Русская народная сказка "Петух и собака"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «Школа России» 1класс
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.
(Пересказ любимой сказки.)
Прочитайте текст.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.
— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— Кто может прочитать один?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)
— Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)
-Кто может определить тему урока?( работа в паре)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
V. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух.)
— Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
— Прочитайте название произведения.
— Кто его автор? (Автора нет.)
— Почему нет автора? (Это народная сказка.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
— Какое впечатление произвела на вас сказка?
VI. Физкультминутка
Мартышки
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Продолжение работы по теме урока
С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...) Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
Где они решили заночевать?
Что случилось утром?
Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться...».)
Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
Не рой другому яму - сам в нее упадешь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
Назовите ее героев.
Восстановите последовательность событий. (Несколько учеников рассказывают сказку.)
Подведение итогов урока
-Чем мы занимались на уроке?
-Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?
-Что нового вы сегодня узнали?
Все ли вам на уроке было понятно?
Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?
В чем трудности?
Покажите пиктограммы самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: Русская народная сказка "Петух и собака"
Предметные : Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,...
презентация. Русская народная сказка "Петух и Собака".
Презетация является дополнением к уроку литературного чтения по УМК "Школа России" 1 класс....
Презентация к уроку по теме "Русская народная сказка "Петух и собака""
Презентация к уроку по теме "Русская народная сказка "Петух и собака"" в презентации использовались материалы с других сайтов....
Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.
На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как урок проводится в 1 классе, то детей нужно снач...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....
урок литературного чтения . Русская народная сказка "Петух и собака"
На уроке обучающиеся познакомятся со сказкой....
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.
Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....