-Так о ком же этот рассказ?

( перечитывание текста)

-Ребята, а давайте перечитаем первую часть этого рассказа по цепочке на странице 160-161.

-О чём вы узнали из первой части?

-Вспомните рассказ , в котором члены семьи тоже были на огромном расстоянии друг от друга.

-В рассказе А.Гайдая похожая ситуация?

-Найдите подтверждение в тексте.

-Предположите, что это за синие горы? Почему они «синие» ? Можем ли мы найти такое название гор на географической карте?

-У вас  в каждой группе есть карты, рассмотрите её и предположите какие это могут быть горы? Какое расстояние отделяет детей от отца?

-Как переживают разлуку Члены семьи? Найдите фрагменты, которые описывают эти переживания.

-Сколько они не виделись с папой?

-Разве это справедливо, когда близкие люди живут  далеко друг от друга? Почему это произошло?

-Что вы узнали о мальчиках?

Чтение первой части до конца на странице 162-165.

- Что ещё вы узнали о героях? Кто из мальчиков старше? Найдите подтверждение в тексте.

-Предположите, сколько им лет?

-А вы помните себя маленькими? На кого из героев  вы больше всего были похожи в детстве ?

-Как вы думаете , что для Чука является богатством?

-Понимают ли мальчики, что телеграмма - это ценность?

-Куда Чук спрятал телеграмму?

-Искали ли её братья?

-Расстроились ли братья, что не нашли её?

Как вы думаете, почему они ничего не рассказали матери?

Дети про себя читают текст.

-Да.

-О телеграмме, которую прислал папа.

- О двух мальчиках.

Дети читают рассказ с комментированием.

Ответы детей

-«Растрёпанный воробей» К. Паустовского.

-Да. Мальчики жили с мамой в Москве, а их папа работал возле Синих гор в лесу.

Дети находят этот отрывок и зачитывают.

Ответы детей.

Работа в группе. Дети находят ответы на вопросы и каждая группа высказывает своё мнение.

Зачитывают этот фрагмент.

-Они не виделись целый год.

Высказывания детей.

-Они любили попрыгать и поскакать, повеселиться.

Дети читают по цепочке.

-Чук старше на год.

Предположение детей.

Ответы детей.

-Нет они этого не понимают.

- В металлическую коробочку.

-Да они искали  коробочку.

-Предположения детей.

Познавательные

(умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в группе)

5.

Первичное закрепление во внешней речи

1.Смысловые вопросы по всему тексту.

-Что вы узнали о мальчиках из первой части?

-Узнала ли мама о телеграмме?

-Предположите, какие последствия может вызвать этот поступок?

Что было написано в телеграмме мы узнаем на следующих уроках.

2.Знакомство с автором.

-Кто автор этого произведения?

-Знаком ли вам этот писатель?

Выставляется портрет А. Гайдара. Учитель даёт краткую информацию об авторе.(Родился в городе Льгове  22 января в 1904 г.С малых лет рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным. Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет…..Гайдар-это его псевдоним. В переводе с тюркского означает « всадник, скачущий вперёд». Настоящая фамилия Аркадия Петровича-Голиков.)

Дети отвечают на вопросы.

А. Гайдар

Ответы детей

Регулятивные

(оценивать учебные действия в соответствии с задачами, выделение и осознание того, что предстоит выполнить)

6.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Разделитесь на группы. Задание для работы в группе.

Охарактеризуйте  Чука и Гека.( по характеру, поведению и т.д.

На доске высвечивается как должны быть охарактеризованы герои.

Дети выполняют задания в группах.

Каждая группа характеризует героев.

Учащиеся проверяют по эталону.

Регулятивные

(уметь выполнять работу по предложенному плану).

7.

Рефлексия

Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?(у детей смайлики с различным настроением)

Понравился вам рассказ?

А что вам понравилось на уроке?

Все ли довольны работой в группе?

Оцените свою работу?

Д/з .Перечитайте отрывок (учебник с. 160-165), ответить на вопрос: Почему в данном с лучае можно с уверенностью сказать: « Так делать нельзя!»?

Ученики вывешивают свои смайлики на доску.

Дети оценивают свою работу.

Регулятивные(умение осуществлять рефлексию)

Личностные(умение выражать свои эмоции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...