Мотивация к учебной деятельности | Личностные - действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
| 1. Эмоциональная разминка 1.нахмуритесь, как осенняя туча 2. испугайтесь, как мышка, попавшая в клетку; 3.удивитесь, как ребёнок, который первый раз увидел радугу, 4.заскучату от плохой погоды, долгого ожидания, скуки 5. улыбнитесь, как весеннее солнышко. -Наше солнечное весеннее настроение понадобится нам на сегодняшнем уроке.
| Мимикой и движениями рук дети передают свои эмоции. |
Актуализация знаний | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, энциклопедий. | Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. -Вам было дано задание: из различных источников узнать Кто же такой Ф.И. Тютчев? Слайд №1 (Портрет Ф.И. Тютчева)
|
Рассказывают о жизненном пути поэта. Федор Иванович Тютчев родился в сельской местности в Орловской губернии, 23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, он их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы. |
Выявление места и причины затруднения. Антиципация по названию (предугадывание), опора на опыт бытия учащихся.
| Регулятивные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Логические - выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
Откройте учебники на стр.120 - Прочитайте название стихотворения. «Зима недаром злится…» -Что вы представили, услышав название этого стихотворения? -Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?
| Делятся своими наблюдениями, предположениями, воображаемыми картинами.
-Узнать, почему автор дал название стихотворению «Зима не даром злится» |
Построение проекта выхода из затруднений | Регулятивные - выбирать действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, готовить место для выполнения разных видов работ.
Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
|
Первичное восприятие произведения ( приём чтение стихотворения учителем) - А сейчас сядьте так, чтобы вам было удобно и приготовимся внимательно слушать произведение. Читать буду я. - Поделитесь своими впечатлениями. -Что увидели? Вообразили? -Что удивило, запомнилось?
| Составляют план достижения цели.
Слушают чтение стихотворения учителем.
Высказывания детей о прослушанном произведении.
|
Реализация построенного проекта | Познавательные - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
| -Перечитайте стихотворение, молча, и в толковом словаре найдите значение этих слов. –Какие ещё непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении. Слайд №2. Словарная работа И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает. Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет. Пуще – сильнее. Недаром - не напрасно. Наперекор – назло.
Физминутка Рукавом махнем мы раз – И зима летит тот час! Рукавом махнем мы два – На дворе, глядишь, весна! Третий раз скорей махнем – Лето, как тебя мы ждем! Мы махнем в четвертый раз – Осень радует уж нас!
| Самостоятельно читают стихотворение.
Знакомятся с новыми, ранее неизвестными словами и выражениями, используя Толковый словарь.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации из текста: авторскую точку зрения, объяснять свою. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Умение работать в паре, группе.
|
Подготовка к выразительному чтению. -Почему слова Весна и Зима написаны с заглавной буквы? Работа в парах. -Перечитайте стихотворение в парах найдите слова, из которых видно, что Зиму и Весну автор изображает как живое существо. - Найдите слова - названия предметов, слова-названия действия,, признаков характеризующие зиму. - Найдите слова - названия действия, признаков, характеризующие весну (большая часть слов - глаголы). Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила | | Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала |
- Посмотрите на иллюстрации к стихотворению. - Почему Весна - молодая девушка? (Пробуждается от зимнего сна природа) - Почему Зима-старушка? (Зима подходит к концу, жить ей недолго) - Какие слова из стихотворении помогли художнику нарисовать такие выразительные образы?
Работа над литературоведческими понятиями (олицетворение, контраст). - Как называется приём, с помощью которого представлен образ неживой природы в виде живого существа? Обобщаю высказывания детей и знакомлю их с новым литературным понятием -ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. (Поэт сотворил лицо). Роль олицетворений - приблизить природу к чувствам человека, показать единство природы и человека. - Как описываются внешность, действия зимы и весны? Этот прием называется контраст или противопоставление. Вспомните правила выразительного чтения стихотворения. Слайд №3 - А сейчас будем готовиться к выразительному чтению стихотворения? - С каким чувством, настроением будем читать его? Одинаково или нет? - В каком темпе? Одинаково или нет- Найдите первое четверостишье. Какое слово выделим голосом в первой строчке? - Прочитайте эту строчку, выделив это слово. - Какое слово выделим голосом во второй строчке?. - Прочитайте эту строчку, выделив это слово. - Какое слово выделим голосом в третьей строчке? - Прочитайте эту строчку, выделив это слово. - Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? - Прочитайте эту строчку, выделив это слово. - А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом. - А теперь попробуем прочитать это четверостишье по ролям. Один будет читать о Зиме, а второй о Весне.
- Про кого у нас следующее четверостишье? Каким тоном будет читать? - А в каком темпе? -Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в третьем четверостишье? Каким тоном будет читать? - А в каком темпе? -Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в четвёртом четверостишье? Каким тоном будет читать? - А в каком темпе? -Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне) - Каким тоном будет читать? - А в каком темпе? -Попробуйте прочитать.
- А сейчас попробуем прочитать полностью стихотворение от начала до конца выразительно.
-Чтобы читать выразительно, надо представить два образа и суметь передать их характеры, их отношения. - В народе говорят: "Всему свое время". Похозяйничала Зима, уступи свое место другому времени года. Физкультминутка “Встречаем Весну”. – Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки.
|
Находят в тексте доказательство.
Работают в парах, читают друг другу стихотворение. Отвечают на поставленные вопросы, обсуждают.
Выполняют в парах задание, обсуждают, советуются. Выступления детей.
Помощники прикрепляют нужные слова на доску.
Находят в тексте доказательство. Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
- Противопоставляются.
-Бодро, соблюдая паузы, выбирая нужную интонацию. -О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом. - О Зиме – медленно, а о Весне – быстро. -Недаром.
-Прошла
-Весна.
-Гонит.
Выразительное чтение стихотворения в лицах.
-Про Весну. -Радостным. -Быстро.
-О Зиме и о Весне.
-О Зиме.
-Радостным. -Быстро.
Дети выполняют движения, иллюстрируя слова учителя.
|
Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Логические- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
| Творческая работа в группах под музыку Э.Грига «Весна» 1.Допишите стихи о зиме, весне. (На листе даны двустишья, которые надо закончить. Задание для 1 и 2 групп.) 2. Нарисуйте Зиму, Весну. (Заготовлены одинаковые контуры человеческой фигуры Задание для 3 и 4 групп.)
- Как Тютчеву удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? -Что вы можете сказать об авторе стихотворения? - Что каждый открыл нового для себя на уроке? - Что больше запомнилось и почему? - Как в жизни вы можете применить знания, полученные на уроке?
| Дописывают стихи о зиме 1 группа: Всюду снег, в снегу дома - Привезла его зима…
В мягких беленьких сапожках Подошла зима к окошку…
Дописывают стихи о весне. 2 группа: По опушке шла весна, Ведра с дождиком несла…
Дарит песенки весна, Раздаёт улыбки… 3 группа: рисует Зиму. 4 группа: рисует Весну). -Путем противопоставления, контраста, олицетворения, умело подобранных слов и выражений.
Высказывания детей.
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Комментарии
открытый урок по литературному чтению 2 класс
Разработка к данному уроку интересна. Презентация к уроку составлена таким образом, что дети самостоятельно могут сформулировать тему урока . Необычно и оригинально составлены задания для работы в группах.
Открытый урок по литературному чтению 2 класс
Этапы урока выстроены последовательно в соответствии новым требованиям. Видно, что ученики учатся правильно выстраивать речевые высказывания в устной форме. Ведется работа над значением слова,обогащается словарный запас учащихся. Учитель использует здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Понравилось в конспекте урока, как педагог задумал работу в парах.