Технологическая карта+конспект+презентация к уроку литературного чтения во 2 «А» классе по теме « И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»
материал по чтению (2 класс)

Синьшинова Маргарита Эдуардовна

в соответствии с фгос 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a._krylov_.strekoza_i_muravey.pptx930.63 КБ
Файл i.a._krylov_strekoza_i_muravey.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 2

Басня- это короткое повествование, в ыраженное, как правило, в стихотворной ф орме. Её цель- отразить отношение автора к тому или иному персонажу, высказать к акое-либо нравоучение, высмеять пороки, н едостатки, причем как присущие какой-то о тдельной личности, так и большой группе Людей, и даже всему обществу в целом. Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 3

Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 4

«Стрекоза и Муравей» Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 5

Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 6

Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 7

Попрыгунья Удручена Кумушка Вскружило Помертвело Составила Синьшинова М.Э.

Слайд 8

Составила Синьшинова М.Э.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя (учащихся)

Формируемые УУД

I.Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Давайте проверим всё ли вы подготовили к сегодняшнему уроку. Что у вас должно находиться на парте (Дети: Учебник, дневник, сигнальные карточки)

- Теперь сядьте ровно, руки положите на парту и послушайте меня внимательно.

- Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

-Давайте вспомним кто изображен на экране? (Дети: Иван Андреевич Крылов)

- Кто он такой? (Дети: Поэт)

- Что он писал? (Дети: Басни)

-С какой басней вы познакомились на прошлом уроке?  (Дети: Лебедь, рак и щука)

-Что вам нужно было сделать дома?  (Дети: Выучить басню «Лебедь, рак и щука»)

-Кто первый выйдет и расскажет нам эту басню?  (Рассказывают  басню)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование,

III.Постановка учебной задачи

-Теперь давайте с вами разгадаем загадки про насекомых , слушайте внимательно.

1. Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её...

Ответ: Пчела

2. Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

Ответ: Комар

3. На стене в углу мохнач,

Он охотник, он и ткач.

Ответ: Паук

4. Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

Ответ: Божья коровка

- Какие насекомые у нас остались? (Дети: Стрекоза и муравей)

-Как вы думаете как будет называться басня, с которой мы познакомимся? (Дети: Стрекоза и муравей)

-Когда и где можно встретить муравья? (Дети: Летом. Встретить можно около муравейника).

- А что такое муравейник? (Дети: Это жилище муравьёв)

- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Дети: Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

- Где можно встретить стрекозу? (Дети: Порхает с цветка на цветок)

- Какими эти персонажи могли быть в басне?

-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

IV.Построение  проекта выхода из затруднения

1)Первичное восприятие

2) Подготовка к повторному чтению

4) Повторное чтение учащимися

5)Анализ басни

- Читаю басню, затем задаю вопросы:

- Понравилась ли вам басня?

-Почему поэт назвал басню «Стрекоза и муравей»?

-На экране несколько слов из басни. Прочитайте их по слогам (Дети: Катит; Попрыгунья; Помертвело; Удручена; Кумушка; Вскружило)

-Кого автор называет попрыгуньей? (Дети: Стрекозу)

-Почему он ее так называет? (Дети: Она все время порхала, резвилась, прыгала).

- Каким еще словом называют стрекозу в тексте? (Дети: Кумушка)

-К кому обращаются обычно с такими словами? (Дети: К близкому другу, человеку)

- Можно ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями? (Дети: Нет)

Почему? (Дети: Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе он ее выгнал)

-Почему Муравей не помог стрекозе? (Дети: Она всё лето отдыхала,  он работал. И поэтому когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить)

-Прочитайте басню еще раз про себя, и подумайте кто же из персонажей прав Стрекоза или Муравей.

 -О чём эта басня? (Дети: О том, как Стрекоза всё лето «пропела», не подготовилась к зиме и попросила Муравья приютить её на зиму)

- Чем занималась Стрекоза всё лето? (Дети: Пела)

- Как это её характеризует? (Дети: Беззаботная, беспечная, легкомысленная)

- Что произошло с наступлением осени? (Дети: Стало холодно, пришла нужда и голод)

- Прочитайте, как об этом говорится в басне.

- Как вы понимаете выражение – «зима катит в глаза»? (Дети: Зима наступает)

- Что значит «помертвело» чисто поле? (Дети: Исчезла трава, а вместе с ней пропали все мелкие насекомые)

- Почему Стрекоза стала голодать? (Дети: Вся пища, которой она питается, исчезла с наступлением холодов)

- Что предпринимает Стрекоза? (Дети: Она идёт к муравью, чтобы попросить пригреть её на зиму)

- Прочитайте, как об этом говорится в басне.

- Как вы понимаете значение слова «удручена»? (Дети: Подавлена, расстроена)

- Какое слово использует автор, чтобы показать состояние Стрекозы? (Дети: Ползёт)

- Подберите близкие по значению слова (Дети: Бежит, идёт)

-Почему же автор выбрал именно слово «ползёт»? (Дети: Чтобы показать, насколько уже Стрекоза обессилила от голода)

- Что означает слово «вешние»? (Дети: Весенние)

- Как же Муравей отвечает на просьбу Стрекозы?

- Прочитайте, как об этом говорится в басне.

- Как такой ответ характеризует Муравья? (Дети: Он равнодушный, чёрствый, бессердечный)

- Как бы вы поступили на месте Муравья?

- Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза и Муравей? (Дети: Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту)

- А сейчас давайте попробуем составить диафильм к этой басне и подобрать к нему нужные слова из текста. Сколько всего будет кадров? (Дети: Три)

- Что будет на первом кадре? (Дети: Беззаботно летающая на лужайке цветов Стрекоза)

- Какие слова подберём?

(Дети: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела)

- Что изобразим на втором кадре? (Дети: Стрекоза приползла к Муравью с просьбой о помощи)

- Какие слова подберём из текста?

(Дети: Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она)

- Чем же могла закончится история Муравья и Стрекозы? (Варианты детей)

- Что же будет на последнем кадре нашего диафильма? (Стрекоза моет пол в доме Муравья)

-Какую подпись сделаем к этому кадру?

(Дети: Ты всё пела? Это дело!

Так поди же, попляши!)

- Какие же черты людей автор осуждает в этой басне? (Дети: Лень, безразличие)

- Чему учит нас эта басня, или какая мораль в этой басне? (Дети: Быть трудолюбивым)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

V. Физминутка

VI.Реализация построения выхода из затруднения

1)Подготовка к инсценированию   басни по ролям

2)Исценирование басни

-А теперь будем готовиться к инсценированию басни.

- Сколько актёров нам понадобится? (Дети: Три: автор, Стрекоза и Муравей)

- Сколько сцен будет в спектакле? (Дети: Три)

- Одинаковым ли будет облик Стрекозы на протяжении всего спектакля? (Дети: Нет)

- О чём будет первая сцена?

- Как будет выглядеть Стрекоза в первой сцене? (Дети: Красивая, весёлая, нарядная, розовое платьице с многочисленными рюшечками, на голове – бант розового цвета, на ногах – лаковые чёрные туфельки, в руках – сумочка, веер и зонтик от солнца)

- Как изменится её облик во второй сцене? (Дети: Жалкий вид, платье стало грязным, порванным, бант развязался, зонт порвался, в туфлях хлюпает вода, сумочку волочит за собой)

- А какой будет Стрекоза в третьей сцене? (Дети: На голове – платок, одета в старенькое пальто, на ногах – валенки, в руках- тряпка)

А будет ли меняться облик Муравья на протяжении спектакля?(Дети: Нет, он постоянно в рабочей одежде)

- Чем занималась Стрекоза летом? (Дети: Пела, плясала)

- Как это можно изобразить? Покажите.

- А что делал в это время Муравей? (Дети:Трудился, работал)

- Как это можно изобразить? Покажите.

- О чём будет вторая сцена?  

- Как можно показать приход Стрекозы к Муравью? (Дети: Голова опущена вниз, ноги еле-еле двигаются)

- С какой интонацией обратится Стрекоза к Муравью? (Дети: С жалостливой)

- Почему? (Дети: Она замёрзла, хочет есть. Муравей – её единственная надежда на спасение)

- А с какой интонацией ответит Муравей Стрекозе? (Дети: С равнодушной)

- О чём будет третья сцена? (Дети: О том, как Стрекоза работает в доме Муравья)

- С какой интонацией надо читать слова автора? (С ироничной)

- Кто у нас будет читать слова автора?

- Стрекозы?

- Муравья?

-Раздаю детям «шапочки с ролями», и текст басни.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

VII. Включение в систему знаний

Творческая работа

-Посмотрите на экран, на нем изображены картинки,  давайте соотнесём их с эпизодами из басни.

-Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (Дети: Стрекоза танцует). К какому эпизоду из басни он подходит, найдите в тексте. Прочитайте.

-Смотрим на следующую картинку, что вы видите на ней? (Дети: муравей работает).  Найдите в тексте. Прочтите этот эпизод.

- На другой картинке, что изображено? (Дети:Стрекоза пришла к Муравью ). Найдите в тексте этот момент. Прочитайте.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

VIII. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу, с какой басней мы познакомились на уроке?(Дети: Стрекоза и муравей).

- Какая же мораль этой басни? (Дети: Что нужно трудиться и не лениться ).  

-  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Чему учились?

-Поднимите свои сигнальные карточки. С каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок?

-Урок окончен. Встаньте. До свидания? (Дети: До свидания)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

Технологическая карта к уроку литературное чтение во 2 «А» классе по теме

 « И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Тема урока

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия для ознакомления с учащимися с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; учить понимать главную мысль басни; учить объяснять характер, действия и мотивы героев произведения.

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

-формирование умения определять особенности басни;

-формирование умения выделять главную мысль басни;

- формирование умений голосом передавать характеристику героя;

-умения выбирать интонация, подходящую для чтения каждой роли;

-развивать творческие способности, речь, внимание;

-воспитывать трудолюбие;

Личностные: 

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

Познавательные:

Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Басня, мораль, герои

Межпредметные связи

Литературное чтение -развитие речи- окружающий мир

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Учебник  «Литературное чтение». 2 класс часть 2. Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,  М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012.

Мультимедийное оборудование: презентация, электронная физминутка для глаз,

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах , групповая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"

На данном уроке реализовываются  следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме И.А.Крылов "Ворона и лисица", Школа России...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

    Современные требования к качеству обучения в компетентностном подходе смещают акценты от области знаний к области умений. В связи с этим в школе появляются различного рода инновац...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "И. А.Крылов "Ворона и лисица".

Мой урок разработан с учетом всех требований ФГОС . Данный урок я проводила в 3 классе. Детям урок очень понравился. Рекомендую коллегам использовать мои методические разработки в своей работе....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "И.А.Крылов "Ворона и Лисица".

Данный урок составлен с учетом всех требований ФГОС.Я проводила данный урок в 3 классе. Детям он  очень понравился. Урок достиг всех поставленных целей. Надеюсь, что мои разработки помогут ...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей".

.Приобщать детей к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализиро...