Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Зубкова Татьтяна Ивановна
Цели и задачи урока:
        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;
        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;
        - выявить особенности языка в произведении;
        -  развитие речи учащихся, логического мышления, творческих способностей;
        -  создание условий для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на        произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
 
Оборудование: картины с изображением боев ВОв, учебники, портрет А. Твардовского, музыкальные записи, звукозапись, видеозаписи, презентации, выставка книг о войне, рисунки детей, фотографии встречи с ветеранами ВОв, карточки с заданиями, записи на доске: дата начала и окончания ВОв, слова и фразы для лексической работы.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения для 4 класса .

Прошла по земле война.   А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»  (УМК «Планета знаний)

Цели и задачи урока:

        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;

        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;

        - выявить особенности языка в произведении;

        -  развитие речи учащихся, логического мышления, творческих способностей;

        -  создание условий для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на        произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Оборудование: картины с изображением боев ВОв, учебники, портрет А. Твардовского, музыкальные записи, звукозапись, видеозаписи, презентации, выставка книг о войне, рисунки детей, фотографии встречи с ветеранами ВОв, карточки с заданиями, записи на доске: дата начала и окончания ВОв, слова и фразы для лексической работы.  

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

    2)  Актуализация знаний.        

      На доске написана даты: 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.    17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.

 Звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная…»

     -Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? 

      - Что это за дата написана на доске? (первая дата)

      — Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какой город первым принял на себя удар врага?
      — Сколько лет длилась эта война?

     - А почему записана вторая дата? (70-летие Сталинградской битвы)

- Вчера мы встречались с ветеранами ВОв. Эти люди были очевидцами тех событий и видели всё своими глазами. Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок документального фильма о Сталинградской битве.

3).Знакомство с новым материалом.

Просмотр видеозаписи  документальной съёмки о Великой Отечественной  войне.

- Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
      — Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

    -  Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу.

     - Какие песни и стихи о войне вы знаете? Послушайте некоторые из них.

Дети (победители конкурса чтецов) читают стихи, посвящённые ВОв, битве под Сталинградом: М.Агашина «Перекрёсток», «Растёт в Волгограде берёзка»,  Д.Дарин «Волгоград – Сталинград», С.Викулов «Я помню в степи, под Сталинградом…», Р.Рождественский «Реквием».

 Демонстрируется презентация «Битва под Сталинградом» , звучит музыка Моцарта «Реквием».

Минута молчания.

4) Знакомство с биографией и творчеством поэта с использованием презентации.

      —  Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением  выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста»

 Александр Трифонович Твардовский  родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать в книгах автора (книги Твардовского – выставка). Во время знакомства с биографией идёт презентация (Твардовский в разные периоды своей жизни)

5) Просмотр видеозаписи : «Рассказ танкиста» в исполнении учащегося- старшеклассника на конкурсе чтецов. 

- Сейчас вы послушаете стихотворение ,а потом расскажите о своих чувствах и впечатлениях.

6)Беседа по стихотворению.

 – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.)

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 - Найдите и прокомментируйте описание боя.

 (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

 

7) Работа с лексикой стихотворения (слова и фразы из стихотворения записаны на доске)

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

  И эту пушку, заодно с расчётом,

  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём

( танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)

8) Работа над выразительным чтением

     1- чтение по частям

     2- чтение стихотворения целиком

     3 – анализ ответов учащихся

9) Работа в группах

Дети делятся на группы, получают карточки с вопросами, коллективно обсуждают. Представители каждой группы отчитываются о выполнении задания.

Карточка 1

Прочитайте в учебнике статью о жизни и творчестве А. Твардовского. Расскажите, что нового узнали?

Карточка 2

Постарайтесь определить и сформулировать тему и главную мысль стихотворения. Найдите подтверждение в тексте.

Карточка 3

Расскажите, что вы узнали о танкисте, от имени которого ведётся рассказ.

Карточка 4

Расскажите о наружности и характере мальчика. Что его больше всего тревожит?  Найдите ответ в тексте.

Карточка 5

Найдите в тексте диалог танкиста и мальчика. Прочитайте его по ролям.

Карточка 6

Прочитай слова, которыми автор начинает и заканчивает рассказ танкиста. Почему эти слова повторяются в тексте два раза? 

10) Работа в тетради.

Дети составляют каталожную карточку произведения.

11) Работа с картинками на доске.

-Это документальные фотографии танкистов, которые сражались в годы ВОв против фашистских захватчиков. На некоторых из них рядом со взрослыми изображены дети. Они часто сражались на фронтах войны наравне со взрослыми и оказывали  им большую помощь в борьбе с врагами.

- Назовите, каких юных героев ВОв вы знаете?

Попробуйте найти о них информацию к следующему уроку. 

12) Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
      По желанию подготовить рассказ о юных героях ВОв.

13) Итог урока.

1.     -Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)

       -И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.

       -Для чего?

        (Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной  войны.)

         Вот как об этом сказал Роберт Рождественский.

                    Люди! Покуда сердца стучатся помните,

                    Какою ценой завоевано счастье,

                    Пожалуйста помните!

       -Издавна защита Родины была святым долгом каждого гражданина. И мы все должны об этом помнить.

2. Объявление отметок.

14) Рефлексия.

- Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем уроке?

- Что бы вы сделали по другому?

- Что бы вы ещё хотели узнать по данной теме?

- Как вы считаете, все учебные задачи мы решили? Объясните своё мнение.

Учитель:  Степанова И. А

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...

Методическая разработка урока литературного чтения 1 класс по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос...