Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь № 1» .С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?...»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Арбузова Алла Васильевна

технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения, 3 класс по с    ФГОС.

Сценарий урока  от  25. 02.2014.г.        (МКОУ «Хомутовская средняя общеобразователная школа с углубленным изучением английского языка»             А.В. Арбузова)

1.Дидактическое обоснование.

Литературное чтение , 3 «а» класс, автор учебника Л.Ф. Климанова ,2часть, УМК «Школа России»»

Тема урока: «Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь № 1» .С. Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?...»

Дидактическая цель: 1) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.

 2)ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ.

Тип урока: « Урок рефлексии»

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с новым разделом «Поэтическая тетрадь №1» , с произведением С. Чёрного « Что ты тискаешь утёнка?...»
  • обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения видеть авторское отношение к  происходящему.;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к животным.

Метод обучения: системно-деятелностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

-индивидуальная , фронтальная .групповая (в парах)

Средства обучения:

   УМК «Школа России»»

 Медиопроектор.

  Индивидуальные листы с текстом для речевой разминки.

   Схема для рефлексии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация

- Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку?

Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

Начинаем урок.

Дети приводят в порядок рабочее место.

– самоопределение (Л);

–планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

- внутренняя позиция школьника (Л);

2. Актуализация знаний

Речевая разминка: «Весёлая путаница»

-Даётся 3 минуты вам, чтоб всех расставить по местам

-Ну, ребята, как делишки?

Хорошо!- кричат мальчишки.

-Есть ли новости у вас?

-Есть и начали рассказ…

-Ходил я в цирк не так давно.

-А я на речке был.

-Как было весело, смешно!

-Разделся и поплыл.

-Нахохотался я до слёз.

-И вдруг пошёл ко дну.-

Там пёс кота в коляске вёз.

-И закричал: «Тону!»

-Там клоун был без головы.

-А тут ребята шли.

-Играли в мяч морские львы.

  -Они меня спасли.

-Погодите-ка, друзья,

Ничего не понял я…

Повторите всё до точки,

Только –чур – поодиночке…

       Г. Кружков

Проверка Д/З

-Какое задание в рабочей тетради было самым интересным ?

Работа в парах.

(Дети сами выбирают способ прочтения по заранее выбранным критериям)

-чтение про себя

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы

  -Чтение стихотворения с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.)

Аргументированные ответы детей.

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– извлечение необходимой информации из текста (П);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– самоопределение (Л);

– понимание текста, извлечение необходимой информации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

3 Введение в тему. Целеполагание. (Локализация индивидуальных затруднений)

- Прочитайте название раздела на с 45

-Кого из этих поэтов вы знаете? (показываю портреты С.Чёрного, А. Блока, С. Есенина)

-Чему научимся?

-Чему будем учиться?

-А сейчас я прочту вам стихотворение, а вы постарайтесь узнать его автора.

(Учитель читает  стихотворение)

КТО?

Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?

Так и знал – в ответ все хором нараспев:

Лев!

Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Нет, ни лев, ни слон…

Храбрее всех, малыш –

Мышь!

Сам вчера я видел чудо,

Как мышонок влез на блюдо

И у носа спящей кошки

Не спеша поел все крошки.

Что!

– Никто не догадался, кто автор этого стихотворения? (Саша Чёрный.)

-Какую учебную задачу поставите перед собой?

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

Дети  рассматривают шмуцтитул ,соотносят портреты писателей с их фамилиями. Вспоминают произведения этих авторов.

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Дети затрудняются.

 -Сегодня мы будем знакомиться с творчеством С.Чёрного.

-Мы совсем не знакомы с поэтом. Будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.

Учиться понимать настроение и мысли поэта.

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– подведение под понятие (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

4 Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Слово учителя.Презентация

– Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Чёрный. Поэт уехал из России и много путешествовал по Европе. Умер он в глухом рыбацком поселке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

В 1911 году появились его первые произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живших в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты.

 5. Реализация построенного проекта.

а) Чтение и анализ стихотворения (с. 43).

а) –Как называется стихотворение?

-Предположите, о чём может пойти речь?

 чтение учителем (приём- мимика)

-Что такое мимика?

б)  Обмен впечатлениями

-Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение?

-Каким представили  утёнка?

(Показываю слайд с изображением утёнка)

-Совпало ли ваше преставление с этим  изображением?

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

1)Словарно-лексическая работа

– Объясните значение слов:

 тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь;

рвётся прочь – вырывается;

в свой черёд – в свою очередь, когда придёт время;

брыкаться – 1). То же, что лягаться, а так же вообще бить, отбиваться ногами; 2). Активно сопротивляться, упрямиться;

капут – конец, гибель.

 

2) Выборочное чтение 

-Герой этого стихотворения действительно не малыш, а «большой»? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

Физкультминутка

7) Самостоятельная работа  с самопроверкой.

а)Работа в парах.

-На сколько строф можно разделить это стихотворение?

-Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?

-Поставьте цифры (первая тема – цифра 1, вторая тема – цифра 2) карандашом справа возле каждой строфы.

 

б)Детальный анализ стихотворения

- Прочитайте стихотворение, для выразительности используйте интонацию голоса и жесты.

-Этот  стих весёлый или грустный?

-Как поэт убеждал малыша не обижать утёнка?

- Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его или дружелюбно, что-то советует?

- Какие чувства вы испытывали к утёнку, читая стихотворение?

– С какой целью написал это стихотворение Саша Чёрный?

- А чтобы вы посоветовали мальчику?

-Как автор относится к действиям мальчика?

-Могла бы девочка оказаться главным персонажем?

 

обмен впечатлениями о том, что узнали.

Ответы детей

Чтение по цепочке

Дети высказывают свои предположения.

Обучающиеся апплодируют!

-Мимика - выразительные движения мышц лица.

Дети делятся своими впечатлениями.

-Маленьким, беззащитным.

-Да, он мягонький, жёлтенький , пушистый.

Дети работают с текстом. Зачитывают строки:

-Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь-

И капут.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Дети работают в парах.

- на 4 строфы.

-(Первая тема: 1-я и 4-я строфы – взаимоотношения мальчика и утенка. Вторая тема: 2-я и 3-я строфы – взаимоотношения бегемота и мальчика.)

Обучающиеся карандашами аккуратно отмечают микротемы.

Дети читают сначала про себя, а потом вслух.

(Выслушиваются разные точки зрения.)

-По-доброму. Он пытается  дать возможность самому мальчику мысленно оказаться в подобной ситуации.

-Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать утёнку больно.

-Жалость. сочувствие, сострадание.

-Предупредить нас о том, какой хрупкий утёнок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию.

-Нельзя мучить птиц и животных. К ним нужно относиться с любовью, бережно.

-Плохо.

-Да, к сожалению, есть и среди девочек бездушные и грубые.

 

– определение основной и второстепенной информации (П);

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– выражение своих эмоций с достаточной полнотой (К);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– понимание текста, извлечение необходимой информации (П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение(П)

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– самостоятельное создание способов решения проблем (поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

-лидерство и согласованность действий с партнёром (К)

– понимание текста, извлечение необходимой информации (П);

 – использование знаково-символических средств (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– установление причинно-следственных связей (П);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

8)  Включение в систему знаний и повторение.

1)Конкурс чтецов.

а) по строфам;

б) целиком.

2) Игра «Рифмоплёты» (парах)

- Замените  в 1 строфе слово «утёнка» на рифмующееся  слово.

-К чему это приведёт?

-Попробуйте!

Взаимооценка (по заранее выработанным критериям)

Дети подирают слова-рифмы (котёнка, совёнка, гусёнка, цыплёнка, грачонка, галчонка и т. д.)

-Изменится тема произведения. Основная мысль- нет.

-Тогда надо будет изменить первые 2 строки  в 4 строфе.

Обучающиеся зачитывают свои варианы.

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– контроль (Р);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– разрешение конфликтов (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– извлечение необходимой информации из текста (П);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

8)Рефлексия  деятельности на уроке.                                                                                Дети выстраивают высказывания, понятные партнёру. 

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы её?

-Продолжите предложения по данной схеме.

(На доске висит схема)

?

- Понять, замысел произведения

- Да.

 – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

9)Итог урока.

- Почему произведение называется «Что ты тискаешь утёнка?»

-Изменилось  теперь твоё мнение по поводу заголовка? Если «да», то почему?

-Как бы ты теперь озаглавил стихотворение?

- Каков же замысел С. Чёрного?

-Приходилось ли вам видеть подобное в жизни?

-Автор сразу заставляет нас задуматься над тем, чтобы с теплом и любовью мы относились ко всему живому.

Ребята рассказывают свои истории.

(Подготовленный ученик читает стихотворение на фоне  музыки)

Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Берегите эту Землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л)

 10) Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение.
  • Нарисовать иллюстрацию к выбранному сюжету(по желанию).

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»"

Тип урока:вводныйМетоды и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, работа с таблицей.Формы организации познавательной деятельности ...

Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».

Ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»; обучать правильному чтению стихов; разви...

Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям»»

Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие интере...

Литературное чтение "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. "Товарищам детям""

Цели деятельности учителя:  знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; разв...

Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "

Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять  основные  целии      и   зада                   ...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. С. Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей", "Слон"".

Познакомить учащихся со стихами Саши Черного;способствовать формированию навыка правильного чтения;способствовать формированию УУД....

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».

Урок по литературному чтению. 4 класс. Школа России...