Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цели и задачи:<?xml:namespace prefix = o /??>
¾ Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве.
¾ Сравнить авторское творчество и УНТ. Определить сходства и различия.
¾ Познакомить с УНТ народов мира. Определить особенности.
¾ Развивать память, мышление, эстетический вкус.
¾ Продолжать формировать положительную мотивацию к обучению.
¾ Продолжать формировать навыки толерантных отношений, сотрудничества.
¾ Приобщение к русской национальной культуре.
¾ Формирование культуры отношений между полами.
¾ Формирование правовой культуры, гражданских и патриотических качеств.
¾ Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека.
¾ Развитие творческой деятельности, социально-значимых дел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie-ustnoe_narodnoe_tvorchestvo-Maslenica.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Урок с использованием презентации.
Автор: Кулешова Светлана Пателеевна
E-mail: svetlana-panteleevna@rambler.ru
Место работы: МОУ лицей № 10 г. Батайск Ростовской области
Предмет: Литературное чтение. Обобщающий урок.
Тема: «Устное народное творчество».
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 2
ИКТ: Презентация « Масленица».
Цели и задачи:
- Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве.
- Сравнить авторское творчество и УНТ. Определить сходства и различия.
- Познакомить с УНТ народов мира. Определить особенности.
- Развивать память, мышление, эстетический вкус.
- Продолжать формировать положительную мотивацию к обучению.
- Продолжать формировать навыки толерантных отношений, сотрудничества.
- Приобщение к русской национальной культуре.
- Формирование культуры отношений между полами.
- Формирование правовой культуры, гражданских и патриотических качеств.
- Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека.
- Развитие творческой деятельности, социально-значимых дел.
Ход урока:
- «Доброе слово» Орг. момент.
Слышим повсюду
Мы снова и снова
Слово «пожалуйста»,
Доброе слово.
Слово без крыльев
По свету летает,
Взрослым и детям
Сердца согревает!
- Сообщение темы урока. Работа с толковым словарём. [1]
- Что такое творчество? (в толковом словаре С.И. Ожегова ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей), [1, с 791]
- Подберите однокоренные слова к слову ТВОРЧЕСТВО – ТВОРЕНИЕ (произведение, результат творчества), ТВОРЕЦ (человек, который создаёт, создал что-нибудь творчески), ТВОРИТЬ (создавать творчески, совершать поступки) – карточки со словами на доске.
- Какое бывает творчество? (народное и авторское)
- Какое творчество можно назвать АВТОРСКИМ?
- Назовите авторов художественных произведений (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С. Михалков, А.Л. Барто, Н. Носов и др.) - фото на доске. [4]
- Может ли быть творчество без автора? Когда так происходит? Чем оно отличается от авторского? Как его передают поколениям?
- У каждого народа есть своё устное народное творчество. Каковы особенности УНТ русского народа? (широта и глубина текста, доброта и открытость, духовность, нравственность и патриотизм)
- Как, одним словом, можно назвать НТ? – ФОЛЬКЛОР (народное творчество, совокупность обрядовых действий) - карточка со словом на доске. [1, с 437]
- Что же такое ОБРЯД? (совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-то религиозные или бытовые традиции) - карточка со словом на доске. [1, с 855]
- Проверка Д\З. Работа с учебником, дополнительными источниками.
Выставка книг: «Русское устное народное творчество» [2]. У кого есть другие источники, содержащие этот раздел? Помогите оформить выставку.
- Откройте учебники. Раздел: «УНТ». Из каких частей состоит это раздел? (загадки, песенки, потешки, пословицы, поговорки и пр.)
- Чтение и рассказ наизусть по выбору ученика, под руководством учителя (загадки, пословицы, поговорки, приметы)
- Когда русский народ сочинял, творил, создавал свой фольклор? Зачем? (сенокос, уборка урожая, народные гуляния, праздники и пр.)
- Какие народные праздники вы знаете? (Ивана – Купала празднуют в дни летнего солнцестояния, Масленица – в дни весеннего равноденствия).
- Что значит дни летнего солнцестояния? (самый длинный день и самая короткая ночь с 21 на 22 июня)
- Что значит дни весеннего равноденствия? (день равен ночи)
Работа над темой урока. КТД.
- Как отмечают люди других стран и народов проводы ЗИМЫ и встречу ВЕСНЫ?
- Учитель показывает презентацию «Масленица» на экране через мультимедиа проектор [3, 5-8]
- Итог урока:
- Что вы знаете о празднике МАСЛЕНИЦА?
- Заранее подготовленные ученики начинают театрализованное представление: в народных костюмах исполняются песенки – частушки, заигрыш Масленицы. Начинается всеобщее веселье. В центре кукла – символ праздника. Звучит музыка. На рушнике подаются блины.
Список использованных источников:
- Толковые словари русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова г. Москва ООО «ИТИ Технологии», 2008 год
- Хрестоматия по литературе для 1-2 классов средней школы. Ростов-на-Дону: изд-во Рост. ун-та, 2002 год
- Музыка «Ярмарочные гуляния».
- Портреты авторов: А.С. Пушкин, Л. Н.Толстой, Н.Н. Носов, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто и пр.
- Б. Кустодиев « Масленица»
- Ф. Сычков. «Катание с гор»
- П. Грузинский. «Масленица»
- Антонов «Масленичные катания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Тема: Устное народное творчество
знакомство с фольклором...
Конспект открытого обобщающего урока литературного чтения по жанрам русского устного народного творчества на тему: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт»
Обобщение знаний по жанрам устного народного творчества....
Презентация к уроку "Литературное чтение", тема: "Устное народное творчество", 2 класс
Презентация на тему "Устное народное творчество", урок: литературное чтение, 2 класс, программа - Школа России....
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Тест по литературному чтению_Раздел "Устное народное творчество"
Тест по литературному чтению поможет проверить знания. (раздел "Устное народное творчество")...
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"
Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....
Проверочная работа по литературному чтению . Раздел "Устное народное творчество" 3 класс
Проверочная работа позволит оценить знания учащихся раздела "Устное народное творчество"....