Урок по литературному чтению «Великие русские писатели»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-соревнование по литературному чтению
3 класс
ТЕМА УРОКА: «Великие русские писатели»
ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать знания детей по разделу "Великие русские писатели".
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – отрабатывать у детей навык выразительного чтения; учить правильно согласовывать слова в предложении при составлении небольших рассказов.
РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность; развивать умение работать в группе; развивать умение объективно оценивать свою работу и товарищей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать любовь и интерес к чтению, художественной литературе; воспитывать доброжелательное отношение к ответам своих товарищей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Количество учащихся в классе: 15 человек.
Используемый учебник:
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Используемое оборудование:
- портреты писателей – А.С.Пушкин, И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой;
- карточки с заданиями;
- конверты с пословицами;
- рисунки и аппликации детей;
- выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого;
- карточки для проведения рефлексии;
- компьютер, телевизор.
Используемые ЦОР:
- электронная презентация к уроку "Великие русские писатели".
Используемые на уроке технологии:
- групповые технологии;
- игровые технологии;
- технология проектной деятельности.
Краткое описание:
Конспект данного занятия соответствует УМК "Школа России". Проведению занятия предшествовала определённая подготовка детей: они рисовали рисунки и делали аппликации по произведениям, изученным в разделе "Великие русские писатели", готовили сообщени о И.А.Крылове. Формирование групп было проведено непосредственно перед занятием по желанию детей.
На занятии использовались следующие приемы организации учебной деятельности: приём слушания, наблюдения, рассматривания, приём познавательной деятельности, внимания, запоминания, приём пересказа информации, словесного описания, объяснения, самоконтроля и взаимоконтроля, прием вида "Составь пословицу", "Найди лишнее", а также приём рефлексии.
В процессе всей деятельности на занятии велась работа по формированию следующих универсальных учебных действий:
1. Учебно-организационные (развитие познавательной активности, логического мышления, идентификация проблемы и её решение).
2. Учебно-информационные (работа с книгой).
3. Учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).
4. Коммуникативные (умение работать в группе, планировать свою работу, распределять виды деятельности в группе).
Ход урока – слайд 1
- Организационный момент.
Учитель: Начнем наш урок с речевой разминки - слайд 2
(дети читают текст стихотворения, выделяя голосом обозначенные слова):
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
- Постановка учебной задачи и формулировка темы урока.
Перед вами четыре портрета. Кто это? Назовите этих знаменитых людей – слайд 3 (по мере ответов учитель открывает фамилии писателей по щелчку).
Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Великие русские писатели»).
Этих писателей знают в России и во всем мире. Наш урок посвящен творчеству этих великих русских писателей.
Работать мы будем в группах (3 команды). Капитаны команд выбирают карточки – А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов. Оценивать свою работу вы будете коллективно, подсчитывая количество фишек: чтение наизусть – 3 фишки, выполненное задание в группе – 2 фишки, ответ на вопрос – 1 фишка.
- Блиц-опрос.
Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства и творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь (учащиеся на слайде читают текст, определяют писателя, появляется его портрет и фамилия) - слайд 4 – 7
Узнавая о творчестве великих русских писателей, мы на уроках встретились с названиями интересных мест, фамилиями, именами близких им людей, без которых их жизнь невозможно представить. Определим, какие слова могут быть размещены рядом с портретом А.С.Пушкина – слайд 8.
Работая в группе, определите, для какого писателя подходят слова, которые могут быть размещены рядом с его портретом (анимацией исчезновения убираются ненужные слова) – слайд 9 – 11
- Творчество А.С.Пушкина
Учитель: Кто сказал (но без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!» - слайд 12
Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название – слайд 13.
С каких слов начинается эта сказка? – слайд 14
Проект учащихся «Три девицы под окном…»
Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям из сказки (белка, бочка) - слайды 15 – 16 (в случае затруднений учитель убирает иллюстрацию анимацией исчезновения за край листа или открывает для уточнения).
Капитан команды с карточкой «А.С.Пушкин» читает выразительно одно из произведений творчества писателя.
- Творчество И.А.Крылова
Показ фотографии памятника И.А.Крылову – слайд 17
Учитель: Вы видите фотографию памятника одному из великих русских писателей. Послушайте историю о создании этого памятника, которую подготовил ваш одноклассник:
Когда умер этот знаменитый русский писатель, в Петербурге пошли разговоры о том, что ему надо поставить памятник. В России в ту пору ни одного памятника этому писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шёл сбор денег.
Среди скульпторов был проведён конкурс на лучший проект памятника и победителем в этом конкурсе был признан Петр Карлович Клодт, автор многих скульптур в Санкт-Петербурге.
Затем встал вопрос, где поставить этот памятник? На какой-либо из городских площадей Петербурга царь не разрешил. В конце концов, памятник решили разместить в Летнем саду, где он находится и сегодня.
- Какому писателю был поставлен этот памятник?
Иван Андреевич Крылов изображен сидящим в своем обычном сюртуке. В руках он держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни. У подножия памятника расположились знаменитые герои его басен – слайд 18
- Какие произведения написал И.А.Крылов?
- Что такое басни?
- Что высмеивают басни?
(Басни – это короткие произведения, написанные стихами или прозой, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. В баснях высмеиваются пороки и недостатки людей).
Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам. Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки («Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») - слайд 19
Работая в группах, определите, из какой басни такая мораль. Слайд 20 – 25
Капитан с карточкой «И.А.Крылов» читает выразительно одну из басен писателя.
А еще одну басню мы послушаем в инсценировке наших ребят.
Проект учащихся «Квартет»
- Физкультминутка.
Учитель: Сейчас мы немного отдохнем. Проверим ваше внимание и знание героев басен И.А.Крылова. (Называются персонажи басен Крылова, которые встречались в изученных детьми произведениях. Если герой басни назван правильно – дети прыгают два раза, а если нет – хлопают два раза в ладоши).
Лисица, мышь, Ворона, галка, сорока, Лебедь, Рак, карась, окунь, Щука, Мартышка, Стрекоза, комар, жук, Муравей.
- Творчество М.Ю.Лермонтова
Слайд 26 – Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И.Шишкина и А.Куинджи?
Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? – слайд 27 («На севере диком…»)
Какие стихи М.Ю.Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И.Куинджи? - слайд 28 («Горные вершины»)
Капитан команды с карточкой «М.Ю.Лермонтов» читает выразительно одно из произведений творчества писателя.
- Творчество Л.Н.Толстого
Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей – слайд 29. По отдельным словам назовите этого великого русского писателя. Кто это?
Из каких произведений эти слова? – слайд 30
А теперь работаем в командах – определите каждое слово для рассказов «Акула» или «Прыжок». Выполнив задание, капитан поднимает «флажок» - слайд 31 (Проверка по каждому слову на слайде, анимации с передвижением слов вправо – влево, слово «капитан» является общим).
- Работа в группах (дополнительный материал)
Каждой группе выдается конверт со словами. Из этих слов нужно сложить пословицу, объяснить её значение, назвать автора и произведение, к которому её можно отнести.
1 конверт.
Много захочешь – последнее потеряешь. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
2 конверт.
Делу – время, а потехе – час. («Стрекоза и Муравей»).
3 конверт.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. («Старый дед и внучек»).
- Итог занятия.
Слайд 32
Книг заветные страницы
Мы успели повторить.
И теперь настало время
Нам итоги подводить!
Подсчет фишек, выявление команды-победителя, оценивание каждого учащегося.
Слайд 33 - Творческое домашнее задание: написать письмо в прошлое «За что хотим поблагодарить великих писателей?»
- Рефлексия.
Детям выдаются карточки с изображением рыбки.
- В произведении какого великого русского писателя главный герой - рыбка?
- А какая она была в сказке?
- Если вам на этом занятии было интересно, познавательно – раскрасьте рыбку жёлтым карандашом (ведь она должна быть золотой). Если вам понравилось – раскрасьте её красным. Если же не понравилось – серым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению"Великие русские писатели"."Школа России", 3 класс
Данный тест можно использовать на обобщающем уроке по литературному чтению по теме "Великие русские писатели"....
Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией....
Презентация по литературному чтению. Великие русские писатели.
В презентации собран в занимательной форме материал для повторения произведений писателей....
Открытый урок для обучающихся 3 класса по литературному чтению. "Великие русские писатели"
Цели урока: Обучающие: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен; приобщать учащихся к познанию литерат...
Проверочная работа по литературному чтению " Великие русские писатели" 3 класс
Проверочная работа тестового характера по литературному чтению для учащихся 3 класса....
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...
Проверочная работа по литературному чтению "Великие русские писатели"
Проверка знаний по изученному разделу...