Урок. Литературное чтение "Зима не даром злится".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Корнева Алена Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx30.38 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx30.11 КБ
Office presentation icon 2_klass.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.03.14

Класс:   2

Предмет: литературное чтение

Тема: Образы Зимы и Весны в произведении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

Метапредметные:

Познавательные: поиск  в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы:  выставка   книг   русских  поэтов  о  природе;  иллюстрации,     фотографии о  природе весной;  «Времена  года. Апрель» П. И. Чайковского, И.Ф.Стравинский  «Весна священная», презентация «Весна»

Тип урока: изучение нового материала

I.Мотивирование к учебной деятельности                    

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнемся друг другу,

И нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

Девиз нашего урока:                                                                                                                  с. 1

  • Внимательно слушай - и всё услышишь.
  • Внимательно смотри - и всё увидишь.

-  Думай - и всё поймёшь

II.Установка на художественное восприятие текста.                                                       с.2

А) Загадка о зиме.

Дел  у меня немало –                          В лёд реки убираю,

Я белым одеялом                                Белю поля, дома,

Всю землю укрываю,                         А зовут меня …

Составление ассоциативного ряда к слову зима (дети записывают под музыкальное оформление)  

Загадка о весне.

Я –  (весна)    – красна,                                                                                                                            с. 3

 Бужу землю ото сна.

 Наполняю соком почки,

 На полях ращу цветочки,

 Прогоняю с речек лёд,

 Светлым делаю восход!

Составление ассоциативного ряда к слову весна (дети записывают под музыкальное оформление)  

Б) Чтение  записей вслух.                                                                                                           с.4                              

-Сравнивая ваши ответы, мы видим, что у многих учеников  времена года зима и весна вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.

III. Постановка учебной задачи. Тема урока.                       

- Как вы думаете,  о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне)

УЗ-Сегодня мы постараемся увидеть образы зимы и  весны, созданные                          с.5      

Ф. И.    Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится»

Ф.  И. Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Тютчев писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих стихотворениях он воспевал красоту родной природы.  Познакомимся  с одним  из его стихотворений «Зима недаром злится».

     - Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?

IV.  Усвоение новых знаний и способов действий                  

1.  Учебник  с.110.  Самостоятельная работа над стихотворением  по плану (в парах)          с.6-7

                                1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение.

                               2. Обменяйся с напарником впечатлениями.

- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

                              3. Работайте с напарником над каждой строчкой своей строфы

                                    - прочитайте её вместе,

                                   - нарисуйте словесную картинку,

                                  - объясните по очереди значение каждого слова (словосочетания).

                             4. За объяснением слов обращайтесь к словарю (на слайде).                                                    

                                 Если не сможете  объяснить, то отмечайте карандашом.

                            5. Прочитай эту строфу вместе с напарником  еще   раз.

2. Первичное чтение стихотворения по строфам (по цепочке). Работа со словарём

- Какими нам представляются зима и весна?                                                                        с. 8                                                                                                      

-  Что делает их «живыми»?

- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

3. Работа над образами героев: зимы и весны

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

-Такое яркое противопоставление  - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.

- Ваша задача: выписать из текста учебника слова,                                                      с. 9-10

характеризующие Зиму и Весну.

              Зима

злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась

              Весна

хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

5. Физминутка                                                                                                                    с.11

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!

Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

6. Работа над выразительностью. Задание №4                                                           с. 12-13  

   

         Зима недаром злится,

          Прошла её пора –

          Весна в окно стучится

          И гонит со двора.

                       И всё засуетилось,

                       Всё нудит зиму вон –

                       И жаворонки в небе

                       Уж подняли трезвон.

        Зима ещё хлопочет

        И на весну ворчит.

        Та ей в глаза хохочет

        И пуще лишь шумит…

                     Взбесилась ведьма злая

                     И, снегу захватя,

                     Пустила, убегая,

                     В прекрасное дитя…

        Весне  и горя мало:

        Умылася в снегу

        И лишь румяней стала

        Наперекор врагу.

1. Расставь паузы    

   ,            

.  - :  ;

?  !  …

2.

Подчеркните слова,

на которые падают

логические ударения

(слова, которые нужно выделить голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно.

Спокойно.

Гневно.

Оживлённо.

Бодро.

Сердито.

С насмешкой.

   

2) Выразительное чтение парами, индивидульно.

3) Просмотр видеоклипа «Зима недаром злится…»                                                      с.14

V. Рефлексия деятельности (итог урока)                                                                   с. 15-16

1) Составление «синквэйна» на тему «Весна». Работа в парах.

Весна

Долгожданная, яркая

Идет, спешит, торопится

Весна, весна! Как воздух чист.

Новая жизнь.

  • Какую учебную задачу ставили перед собой?                                                  с. 17
  • У меня на уроке было … настроение, потому что…
  • Мне надо поработать над …
  • Я могу похвалить своих товарищей за …
  • Мне понравилось …

VI. Домашнее задание.                                                                                                     с.18                   

Учебник с.110. К.

 № 2  - выразительное чтение,

№ 24 – ответы на вопросы учебника,

№ 26 – книга по теме,

№ 29 – нарисовать иллюстрацию,

№ 32 – выучи наизусть.

                                                                            МКОУ Соляновская СОШ

             

            Кустовой семинар по теме

« Информационно-коммуникативные компетенции

как способ системного подхода к обеспечению ФГОС»

                     Литературное чтение

                                2 класс

    Образы Зимы и Весны в произведении

           Ф.И. Тютчева   «Зима недаром злится…

                               

                                                       Составил: учитель 1 категории

                                                                                         Корнева А.Б.

                               

                                    Март 2014



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист № 1

                            План работы

Оценивание

результата

1.Составьте ассоциативный ряд:

_____________- это______________________________________________

_______________________________________________________________

____________- это ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Учебник с.110. Работа с произведением (по памятке)

3. Выпишите слова, характеризующие героев:

                Зима                                                                      

__________________________                

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

4. Работа над выразительностью

     

 1.  Зима недаром злится,

      Прошла её пора –

      Весна в окно стучится

      И гонит со двора.

         

1. Расставь паузы:    

   ,          

.  - :  ;

?  !  …

2. Подчеркните слова, на которые

падают логические ударения

(слова, которые нужно выделить

голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно. Спокойно. Гневно. Бодро.

Сердито. Оживлённо. С насмешкой.

5. Составьте синквейн по теме:

1)       Весна

 2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4) _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________

5) _____________________

6. Итог совместной  работы

Маршрутный лист № 2

                            План работы

Оценивание результата

1.Составьте ассоциативный ряд:

_____________- это______________________________________________

_______________________________________________________________

____________- это ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Учебник с.110. Работа с произведением (по памятке)

3. Выпишите слова, характеризующие Зиму:

               Зима                                                                        

__________________________                

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________            

__________________________              

4. Работа над выразительностью

     

 2. И всё засуетилось,

      Всё нудит зиму вон –

      И жаворонки в небе

      Уж подняли трезвон.

 

1. Расставь паузы:    

   ,          

.  - :  ;

?  !  …

2. Подчеркните слова, на которые

падают логические ударения

(слова, которые нужно выделить

голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно. Спокойно. Гневно. Бодро.

Сердито. Оживлённо. С насмешкой.

5. Составьте синквейн по теме:

1)           Весна

 2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4) _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________

5) _____________________

6. Итог совместной  работы

Маршрутный лист № 3

                            План работы

Оценивание результата

1.Составьте ассоциативный ряд:

_____________- это______________________________________________

_______________________________________________________________

____________- это ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Учебник с.110. Работа с произведением (по алгоритму)

3. Выпишите слова, характеризующие Зиму:

              Зима                                                                        

__________________________                

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

4. Работа над выразительностью

     

 3.  Зима ещё хлопочет

      И на весну ворчит.

      Та ей в глаза хохочет

      И пуще лишь шумит…

1. Расставь паузы:    

   ,          

.  - :  ;

?  !  …

2. Подчеркните слова, на которые

падают логические ударения

(слова, которые нужно выделить

голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно. Спокойно. Гневно. Бодро.

Сердито. Оживлённо. С насмешкой.

5. Составьте синквейн по теме:

1)_        Весна

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4) ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

5) _____________________

6. Итог совместной  работы

Маршрутный лист № 4

                            План работы

Оценивание результата

1.Составьте ассоциативный ряд:

_____________- это______________________________________________

_______________________________________________________________

____________- это ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Учебник с.110. Работа с произведением (по алгоритму)

3. Выпишите слова, характеризующие Весну:

                   Весна

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

4. Работа над выразительностью

     

   4. Взбесилась ведьма злая

       И, снегу захватя,

       Пустила, убегая,

       В прекрасное дитя…

     

1. Расставь паузы:    

   ,          

.  - :  ;

?  !  …

2. Подчеркните слова, на которые

падают логические ударения

(слова, которые нужно выделить

голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно. Спокойно. Гневно. Бодро.

Сердито. Оживлённо. С насмешкой.

5. Составьте синквейн по теме:

1)___       Весна

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4) ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

5) _____________________

6. Итог совместной  работы

Маршрутный лист № 5

                            План работы

Оценивание результата

1.Составьте ассоциативный ряд:

_____________- это______________________________________________

_______________________________________________________________

____________- это ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Учебник с.110. Работа с произведением (по алгоритму)

3. Выпишите слова, характеризующие Весну:

                        Весна

__________________________            

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

4. Работа над выразительностью

     

5. Весне  и горя мало:

    Умылася в снегу

    И лишь румяней стала

    Наперекор врагу.

     

1. Расставь паузы:    

   ,          

.  - :  ;

?  !  …

2. Подчеркните слова, на которые

падают логические ударения

(слова, которые нужно выделить

голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно. Спокойно. Гневно. Бодро.

Сердито. Оживлённо. С насмешкой.

5. Составьте синквейн по теме:

1)__       Весна

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4) ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

5) _____________________

6. Итог совместной  работы

                    Маршрутный лист № 6

                            План работы

Оценивание результата

1.Составьте ассоциативный ряд:

_____________- это______________________________________________

_______________________________________________________________

____________- это ______________________________________________

_______________________________________________________________

2. Учебник с.110. Работа с произведением (по алгоритму)

3. Выпишите слова, характеризующие Весну:

                     Весна

__________________________            

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________              

__________________________          

4. Работа над выразительностью

     

5.  Весне  и горя мало:

     Умылася в снегу

     И лишь румяней стала

     Наперекор врагу.

1. Расставь паузы:    

   ,          

.  - :  ;

?  !  …

2. Подчеркните слова, на которые

падают логические ударения

(слова, которые нужно выделить

голосом)

 

3. Выберите,  с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне.

Радостно. Спокойно. Гневно. Бодро.

Сердито. Оживлённо. С насмешкой.

5. Составьте синквейн по теме:

1)____     Весна

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4) ____________________________________________________________

     ____________________________________________________________

5) _____________________

6. Итог совместной  работы

           

           

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь 1

Слайд 2

Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, А зовут меня … 2

Слайд 3

Я – … – красна, Бужу землю ото сна. Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речек лёд, Светлым делаю восход! 3

Слайд 4

Весна Зима 4

Слайд 5

Ф.И. Тютчев Зима недаром злится… (1803 – 1873) 5

Слайд 6

Стихи 1.Читай вслух (с напарником) всё стихотворение. 2. Обменяйся с напарником впечатлениями. 3. Работайте с напарником над каждой строчкой своей строфы: - прочитайте её вместе, - нарисуйте словесную картинку, - объясните по очереди значение каждого слова (словосочетания). 4. Прочитай эту строфу вместе с напарником еще раз. 6

Слайд 7

Засуетилось – пришло в движение Нудит- вынуждает, заставляет Трезвон - церковный звон во все колокола Хлопочет - занимается чем-то очень усердно Пуще - ещё больше, сильнее Взбесилась – очень сильно разозлилась Пустить (запустить)- бросить в кого-либо, во что-либо Наперекор – вопреки Словарь 7

Слайд 8

11 Физминутка

Слайд 9

Контраст - это резкая противоположность Олицетворение. 8

Слайд 10

Зима _____________________ _____________________ ________________________________________________________________________________________ Весна __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9

Слайд 11

Зима злится хлопочет ворчит ведьма злая взбесилась Весна хохочет гонит шумит дитя прекрасное горя мало 10

Слайд 12

Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. 1. Расставь паузы , . - : ; ? ! … 2. Подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом) 3. Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне. Радостно. Спокойно. Гневно. Оживлённо. Бодро. Сердито. С насмешкой. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. 12

Слайд 13

Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. 1. Расставь паузы , . - : ; ? ! … 2. Подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом) 3. Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме и Весне. Радостно. Спокойно. Оживлённо. Бодро. Гневно. Сердито. С насмешкой. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит . Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила , убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. 13

Слайд 15

Синквейн 1.Тема (1 сущ.) 2.Описание темы (какая? 2 прилаг.,) 3.Описание действий (что делает? 3 глаг.) 4.Предложение (из 4 слов) 5.Синоним, (1 сущ.) который повторит суть темы 15

Слайд 16

1.Весна. 2. Долгожданная, яркая. 3. Идёт, спешит, торопится. 4. Весна, весна! Как воздух чист. 5. Новая жизнь. Синквейн 16

Слайд 17

Какую УЗ ставили перед собой? У меня на уроке было … настроение, потому что… Мне надо поработать над … На уроке мне понравилось … Я могу похвалить своих товарищей за … Итог урока 17

Слайд 18

Домашнее задание: Учебник с.110. № 2 - выразительное чтение, № 29 – нарисовать иллюстрацию, № 32 – выучи наизусть. 18

Слайд 19

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.И. Тютчев" Зима не даром злится"

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»...

Презентация к уроку на тему олицетворение и контраст в стихах Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится»

Презентация к уроку литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

фрагмент урока Литературного чтения "зима не даром злится" в гостях у панды

Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, х...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климаноа,В.Г.Горецкий 2 клас 2ч. на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится"...