Конспект урока, данного в 1 классе на тему: "Согласные звуки [с], [сь], буквы "С, с".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Зимарина Валентина Васильевна

План-конспект урока по обучению грамоте, данного в 1 классе на тему: "Согласные звуки  [с], [сь], буквы "С, с".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote._bukva_s.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока, данного в 1б классе на тему:                        «Согласные звуки [c ], [cь], буквы «С, с».

                                    ГБОУ СОШ № 1008.

                              Учитель: Зимарина В.В.

                                          2013год

                                                     

 Тема урока: «Согласные звуки [с], [сь],буквы «С, с»».

Цели урока:                     

1. Образовательная:   познакомить учащихся со звуками  [с], [сь]  и    их  

    буквенными обозначениями, научить читать слоги и слова с этими звуками, учить находить на слух знакомые звуки, знакомые буквы, добиваться усвоения понятия буква и звук.  

2. Развивающая: развивать у детей интерес к чтению, к учёбе, развивать речь,

 мышление, память, внимание, обогащать словарный запас.

3. Воспитательная: воспитывать у детей любовь к природе, уважение к товарищам, любовь и уважение к родному языку.  

 Оборудование: азбука,  картины, картинки,схемы слов, электронная доска, электронное приложение.

                   План урока.  

  1. Организационный момент.
  1. проверка подготовленности учащихся к уроку.
  1. Повторение изученного.
  1. рассказ сказки  по рисункам в азбуке,
  2. повторение изученных букв по ленте,
  1. Новый материал.
  1. выделение согласных звуков [с], [c ь] из слов по картинкам и схемам,

       2)  упражнения в слышании звуков в словах,

       3) знакомство с буквами  «С, с»,

       4) игра  «Кто больше!»

       5) физкультминутка,  

       6) составление слогов из букв кассы,

       7) чтение слогов и чистоговорок,

       8) чтение букварных столбиков,

         а) знакомство с деревьями,

         б) загадка,

         в) ребусы,  

       9) чтение текста в азбуке,

      10) работа по картине в азбуке,

      11) работа над стихотворением,

      12) работа над пословицами.  

   4.  Рефлексия урока.

   5.  Итог урока

                            Ход урока.  

1. Организационный момент.

   1) Проверка подготовленности учащихся к уроку.

  На парте лежат азбука, схемы, карандаш, ручка.

2. Повторение изученного.

  1) Рассказ сказки по рисункам в азбуке стр. 47,  

  2) Вопросы по содержанию        

- Из чего сделана лубяная избушка?

(от слова луб, что лыко- свежий слой древесной коры, отделяемый прямо от ствола и используемый для плетения корзин и лаптей)

- Кто смог выгнать лису?  (Петух)

- Каким его можно назвать?  (Смелым.  Помог слабому зайчик.)

- Чем заканчивается сказка?   (Стали они жить –поживать, да добра наживать)

  3) Повторение изученных букв по ленте стр. 47.(и приложение)

  - Какие звуки обозначают гласные буквы?  (Гласные).

  - Какие звуки обозначают согласные буквы?  ( Согласные).

  - Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?  

3. Новый материал.  

   1) Выделение согласных звуков [c ],  [cь]  по предметным картинкам и схемам

По предметным картинкам и схемам выделяются согласные звуки [c]  [cь ]

   - Показываю картинки «лес», «лось». (электронная доска)

   - Найдите схемы слов.

   - Произносим слово «лес», «лось».

   - Сколько в слове слогов?  (1 слог).

   - Анализируем звуки из слов по схемам.  

     Лес       [c]- согласный, твёрдый.

   

     Лось     [c ь]- согласный, мягкий

   ( При  произнесении звуков, воздух на пути встречает  преграды,  произносятся  с шумом, звуки  не образует слог, значит они согласные )

                                                                                               

   2) Упражнения в слышании звуков в словах по рисункам.

     а) согласный звук [c]  

  Называю слово (показываю картинку).  Если есть данный звук –хлопают в ладоши.  (Слон, Алладин,  ослик, кот, собака)

    б) твёрдые- мягкие звуки

    Если твёрдый звук- коснуться пальцем подбородка, если мягкий звук-

    коснуться пальцем до щеки.

   Сорока, сирень, Москва, стакан, месяц, сапоги.      

3) Знакомство с буквами «С, с».

Эти звуки обозначаются буквой, которая в алфавите называется «Эс».

 На что она похожа?

 Она  похожа на полумесяц или  незаконченное колесо.  Одна буква «Эс»

большая, заглавная. Она употребляется при написании первого слова в предложении или первого слова строки в стихотворении, а также в написании фамилии, имён, отчеств и маленькая строчная буква « эс»

- Показываю буквы из кассы, а дети показывают свои буквы.

- И заглавная  и строчная буквы очень похожи.

  Стихотворение.

Спит спокойно старый слон

Стоя  спать умеет он.  

   - В каких словах услышали звук [c].

      4) Игра «Кто больше».

      Придумать слова со звуками [c],[c ь ]

       а) вначале слова в именах  (Света, Саша, Соня…)

       б) дни недели (среда, суббота, воскресенье…)

       в) продукты  (сыр, сметана, сок…)

       г) предметы в классе (стол, доска…)

    5)  Физкультминутка.

          Мы листики осенние,

          На ветках мы сидим,

          Дунул ветер – полетели.

          Мы летели, мы летели

          И на землю тихо сели.

          Ветер снова набежал

          И листочки все поднял .

          Закружились, полетели

          И на землю тихо сели.    (Дети садятся по местам)

     6)   Составление слогов из букв в кассах. (приложение)

       - Ребята, если мы соединим согласный звук с гласным, что мы получим?

       (слог-слияние)

       - Давайте составим слоги.

     а) чтение и анализ слогов

                      са               со

                      су              сы

                      си

       - В каком слоге мы слышим мягкий согласный звук? Какой же буквой  

        обозначается мягкость согласного звука?  

       б) чтение слогов в азбуке  стр. 49.

    7)  Чтение  чистоговорок.

       - Поможем Незнайке правильно прочитать чистоговорки.

         Са-  са-  са-   в лесу бегает лиса.

          Со- со- со-   у Серёжи колесо.

          Су- су- су-   было холодно в лесу.

    8) Чтение букварных столбиков.

       - Ребята, давайте найдём знакомые слоги в словах и подчеркнём их.

        а)        о   си   ны                   со с   ны  

                   о  си    на                    со с   на

       б)  знакомство  с деревьями  ( показываю веточку осины и сосны)

         - Где растут осины и сосны?   Чем сосна отличается от осины?

       в)  чтение загадки  стр. 48.

          Зимой и летом одним цветом.

     

       г)  ребусы.

          Незнайка придумал вам ребусы.

          3 4  5   1   2                  4  5   1  2  3  

          с  о  с  н  а                    н  а  с  о  с  

   9)  Чтение текста в азбуке стр. 48.

       - Ребята,  сейчас вы  самостоятельно про себя прочитайте рассказ.     стр

       И  подчеркните карандашом слоги-слияния.

    а)  чтение самостоятельное с заданием,

    б)  чтение текста по предложениям,

    в)  вопросы по содержанию текста.  

      - Как надо прочитать два последних предложения?  Почему?

      - Где стоит Нина?   Где стоит Инна?  С какой стороны осина?  С какой    стороны сосны.  

      - Как зовёт Нина Инну?  Почему?  

      - Как озаглавим рассказ?  

      - Связан ли текст с картиной на стр.48-49.

  10) Работа по картине в учебнике стр.48-49.

      - Куда пришли девочки?

      - Для чего они пришли?

      - Что с ними случилось?

      - Почему вы так решили?

      - Какое время суток?  По каким признакам догадались?

      - Какое время года? Почему вы так думаете?  

   11) Работа над стихотворением И. Бунина.

      а) чтение учителем наизусть,

      б) беседа над содержанием стихотворения.

       -К какому времени года относится картина, нарисованная поэтом?  

        Сравните с картиной в азбуке. Чем они похожи?

       в) словарная работа

      -С чем поэт сравнивает лес?    (с теремом)

       Терем- дом в виде башни.  

      - Лес какой?  (лиловый, золотой, багряный)

        Лиловый-   цвета сирени, фиалки.

        Золотой-    жёлтый

        Багряный-  красный.  (показываю).

   -  Да, ребята, в лесу осенью очень красиво. Деревья нарядились в            разноцветные платья из листьев. В лесу можно гулять и отдыхать, дышать    чистым лесным воздухом. Поэтому лес надо беречь.

    г)  чтение учащимися стихотворения с заданием

        В каких словах подчеркнули букву «с»?

   (Лес, расписной, весёлой, пёстрою, стеной, стоит, светлою.)

   д)  найди потерянный звук

     - Ребята,  Незнайка слушал вас и сочинил своё стихотворение. Но в одном     слове звук потерялся. Помогите Незнайке найти звук.

     На пожелтевшую траву

     Бросает лев свою листву.   (лес)

    Лежит лентяй  на раскладушке

    Грызёт, похрустывая  пушки.   (сушки)

 12) Работа над пословицами.

4. Рефлексия урока.

   - Кому было на уроке интересно и всё понятно?

   - Кому было интересно, но не всё понятно?

    -Кому было скучно на уроке?

   - Что было интересным на уроке?

5. Итог урока.

-Ребята, а теперь отгадайте загадку-стихотворение.

Что за буква светится  

Старым ясным месяцем?

-  Какие буквы обозначает буква «с»?        

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было интересным?

 

     

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

План-конспект урока с использованием ЭОР на тему «Согласная буква Б»

План-конспект урока включает в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru.Тип урока - урок открытия новых ...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...