Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Данная методическая разработка урока помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества. Урок построен с использованием игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_1_klass._ustnoe_narodnoe_tvorchestvo..doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 1 «Б» КЛАССЕ
Учитель высшей категории
Лизнёва Юлия Владимировна
Дата проведения: 18 марта 2008г.
Место проведения: гимназия № 441, 1 «Б» класс
ТЕМА: Устное народное творчество. Работа над сказкой
«Петух и собака».
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Образовательная:
- Закрепить понятия об устном народном творчестве
- Поговорить о жанрах : « пословицы». « небылицы», « потешки», «считалки», «загадки». «сказки».
2. Развивающая:
- Развитие умения внимательно, вдумчиво, воспринимать художественный текст
- Развитие грамотной устной речи
- Формирование навыков выразительного чтения
- Развитие памяти, воображения, интереса к книге
3. Воспитательная:
- воспитание бережного отношения к устному народному творчеству
- воспитание черт характера, как доброта, нежность
ПОСОБИЯ:
- Цветок с лепестками
- Таблички со словами
- Карточка с зашифрованным словом (на каждого ученика)
- Карточки для словарной работы (на каждого ученика)
- Магнитофон
- Мультимедийная установка
- Иллюстрации человечков с разной мимикой ( 3 большие, по 3 на каждого ученика).
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент урока -2 мин.
2.Тема урока-12 мин.
3.Физкультминутка-3 мин.
4.Виды сказок (показ слайдов)-5 мин
5.Работа по сказке «Петух и собака»-15 мин
- Подготовка к чтению сказки «Петух и собака»-работа с карточками
- Чтение русской народной сказки «Петух и собака» по цепочке с комментированием по ходу чтения.
- Проверка прочитанного
- Выборочное чтение
- Чтение по ролям
6.Итог урока-2 мин.
7.Рефлексия-1 мин
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
( Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим.
Во саду ли, в огороде
Жар-птица летала.
Во саду ли, в огороде
Цветочки собирала.
Один цветок принесла
И нам в класс передала.
2. ТЕМА УРОКА
-Лепестки на нашем цветке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора.
-Попробуем ребята? А для этого нам надо выполнить задания, которые приготовили жар-птица.
-Вы готовы?
- -Продолжите четверостишие.
Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные … /потешки/
-Как вы думаете, а для чего нужны потешки? /Потешка-это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, руками/
-Молодцы! Вы выполнили задание и жар-птица открывает первый лепесток.
- -Жар-птица торопилась к нам на урок и случайно уронила карточки с буквами.
-Расставьте буквы по порядку, впишите их в пустые клеточки и вы узнаете название следующего жанра. /карточка у каждого ученика/
с | п | о | и | а | л | о | в | ц |
3 | 1 | 5 | 7 | 9 | 4 | 2 | 6 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Кто сможет сказать, что такое пословица?
-Молодцы! Открывается следующий лепесток.
- -Один, два, три, четыре,пять
-Кто умеет здесь считать?
-Рассчитайте-ка ребят,
-Что в кружочке здесь стоят
-Как называется этот жанр народного творчества? /считалки/
- -Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
И упала в яму-бух!
Раздавила сорок мух.
-А как называется этот жанр? /небылицы/.
-Ребята, что такое небылица. /Небылица-это выдумка. Это то, чего не бывает, не было/.
-Вы отгадали и это задание, у нас открывается ещё один лепесток.
- -На уроке, мы, ребятки,
Отгадали все…./загадки/
-Кто из вас догадался, название какого жанра зашифровано в шестом лепестке? /сказки/.
ПОТЕШКИ (к)
? ПОСЛОВИЦЫ (а)
ФОЛЬКЛОР
( к,а) ЗАГАДКИ СЧИТАЛКИ (з)
НЕБЫЛИЦЫ (с)
-Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества русского народа.
-Давайте перечислим жанры фольклора, которые открыла нам жар-птица.
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА /под музыку песни «От улыбки…»/
4.ВИДЫ СКАЗОК
-Что же такое сказка? /Показ презентации при помощи компьютера См.Приложение№1/
Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Бывают сказки литературные, волшебные, бытовые, сказки о животных.
5.РАБОТА ПО СКАЗКЕ « Петух и собака».
- Подготовка к чтению сказки «Петух и собака».
-Ребята. Сегодня мы будем читать сказку о животных. А о каких вы узнаете отгадав загадки?
Не ездок, а со шпорами
Не сторож, а всех будит. /Петух/
Гладишь-ласкается,
Дразнишь-кусается./Собака/
-Откройте учебники по закладке.
-Прочитайте название сказки.
-Знакома ли вам сказка? А сейчас мы поработаем над словами из этой сказки.
Про-да-дим продадим
Ис-пу-гал-ся испугался
Рас-ска-зал рассказал
Раз-ли-ва-ет-ся разливается
Раз-да-ёт-ся раздаётся
Рас-хва-ли-ва-ет расхваливает
По-ла-ко-мить-ся полакомиться
Об-ра-до-ва-ла-сь обрадовалась
Про-су-ну-ла просунула
/Карточки со словами у каждого учащегося/
- Чтение русской народной сказки «Петух и собака» по цепочке с комментированием по ходу чтения
/Карточки со словами на доске/
Занялась заря-рассвело
Масленый праздник-праздник Масленицы
Припасла-заготовила про запас
Счастье привалило-появилось неожиданно
- Проверка прочитанного
-Почему петух покинул стариков?
-Кто помог уйти со двора в лес?
-Как петух навлёк на себя опасность?
-Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
- Выборочное чтение
-Найдите в тексте и прочитайте, почему петух испугался и к кому обратился за помощью.
-Прочитайте, как лиса расхваливала петуха.
-Чему обрадовалась лиса?
6. ИТОГ УРОКА
-Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
-Кто были главные герои сказки?
-Какие виды сказок вы знаете?
7.РЕФЛЕКСИЯ
-На доске изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"
Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства"....
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
Подомарева Е.А. Методическая разработка урока литературного чтения Устное народное творчество.
I. Организационный момент.II....
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»
Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...