открытый урок по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

открытый урок по литературному чтению 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_dorrer_a.a.doc75 КБ
Office presentation icon tyutchev_2.ppt282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Доррер А. А.

учитель начальных классов

БОУ СОШ № 2

МО Динской район

Тема: Практическое освоение приёмов сравнения, противопоставления. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

 Цель урока: познакомить с творчеством Ф.Тютчева  посредством стихотворения “Зима недаром злится…”.

Задачи:

  • формировать у детей навыков осознанного чтения;
  • формировать навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;

              расширение лексических знаний о слове;

  • расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом;
  •  обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний;
  • формировать  представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
  • воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Личностные 

- действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 1. Эмоциональная разминка

1.нахмуритесь, как осенняя туча

2. испугайтесь, как  мышка, попавшая в клетку;

3.удивитесь, как ребёнок, который первый раз увидел  радугу,

4.заскучату от плохой погоды, долгого ожидания, скуки

5. улыбнитесь, как весеннее солнышко.

-Наше солнечное весеннее настроение понадобится нам на сегодняшнем уроке.

Мимикой и движениями рук дети передают свои эмоции.

Актуализация  знаний

Познавательные

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, энциклопедий.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века.

-Вам было дано задание: из различных источников узнать Кто же такой Ф.И. Тютчев?

Слайд №1 (Портрет Ф.И. Тютчева)

         Рассказывают   о жизненном пути поэта.

      Федор Иванович Тютчев родился в сельской местности в Орловской губернии, 23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье.

        Юные годы провел в Москве, там же закончил  Московский университет.

      Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях.

      Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».

        Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.

Выявление места и причины затруднения. Антиципация по названию (предугадывание), опора на опыт бытия учащихся.

Регулятивные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 Логические - выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 

Откройте учебники на стр.120

- Прочитайте название стихотворения.

«Зима недаром злится…»

-Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

-Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

 Делятся своими наблюдениями,

предположениями, воображаемыми картинами.

-Узнать, почему автор дал название стихотворению «Зима не даром злится»

Построение проекта выхода из затруднений

Регулятивные - выбирать действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, готовить место для выполнения разных видов работ.

Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

Первичное восприятие произведения

( приём чтение стихотворения учителем)

- А сейчас сядьте так, чтобы вам было удобно и приготовимся внимательно слушать произведение. Читать буду  я.

- Поделитесь своими впечатлениями.

 -Что увидели?  Вообразили?

-Что удивило, запомнилось?

Составляют план достижения цели. 

Слушают чтение стихотворения учителем.

 

Высказывания детей о прослушанном произведении.

Реализация построенного проекта

Познавательные - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

 -Перечитайте стихотворение, молча, и в толковом словаре найдите значение этих слов.

 –Какие ещё непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении. Слайд №2.

Словарная работа

И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.

Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Пуще сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор назло.

Физминутка

 Рукавом махнем мы раз –

 И зима летит тот час!

 Рукавом махнем мы два –

 На дворе, глядишь, весна!

 Третий раз скорей махнем –

 Лето, как тебя мы ждем!        

 Мы махнем в четвертый раз –

 Осень радует уж нас!

 

Самостоятельно читают стихотворение.

Знакомятся с новыми, ранее неизвестными словами и выражениями, используя Толковый словарь.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные –  

осуществлять поиск необходимой информации из текста:  авторскую точку зрения, объяснять свою.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Умение работать в паре, группе.

 Подготовка к выразительному чтению.

-Почему слова Весна и Зима написаны с заглавной буквы?

Работа в парах.

-Перечитайте стихотворение в парах найдите слова, из которых видно, что Зиму  и Весну автор изображает как живое существо.

- Найдите слова - названия предметов, слова-названия действия,, признаков характеризующие зиму.

- Найдите слова  - названия действия, признаков, характеризующие весну (большая часть слов - глаголы).

Зима:

злится;

хлопочет;

ворчит;

ведьма;

злая;

взбесилась;

пустила

 

Весна:

хохочет;

гонит;

шумит;

дитя;

прекрасное;

горя мало

умылася, румяней стала

        

- Посмотрите на иллюстрации к стихотворению.

 - Почему Весна - молодая девушка? (Пробуждается от зимнего сна природа)

- Почему Зима-старушка? (Зима подходит к концу, жить ей недолго)

- Какие слова из стихотворении помогли художнику нарисовать такие выразительные образы?

 Работа над литературоведческими понятиями (олицетворение, контраст).

- Как называется приём, с помощью которого представлен образ неживой природы в виде живого существа?

Обобщаю высказывания детей и  знакомлю их с новым литературным понятием  -ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.  (Поэт сотворил лицо).

 Роль олицетворений - приблизить природу к чувствам человека, показать единство природы и человека.

- Как описываются внешность, действия зимы и весны?

Этот прием называется контраст или противопоставление.

Вспомните правила выразительного чтения стихотворения. Слайд №3

- А сейчас будем готовиться к выразительному чтению стихотворения?
- С каким чувством, настроением будем читать его? Одинаково или нет?
- В каком темпе? Одинаково или нет- Найдите первое четверостишье. Какое слово выделим голосом в первой строчке?
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом во второй строчке?.
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в третьей строчке?
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке?
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом.
- А теперь попробуем прочитать это четверостишье по ролям. Один будет читать о Зиме, а второй о Весне.

- Про кого у нас следующее четверостишье?   Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в третьем четверостишье?  Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в четвёртом четверостишье? Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне)
- Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- А сейчас попробуем прочитать полностью стихотворение от начала до конца выразительно.

-Чтобы читать выразительно, надо представить два образа и суметь передать их характеры, их отношения.

- В народе говорят: "Всему свое время". Похозяйничала Зима, уступи свое место другому времени года.

          Физкультминутка “Встречаем Весну”.

– Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки.

Находят в тексте доказательство.

Работают в парах, читают друг другу стихотворение. Отвечают на поставленные вопросы, обсуждают.

Выполняют в парах задание, обсуждают, советуются.

Выступления детей.

Помощники прикрепляют нужные слова на доску.

Находят в тексте доказательство.

Высказывают своё мнение.

Высказывают своё мнение.

 

-  Противопоставляются.

-Бодро, соблюдая паузы, выбирая нужную интонацию. 

-О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом.

- О Зиме – медленно, а о Весне – быстро.
-Недаром.

-Прошла

-Весна.

-Гонит.

Выразительное чтение стихотворения в лицах.

-Про Весну.
-Радостным.

-Быстро.

-О Зиме и о Весне.


-О Зиме.

-Радостным.

-Быстро.

Дети выполняют движения, иллюстрируя слова учителя.

Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Логические-

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 Творческая работа в группах под музыку Э.Грига «Весна»

1.Допишите стихи о зиме, весне. (На листе даны двустишья, которые надо закончить. Задание для 1 и 2 групп.)

2. Нарисуйте Зиму, Весну. (Заготовлены одинаковые  контуры человеческой фигуры Задание для 3 и 4 групп.)

 

- Как Тютчеву удалось передать торжество, победу Весны над Зимой?

-Что вы можете сказать об авторе стихотворения?

- Что каждый открыл нового для себя на уроке?

- Что больше запомнилось и почему?

- Как в жизни вы можете применить знания, полученные на уроке?

 

Дописывают стихи о зиме

1 группа:

Всюду снег, в снегу дома -

 Привезла его зима…

В мягких беленьких сапожках

Подошла зима к окошку…

Дописывают стихи о весне.

2 группа: 

По опушке шла весна,

 Ведра с дождиком несла…

Дарит песенки весна,

 Раздаёт улыбки…

3 группа: рисует Зиму.

4 группа: рисует Весну).

-Путем противопоставления, контраста, олицетворения, умело подобранных слов и выражений.

Высказывания детей.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Рефлексия

Личностные – оценивать свою деятельность на основе критериев успешности учебной деятельности.

 - Оцените свою работу с помощью символов.

         Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на доске цветочек.

        Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на доску снежинку.

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

Познавательные

–выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

            По выбору:

  • стр. 120, выучить наизусть;
  • стр. 120, выразительно читать;

нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Большое спасибо за урок!  

   

Осуществляют самостоятельный выбор домашнего задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....


 

Комментарии

Тутаева Ирина Львовна

Разработка к данному уроку интересна. Презентация к уроку составлена таким образом, что дети самостоятельно могут сформулировать тему урока . Необычно и оригинально составлены задания для работы в группах.

Асташова Елена Валентиновна

Этапы урока выстроены последовательно в соответствии новым требованиям. Видно, что ученики учатся правильно выстраивать речевые высказывания в устной форме. Ведется работа над значением слова,обогащается словарный запас учащихся. Учитель использует здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Понравилось в конспекте урока, как педагог задумал работу в парах.