Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.
методическая разработка по чтению (1 класс)
Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chtenie.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака», учить определять идею произведения.
Учебная задача: определять главную мысль сказки и восстанавливать текст.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги;
2. Определять последовательность событий в сказке;
3. Отвечать на вопросы по содержанию произведения;
4. Называть героев сказки, оценивать их поступки, определять характер героев;
Познавательные:
1.Строить речевые высказывания в устной форме;
2. Сравнивать, находить общее и различие;
3.Устанавливать причинно – следственные связи;
4.Объяснять значение слова с помощью словаря;
5. Интерпретировать информацию, соотносить иллюстрации с текстом.
Регулятивные:
1.Принимать и сохранять учебную задачу;
2.Выполнять самоконтроль и самооценку своей работы;
3. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные:
1. Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
2. Уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме;
3. Принимать другое мнение.
Оборудование: ПК, авторская презентация, видеозапись сказки «Петух и собака», загадки, картинки главных героев, иллюстрации к основным частям сказки, карточки со словами: сказка, пословица, скороговорка, рабочий лист с пословицами, плакат - приём Фишбоун.
Ход урока
I. Организационный этап.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поздоровайтесь с гостями,
И садись скорей, дружок.
-Кто готов работать, сядет прямо.
▪Гимнастика для глаз
-Скажем рабочее правило:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II.Актуализация
-С какими произведениями устного народного творчества мы уже познакомились? (открываются карточки со словами: сказки, пословица, скороговорка)
-Скажите свою скороговорку. Чью скороговорку проговорим? (3 раза с ускорением, весело, грустно)
-На прошлом уроке мы познакомились с русской народной сказкой. Выберите название: Рукавицы, Перчатка, Рукавичка.
-Что означает «сказка русская народная»?
-Верно ли, что главная мысль: Поспешишь – людей насмешишь? (открытая – закрытая ладонь) Какая главная мысль?
III.Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.
-Сегодня познакомимся с новым произведением. Главные герои спрятались в загадках:
▪На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака -картинка открывается)
▪Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (петух - картинка открывается)
(У петуха есть внутренние биологические часы, которые помогают ему предвидеть восход солнца. Песней петух отстаивает свою территорию, запугивает других.)
-Как вы думаете, это герои какого произведения?
-Как может называться?
-Сегодня будем работать над русской народной сказкой «Петух и собака» (тема на доске)
-Предположите, какие задания будем выполнять?
IV.Первичное знакомство с текстом
-Откройте учебник на стр. 42
-Прочитайте: название, кто автор.
-Учебная задача.
-Работа с картинкой. Кто еще герой? (лиса - картинка открывается)
▪Словарная работа (по словарю)
Масленый праздник - Масленица
Занялась заря -рассвело
Шпорами – у петуха служат одновременно оружием и украшением. У кого еще есть шпоры? (В эпоху Средневековья серебряные шпоры носили оруженосцы, а рыцари –золотые.)
Животинки - животные
Дупло - пустота в стволе дерева.
Счастье привалило - появилось неожиданно.
▪Послушаем сказку (видеозапись)
-Скажите свое впечатление.
-Докажите, что это сказка.
V.Вторичное чтение текста
-Посмотрите на текст в учебнике. Что заметили?
-Восстановим события по порядку. (2 ученика расставляют картинки на доске)
-Чтение трудных слов с доски: (по слогам и целым словом)
Про-да-дим – продадим
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
Бро-си-лась – бросилась
За-но-че-ва-ли – заночевали
▪Чтение по частям в соответствии с картинным планом
Чтение 1 части
-Как жили старики?
-Давно ли у них жили петух и собака?
Чтение 2 части
-Почему петух и собака решили уйти от старика со старухой?
Чтение 3 части
-Где они решили заночевать?
-Как лиса их обнаружила?
-Почему лиса расхваливала петуха?
Чтение 4 части,
-Чему обрадовалась лиса?
-Как петушок обхитрил лису?
-Чем закончилась сказка?
VI.Физминутка
VII. Определение главной мысли
-Какой герой понравился больше? Почему? (характеристика героя на основе поступка)
▪Проблемный вопрос
-Можно ли собаку и петуха назвать друзьями? (прием Фишбоун) Вывод: да
-Как поступали в трудные минуты? (помогали, договаривались, спасали)
-Чему учит сказка?
▪Рабочий лист
-Прочитаем пословицы. Объяснение смысла.
Задание: Соедини пословицу с героем.
а) На языке – мёд, а под языком – лёд.
б) Смекалка и воду останавливает.
в) С верным другом и беда не страшна.
Проверка. (слайд 1) Оцените свою работу (рисунок смайлика)
▪Работа в парах. Обсудите, в какой пословице главная мысль. (высказываются) слайд 2
VIII. Итог урока
-Мы познакомились со сказкой «Петух и собака». Придумайте другое название.
-Что произойдет дальше?
-Была ли в жизни ситуация, когда помог, спас друга?
IX.Рефлексия
-Многие дети сегодня старались говорить правильно, внятно.
-Как ты работал? (цветной карандаш)
Продолжи предложения: слайд 3
- На уроке мне понравилось…
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
X. Рекомендации для домашнего задания
-Как еще хотели бы поработать над сказкой?
-Дома прочитайте по ролям разговор петуха с лисой.
-За хорошую работу герои прислали картинки. Они просят вас, чтобы берегли и защищали своих друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)
Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...
Урок литературного чтения по теме Русская народная песня "Котик"
Урок соответствует ФГОС...
Презентация к уроку литературного чтения Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Материал содержит компьютерную презентацию к уроку....
Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....