Ф.И. Тютчев" Зима не даром злится"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи: - Вызвать эмоциональную реакцию
- Показать разницу в образах весны и зимы
- Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу - Учиться передавать отношение с помощью интонации
- Формировать у детей навык осознанного чтения.
- Формировать навык работы над поэтическим произведением.
- Расширить знания об окружающем мире.
- Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.
Используемое оборудование: альбом А, Вивальди «Времена года», презентация,
Ход урока.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
-Сегодня мы начинаем новый раздел «Люблю природу русскую. Весна.»
-Как вы думаете ,что мы будем изучать в этом разделе?
- Будем работать под таким девизом(слайд 1)
- Внимательно слушай - и всё услышишь.
- Внимательно смотри - и всё увидишь.
- Думай - и всё поймёшь.
- Подготовка к первичному восприятию. Прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»
( Я выбрала прослушивание муз. произведения, чтобы вызвать у учеников чувства, которые помогут лучше понять стихотворение. Можно было провести небольшую беседу о времени года- весне и выяснить детское отношение к нему.)
Послушайте.
( прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года») ( слайд 2 )
- Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представили?
- Кто-нибудь узнал это произведение?
Это пьеса «Весна. Март.» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. ( слайд 3 )
- Теперь, когда мы выяснили название этого произведения, подтвердились ваши предположения
- Загадка
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Малышам радость подарила,
А ещё на санках прокатила. - Загадка
Весело шагает красавица.
Её рука всего касается.
Снежок тает на полях.
Нет метелей во дворах.
А ей все радуются. ( слайды 4 , 5 ) - Что происходит в природе, когда зима сменяется весной?
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь человека, но частью его души. ( слайд 6 ) Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева, тоже наблюдавшего это явление. Биография ( слайд 7 , 8 ) - Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. - Отец Тютчева был помещиком среднего достатка. -Детство провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. -С 4-х лет воспитывает дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. - Мать Тютчева оказала большое влияние на воспитание своего сына.
- Тютчев получил прекрасное домашнее образование. - С 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения.
- С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное - отделение. Изучает литературу, историю, искусства, археологию.
- Чтение произведения автором. ( слайд 9 ) - Понравилось? - Какую картину себе представили? - Какие чувства вызвало стихотворение? - Какое впечатление оставило (доброе, грустное) - Словарная работа ( слайд 10 ) Нудит - заставляет уйти Хлопочет - занимается чем-то очень усердно Взбесилась -очень сильно разозлилась Наперекор -вопреки Трезвон - церковный звон во все колокола Пуще – ещё больше Пустить -бросить в кого- либо, во что- либо - Зрительная разминка
3. Подготовка к выразительному чтению
-Будем ещё раз читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует Тютчев с помощью слов, попробуем увидеть их краски, услышать звуки природы. Дети читают текст самостоятельно ( жужжащее чтение). ( с.134) , а сейчас почитаем цепочкой. - Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?
4. Анализ текста.
Чтение 1 строфы. (дети читают вслух)
- Почему Зима злиться?
- Как понимаете «недаром»?
- Как понимаете две последние строчки?
- Какие слова в этой части являются главными?
Чтение 2 строфы
- О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
- Как понимаете «всё засуетилось»?
- Что значит «нудит»? Почему здесь именно такое слово? (создаются такие условия, что зиме придётся уйти)
- Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?
- Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
- Какие слова здесь главные?
Чтение 3 и 4 строфы
- Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
- Для кого характерно ворчать?
- Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
- Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
- Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)
А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)
Зима- это время года, которое в представлении древних славян было одушевленным. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку приезжает. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы- метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи. А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.
Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны- красной девицы, Зима , по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла, в снеговые хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.
- Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
- Почему вам хочется, чтобы пришла весна?
Чтение 5 строфы
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Что значит «наперекор»?
- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
- Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
- Какими нам представляются зима и весна? Что делает их «живыми»?
- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
5 . Физкультурная минутка. (слайд 11 ) Давайте немного отдохнем .Дети выполняют упражнения и проговаривают хором: Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!
6. Продолжение анализа.(чтение за диктором) ( слайд 12 )
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
В своем стихотворении поэт использует прием контраста.
- Что такое контраст?
- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)
- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)
На доске – таблички: «Зима», «Весна».
– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)
– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста: ( слайд 13 )
Зима:
|
| Весна:
|
Вот так мы увидели борьбу между зимой и весной, И в нашем крае — традиционный праздник встречи весны в Молдавии и Приднестровье - Мэрцишор (рум. Mărţişor, от рум. martie — март). Празднуется 1 марта. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов. Это украшение, также как и праздник, называется мэрцишором. Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре передается из уст в уста, из поколения в поколение. Интерпретации этой красивой и доброй сказки различные. ( слайды 14, 15 ,16, 17 )
Давным-давно в незапамятные времена появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел - Подснежник. Вырос он на голом когосоре, когда солнце впервые пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный вихрь-полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и обогрела белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны”.
Эти белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка. Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами. Вот такой красивый праздник есть у нас!!!!!
7.Итог.
- Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
- А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
- Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
- Какое настроение у вас возникло на уроке?
- За что могли бы себя похвалить?
8. Домашнее задание. ( слайд 18 )
- Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этим произведением?
- Выучить наизусть
Выразительно прочитать
Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка
У вас у каждого на столе лежит значок. Если вам приятно и интересно было на уроке, то раскрасьте улыбку красным цветом. Если не комфортно было на уроке – синим цветом. ( слайд 19 )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация
Вивальди Антонио (1678–1741), итальянский композитор и скрипач «Весна. Март.» из цикла «Времена года»
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…» 1803-1873 гг
Детские годы Ф. И. Тютчев (1803 - 1873) Родители Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев (1803 - 1873)
Словарная работа Нудит - Хлопочет - Взбесилась - Наперекор - Трезвон - Пуще – Пустить - заставляет уйти занимается чем-то очень усердно очень сильно разозлилась вопреки церковный звон во все колокола ещё больше бросить в кого- либо, во что-либо
Физкультурная минутка Рукавом махнем мы раз – И зима летит тот час! Рукавом махнем мы два – На дворе, глядишь, весна! Третий раз скорей махнем – Лето, как тебя мы ждем! Мы махнем в четвертый раз – Осень радует уж нас!
ЗИМА ВЕСНА злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала
МЭРЦИШОРЫ
ЛЕГЕНДА О МЭРЦИШОРЕ
Домашнее задание (по выбору) Выучить наизусть Выразительно прочитать Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему олицетворение и контраст в стихах Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится»
Презентация к уроку литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...
Стихи Ф.Тютчева о весне «Зима не даром злится...» и «Весенние воды»
конспект урока...
фрагмент урока Литературного чтения "зима не даром злится" в гостях у панды
Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, х...
Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.
Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...
Конспект урока "Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится" 4 класс УМК "Школа России"
Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится....
Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.
Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...