Урок по литературному чтению «Великие русские писатели»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Голованова Инесса Юрьевна

Урок-соревнование в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_velikie_russkie_pisateli.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-соревнование по литературному чтению

3 класс

ТЕМА УРОКА: «Великие русские писатели»

ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать знания детей по разделу "Великие русские писатели".

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – отрабатывать у детей навык выразительного чтения; учить правильно согласовывать слова в предложении при составлении небольших рассказов.

РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность; развивать умение работать в группе; развивать умение объективно оценивать свою работу и товарищей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать любовь и интерес к чтению, художественной литературе; воспитывать доброжелательное отношение к ответам своих товарищей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Количество учащихся в классе: 15 человек.

Используемый учебник:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе.  В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Используемое оборудование: 

- портреты писателей – А.С.Пушкин, И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой;

- карточки с заданиями;

- конверты с пословицами;

- рисунки и аппликации детей;

- выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого;

- карточки для проведения рефлексии;

- компьютер, телевизор.

Используемые ЦОР: 

- электронная презентация к уроку "Великие русские писатели". 

Используемые на уроке технологии:

- групповые технологии;

- игровые технологии;

- технология проектной деятельности.

Краткое описание: 

Конспект данного занятия соответствует УМК "Школа России". Проведению занятия предшествовала определённая подготовка детей: они рисовали рисунки и делали аппликации по произведениям, изученным в разделе "Великие русские писатели", готовили сообщени о И.А.Крылове. Формирование групп было проведено непосредственно перед занятием по желанию детей.

На занятии использовались следующие приемы организации учебной деятельности: приём слушания, наблюдения, рассматривания, приём познавательной деятельности, внимания, запоминания, приём пересказа информации, словесного описания, объяснения, самоконтроля и взаимоконтроля, прием вида "Составь пословицу", "Найди лишнее", а также приём рефлексии.

В процессе всей деятельности на занятии велась работа по формированию следующих универсальных учебных действий: 

1. Учебно-организационные (развитие познавательной активности, логического мышления, идентификация проблемы и её решение).

2. Учебно-информационные (работа с книгой).

3. Учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).

4. Коммуникативные (умение работать в группе, планировать свою работу, распределять виды деятельности в группе).

Ход урока – слайд 1

  1. Организационный момент.

Учитель: Начнем наш урок с речевой разминки - слайд 2 

(дети читают текст стихотворения, выделяя голосом обозначенные слова):

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

  1. Постановка учебной задачи и формулировка темы урока.

Перед вами четыре портрета. Кто это? Назовите этих знаменитых людей – слайд 3 (по мере ответов учитель открывает фамилии писателей по щелчку).

Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Великие русские писатели»).

Этих писателей знают в России и во всем мире.  Наш урок посвящен творчеству этих великих русских писателей.

Работать мы будем в группах (3 команды). Капитаны команд выбирают карточки – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов. Оценивать свою работу вы будете коллективно, подсчитывая количество фишек: чтение наизусть – 3 фишки, выполненное задание в группе – 2 фишки, ответ на вопрос – 1 фишка.

  1.  Блиц-опрос.

Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства и творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь (учащиеся на слайде   читают текст, определяют писателя, появляется его портрет и фамилия) - слайд  4 – 7

Узнавая о творчестве великих русских писателей, мы на уроках встретились с   названиями интересных мест, фамилиями, именами близких им людей, без которых их жизнь невозможно представить. Определим, какие слова могут быть размещены рядом с портретом А.С.Пушкина – слайд 8.

Работая в группе, определите, для какого писателя    подходят слова, которые могут быть размещены рядом с   его портретом (анимацией исчезновения убираются ненужные слова) – слайд 9 – 11 

  1. Творчество А.С.Пушкина

Учитель: Кто сказал (но без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки!» - слайд 12

Какую сказку   этого писателя   в разделе «Великие русские писатели» мы изучили?  Постарайтесь дать её полное название – слайд 13. 

С каких слов начинается эта сказка? – слайд 14

Проект учащихся «Три девицы под окном…»

Прочитайте по   памяти подходящие строчки   к иллюстрациям из сказки (белка, бочка)  -  слайды  15 – 16 (в случае затруднений  учитель  убирает иллюстрацию анимацией исчезновения  за край листа  или открывает для  уточнения).

Капитан команды с карточкой «А.С.Пушкин» читает выразительно одно из произведений творчества писателя.

  1. Творчество И.А.Крылова

Показ фотографии памятника И.А.Крылову – слайд 17

Учитель: Вы видите фотографию памятника одному из великих русских писателей. Послушайте историю о создании этого памятника, которую подготовил ваш одноклассник:

Когда умер этот знаменитый русский писатель, в Петербурге пошли разговоры о том, что ему надо поставить памятник. В России в ту пору ни одного памятника этому писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шёл сбор денег.

 Среди скульпторов был проведён конкурс на лучший проект памятника и победителем в этом конкурсе был признан Петр Карлович Клодт, автор многих скульптур в Санкт-Петербурге.

Затем встал вопрос, где поставить этот памятник? На какой-либо из городских площадей Петербурга царь не разрешил. В конце концов, памятник решили разместить в Летнем саду, где он находится и сегодня.

- Какому писателю был поставлен этот памятник?

Иван Андреевич Крылов изображен сидящим в своем обычном сюртуке. В руках он держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни. У подножия памятника расположились знаменитые герои его басен – слайд 18

- Какие произведения написал И.А.Крылов?

- Что такое басни?

- Что высмеивают басни?

(Басни – это короткие произведения, написанные стихами или прозой, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. В баснях высмеиваются пороки и недостатки людей).

Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам.  Какие это басни?  Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки («Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») - слайд 19

Работая в группах, определите, из какой басни такая мораль.  Слайд 20 – 25

Капитан с карточкой «И.А.Крылов» читает выразительно одну из басен писателя.

А еще одну басню мы послушаем в инсценировке наших ребят.

Проект учащихся «Квартет»

  1. Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы немного отдохнем. Проверим ваше внимание и знание героев басен И.А.Крылова. (Называются персонажи басен Крылова, которые встречались в изученных детьми произведениях. Если герой басни назван правильно – дети прыгают два раза, а если нет – хлопают два раза в ладоши).

Лисица, мышь, Ворона, галка, сорока, Лебедь, Рак, карась, окунь, Щука, Мартышка, Стрекоза, комар, жук, Муравей.

  1. Творчество М.Ю.Лермонтова

Слайд 26 – Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников   И.Шишкина и А.Куинджи?

Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова мы можем прочесть   наизусть, глядя на картину И.Шишкина? – слайд 27 («На севере диком…»)

Какие стихи М.Ю.Лермонтова мы можем прочесть   наизусть, глядя на картину А.И.Куинджи? - слайд 28 («Горные вершины»)

Капитан команды с карточкой «М.Ю.Лермонтов» читает выразительно одно из произведений творчества писателя.

  1. Творчество Л.Н.Толстого

Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей – слайд 29. По отдельным словам назовите этого великого русского писателя.  Кто это?

Из каких произведений эти слова? – слайд 30

А теперь работаем в командах – определите каждое слово для рассказов «Акула» или «Прыжок». Выполнив задание, капитан поднимает «флажок» - слайд 31 (Проверка по каждому слову на слайде, анимации с передвижением слов вправо – влево, слово «капитан» является   общим).

  1. Работа в группах (дополнительный материал)

Каждой группе выдается конверт со словами. Из этих слов нужно сложить пословицу, объяснить её значение, назвать автора и произведение, к которому её можно отнести.

1 конверт.

Много захочешь – последнее потеряешь.  («Сказка о рыбаке и рыбке»).

2 конверт.

Делу – время, а потехе – час.  («Стрекоза и Муравей»).

3 конверт.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.   («Старый дед и внучек»).

  1. Итог занятия.

Слайд 32

Книг заветные страницы

Мы успели повторить.

И теперь настало время

Нам итоги подводить!

Подсчет фишек, выявление команды-победителя, оценивание каждого учащегося.

Слайд 33 - Творческое домашнее задание: написать письмо в прошлое «За что хотим поблагодарить великих писателей?»

  1.  Рефлексия.

Детям выдаются карточки с изображением рыбки.

- В произведении какого великого русского писателя главный герой - рыбка?

- А какая она была в сказке?

- Если вам на этом занятии было интересно, познавательно – раскрасьте рыбку жёлтым карандашом (ведь она должна быть золотой). Если вам понравилось – раскрасьте её красным. Если же не понравилось – серым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению"Великие русские писатели"."Школа России", 3 класс

Данный тест можно использовать на обобщающем уроке по литературному  чтению по  теме "Великие русские писатели"....

Презентация по литературному чтению. Великие русские писатели.

В презентации собран в занимательной форме материал для повторения произведений писателей....

Открытый урок для обучающихся 3 класса по литературному чтению. "Великие русские писатели"

Цели урока: Обучающие: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен; приобщать учащихся к познанию литерат...

Проверочная работа по литературному чтению " Великие русские писатели" 3 класс

Проверочная работа тестового характера по литературному чтению для учащихся 3 класса....

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...