Конспект урока литературного чтения на тему Рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока литературного чтения для 2 класса с использованием современных образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

учителя начальных классов Кобец Маргариты Сергеевны

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Программа: УМК «Школа России»

Тема: Рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры»

Учитель: Сидорова Наталья Викторовна

Цели деятельности

учителя

Знакомство учащихся с произведением Н.Н.Носова

«Фантазеры».

Тип урока

Урок изучения нового материала (усвоения новых знаний)

Задачи

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать в слове парные и непарные согласные звуки; определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки; определять на слух парный по глухостизвонкости согласный звук на конце слова; находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с парным по глухостизвонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание;

получат возможность научиться: сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией; соотносить произношение и написание парного звонкого согласного на конце слова; планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

обучающие:

-организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения

-найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

развивающие:

-развитие познавательной активности учащихся

-развитие социальных и коммуникативных навыков учащихся через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

- развитие навыков чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения

- развитие речи, умения работать с текстом.

воспитательные:

одействовать воспитанию нравственных качеств.

Методы и формы

обучения

Проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

ФОПД

Индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся. работа в парах.

Основные понятия

Фантазия. Выдумка. Обман. Вранье.

Межпредметные связи

Русский язык.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение. 2 класс».

Компьютер и проектор, презентация «Н.Носов «Фантазёры», карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

Технологии

Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология обучения в сотрудничестве, элементы проблемно – диалогической технологии.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формы

взаимо-

действия

Универсальные

учебные

действия

1

2

3

4

5

6

I.Организационный этап.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проговаривание скороговорки

-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

- Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Ответы детей).

На доске вывешиваются карточки: читать, говорить, размышлять, слушать.

С чего мы всегда начинаем наш урок? (С разминки).

-Вспомним главное правило.

Д: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!

Скороговорка:

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Хором по слогам, тихо, громко, задать вопрос, с радостью, быстро

Слушают стихотворение, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Отвечают.

Проговаривают с разной интонацией.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели

II. Мотивационный этап

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Выставка книг

На выставке книги «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей», «Автомобиль»

Что в них общего? (Это весёлые, смешные произведения Н.Носова).

- Догадались ли вы, произведение какого автора мы будем сегодня изучать на уроке?

Рассматривают,

сопоставляют, делают выводы.

Слово подготовленного ученика.

- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: “Затейники”, “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Веселая семейка”, “Приключения Незнайки и его друзей” и др. Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды. Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.

Фронтальная

индивидуальная

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации.

Коммуникативные:
умение передавать информацию,
слушать,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

III. Этап актуализации знаний и умений

Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.

Подведение к теме урока через интеллектуальную разминку

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ

Подводящий диалог

- Кто такие фантазёры?

- Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет?

Выслушиваю мнения 2-3 детей.Убеждаюсь, что дети не могут однозначно ответить на вопрос. После этого переходим к формулированию цели.

- В чём нам сегодня предстоит разобраться?

Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? – Николай Носов.

Страна Вообразилия –
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия-
Как их нам распознать?
Для этого и будем
Сегодня мы читать.

Разгадывают слово «фантазёры».

Высказывают мнение по поводу возникшей гипотезы.

Дети формулируют тему урока (Н.Носов «Фантазёры») и задачу (Выяснить: говорить неправду и фантазировать – это одно и то же или нет?)

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез для сравнения, выбор оснований

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

IV Первичное усвоение новых знаний

Цель: выполнение заданий, которые приведут к идее доказательства поставленной задачи

Приём «чтение с остановками».

-Ваша задача следить за чтением и размышлять над поставленной задачей

После каждого логически законченного отрывка задаётся вопрос: «А что же будет дальше?», «Что, по вашему мнению, произойдет потом» и т.п.

Читают текст, используя приём «чтение с остановками». Высказывают предположения

Фронтальная

индивидуальная

Познавательные:

общеучебные: выделение необходимой информации;

смысловое чтение;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

умение обобщать.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Устанавливать причинно-следственную связь.

Физминутка.

V. Первичная проверка понимания

Использование «тонких» и «толстых» вопросов

Фрагмент 1

- Как зовут главных героев рассказа?

- Чем занимались мальчики на досуге?

- Какие небылицы они рассказывали?

- Как вы думаете, зачем они это делали?

- Как это их характеризует? Какими были по характеру ребята?

- По-вашему, фантазировать полезно или вредно?

- Как можно озаглавить прочитанную вами часть?

Фрагмент 2.

- Как звали нового знакомого ребят?

- Он вам понравился? Вы хотели бы с ним дружить?

- Почему? Каким был этот мальчик?

- Какие его поступки это доказывают?

- Какое заглавие вы бы придумали для этой части рассказа?

Фрагмент3.

- Какое доброе дело сделали Стасик и Мишутка?

- Как оно их характеризует?

- Придумайте заглавие к этой части рассказа.

Кто, по вашему мнению, фантазер. А кто врун? Почему?

Дети слушают, высказывают предположения, делают выводы.

Фронтальная

индивидуальная

Регулятивные:

высказывать своё предположение (версию).

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

мотивация учебной деятельности.

VI. Первичное закрепление

Использование

«Кубика Блума».

Работа в парах

по карточкам

Учитель организует фиксирование темы и цели урока

На гранях кубика написаны начала вопросов

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос по рассказу по той грани, которая окажется сверху.

На

- Ребята, вспомните, какую цель мы ставили на урок.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, поработаем в парах.

Карточка « Фантазер и врун».

- Распределите предложенные слова и фразы.

Сделаем вывод: фантазёр и врун – это одно и то же?

Формулируют вопросы. Систематизируют полученные знания

Ученики получают карточки с заданием и работают в парах:

- Какие из слов и предложений характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка:

Врать, обманывать, изобретать, выдумывать, лгать, фантазировать, клеветать.

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-либо с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то выгоду.

Дети делают вывод.

- Это разные понятия. Фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

А обманщики от своего вранья ищут выгоду

Фронтальная

индивидуальная

Коммуникативные:

умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве;

умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Познавательные:

Развивать познавательную инициативу (уметь задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве). Выделять существенную информацию из текстов и сообщений

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Творческое домашнее задание

-Домашнее задание сегодня на выбор

1) сочинить свою собственную небылицу;

2) подобрать 5 пословиц о фантазии и лжи.

Осуществляют выбор

Познавательные:умение осуществлять поиск нужной информации

VIII. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Дети продолжают одно из высказываний

-сегодня я узнал...

-было трудно…

-я понял, что…

-я научиля…

-я смог…

-было интересно узнать, что…

-меня удивило…

-мне захотелось…

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст,  находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)

Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.  Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"

Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...

Презентация по литературному чтению на тему: "Рассказы Н.Н. Носова"

Презентация составлена по рассказам Н.Н. Носова "Затейники", "Фантазёры", "Ступеньки"....

Конспект обобщающего урока по чтению по теме: "Рассказы Н.Н. Носова"

Цель: обобщить и повторить изученный материал по рассказам Н.Н. Носова. Задачи: -способствовать формированию осознанного чтения целыми словами; -развивать выразительное чтение, чувство юмора; -раз...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»3 класс УМК «Школа России»...