урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе (УМК "Начальная школа XXI века) на тему "Весна в лесу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra._vesna_4_kl.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Образовательная система: Начальная школа XXI века.
Тема: Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу»
Тип урока: овладение новыми знаниями
Оборудование:
Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением; показать на примере произведений необычность поэзии Н.А.Заболоцкого, развивать воображение детей, творческую инициативу; умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы; воспитывать эстетическую культуру, любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Ход урока:
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | Планируемые результаты УУД |
Организационный момент | Возможно есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко | Приветствуют гостей и улыбаются друг другу | |
Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока | Великолепен день весны, Все половодье спало. Леса лучом озарены, Жизнь началась сначала. Лазурью блещет небосвод, Долины шумом полны, И облаков сплыл хоровод, как в синем море челны. П.Родимов Слайд 1 -Что вы сейчас почувствовали, что зародилось в вашей душе? -Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? | Рассуждают, отвечают на вопросы | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
2. Актуализация опорных знаний. Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения | -С чего начинается весна? Закройте глаза, представьте себя апрельским солнечным лучиком. Эти солнечные лучики проникают в каждый уголок леса, выполняют огромную работу. - Куда вы лучики сейчас попали, какие добрые дела делаете? - Какими вы представили себе этот солнечный лучик? Слайд 2 | Дети отвечают на вопросы. Растопили снег, разбудили медведя и т.д. Апрельский луч - добрый, веселый, теплый, задорный. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). (Личностные УУД) |
3.Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; -постановка цели урока детьми с помощью учителя. | Мы сейчас выполнили важную работу: лучики помогли весне разбудить природу в лесу. А вот как увидели и описали приход весны поэты. Перед вами листочки со стихотворениями различных поэтов. Ваша задача: прочитать стихотворение, найти в нем лирического героя, представить его образ. Слайд 3, 4, 5 - Какие звуки вы сейчас услышали в лесу? Какие запахи почувствовали? Захотелось ли вам разбудить весну? Какова тема урока? Какие цели мы перед собой поставим? | Групповая работа. Дети в группах читают стихи: «Весна», «Верба», «Медведь проснулся», «Подснежник», «Ландыш» | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя . (Регулятивные УУД) |
4.Работа над новым материалом. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | 1.Краткое знакомство с биографией Н.А.Заболотского. Мы сегодня пройдемся по весеннему лесу вместе с поэтом Н.А.Заболотскими, может быть, откроем для себя что-то новое, увидим природу глазами поэта. Слайд 6 2. Словарная работа - Для того, чтобы понять смысл стихотворения, давайте попытаемся объяснить значение некоторых слов: косогор, лаборатория, колбочки, химик, штудирует, причитания, дикарь. Слайд 7 3. Первичное прочтение стихотворения и анализ. -Вам понравилось стихотворение? Что вам запомнилось сразу? Что себе представили? Захотелось ли вам его перечитать? 4.Перечитайте стихотворение самостоятельно стр. 42-43. Постарайтесь представить те образы, о которых идет речь. 5. Работа над содержанием. -Какие образы представлены в стихотворении?(На доске слова: грач, глухарь, зайцы, солнечный луч, лирический герой) Слайд 8, 9 -Какой из образов представлен лучше всего? | 1.Выступление заранее подготовленного ученика. Николай Алексеевич Заболотский- певец прекрасного. Он старался увидеть красоту во всём, в самой обыкновенной жизни. Его поэзия распахивает перед нами тайны нашего родства с природой. Сам Николай Алексеевич любил порядок во всем, собранность. 2.Работа с толковым словарём. (Работа в парах) 3.Делятся впечатлениями о прочитанном. Автор сравнивает весенние дни с лабораторией, в которой растения и животные, словно колбочки, в которых кипит солнечная энергия. Весна представляется поэту наполненной сказками, чудесами. Поэтому животные у него поют, играют, занимаются важными делами. 4.Самостоятельное прочтение стихотворения. (Природа – лаборатория; маленькое растеньице – колбочка живая; грач – химик или врач; поле – тетрадка; глухарь – невидимый дикарь; зайцы – маленькие ребятки.) | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
5.Закрепление Цели: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | 1.Работа по карточкам У вас на столах лежат карточки со словами из этого стихотворения, попробуйте объединить их в группы.
Почему вы так распределили слова? Кто стоит за лирическим героем? - Случайно ли автор использует 1 группу слов в начале стихотворения? Что автор делает в лесу? -Какой природа представлена во 2 части? 2.Сделайте вывод: Какой же представляется природа лирическому герою, кому она открывает свои тайны? 3.Определите рифму стихотворения «Весна в лесу» 4.Повторное чтение по строфам: расстановка пауз, определение тона и темпа, выделение логических ударений. - Какие чувства поэта необходимо передать при чтении? 5. Самостоятельная работа в тетрадях | Групповая работа. 1 группа: лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, штудирует. 2 группа: таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса. - Автор изучает природу, она для него научная лаборатория для исследования. Он наблюдает за процессами, происходящими в природе.) -Автор пытается приоткрыть тайны жизни, олицетворяет героев, представляет в виде разумных существ. Природа открывает свои тайны только тем, кто умеет её изучать, не нарушая порядка в ней, бережно и трепетно относится к её тайнам. Кто прикоснется к ней, увидит её тайну, её красоту, тот никогда не позволит погубить природу. Будет её защищать. Перекрёстная Дети читают, интонационно выделяя паузы и делая логические ударения. При чтении необходимо передать чувства поэта: восхищение, удивление, нежность. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Пропедевтика решения задач(ПознавательныеУУД) Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? -Что интересного об уроке вы смогли бы рассказать родителям? -Продолжите мои предложения. Слайд 10 - У вас на столе лежат солнышки: грустные и веселые. Покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке. - Поставьте друг другу оценки за урок. - В одной из своих поэм Н.А.Заболотский писал: Слайд 11 …Что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Этот вопрос не давал покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в других стихах Н.А.Заболотского. Поговорим о них на следующих уроках. | Николая Алексеевича Заболоцкого. Делятся впечатлениями об уроке. Самооценка и взаимооценка с комментированием. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. | Выучить или прочитать выразительно стихотворение. Нарисовать рисунок наиболее понравившегося персонажа стихотворения или картины весны. | Задания по выбору |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....