Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Торопыно Наталья Михайловна

Тип урока:вводный

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, работа с таблицей.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

-индивидуальная, фронтальная, групповая (в парах)

Задачи:

учить прогнозировать содержание раздела на основе его темы;

учить работать с содержанием учебника;

учить работать с вы ставкой книг;

учить работать с поэтическим произведением;

учить работать с мнемотаблицей.

Планируемые результаты:

Предметные:

прогнозировать содержание раздела на основе его темы;

называть произведения, изучаемые в данном разделе, их жанры, авторов.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

находить необходимую информацию в содержании учебника;

сравнивать книги на выставке, группировать по различным основаниям;

участвовать в работе пары.

Личностные:

проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов 19-20 веков; проявлять творческие способности.

Оборудование: выставка книг, карточки с задания (Р/М). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»

(Подготовила учитель начальных классов Торопыно Наталья Михайловна Филиал Туроснянская ООШ МБОУ-Смотровобудская СОШ)

Тип урока: вводный

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, работа с таблицей.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

-индивидуальная, фронтальная, групповая (в парах)

Задачи:

учить прогнозировать содержание раздела на основе его темы;

учить работать с содержанием учебника;

учить работать с вы ставкой книг;

учить работать с поэтическим произведением;

учить работать с мнемотаблицей.

Планируемые результаты:

Предметные:

прогнозировать содержание раздела на основе его темы;

называть произведения, изучаемые в данном разделе, их жанры, авторов.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

находить необходимую информацию в содержании учебника;

сравнивать книги на выставке, группировать по различным основаниям;

участвовать в работе пары.

Личностные:

проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов 19-20 веков; проявлять творческие способности.

Оборудование: выставка книг, карточки с задания (Р/М).

Ход урока:

I. Организационный момент.

              Прозвенел и смолк звонок

               Всех позвал он на урок.

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

1) Речевая разминка

- Прочитайте загадку:

1 -  вопросительно

2 - сердите  

3 – весело

 Отгадайте её.

Гостьи к нам пришли сюда: седая,

А за нею молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. ________________________________

- Что вам помогло отгадать загадку?

- А сейчас мы разделимся на  группы. У каждой группы своё время года и вам нужно о нём кратко рассказать.

Время года_________________

Какая (ое)? ____________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

Я люблю ______________за ______________________________________________

2) Выразительное чтение

- Вы дома подготовили стихи о любимых временах года. Давайте послушаем их.

- Что объединяет эти произведения? (это стихи)

- Что такое стихотворение? (Стихотворение – написанное стихами произведение)

- Что такое рифма? (Рифма– созвучие окончаний стихотворных строк)

- Кто пишет стихотворения? (поэты)

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел нашего учебника. Он так и называется  « Поэтическая тетрадь».

III. Работа по теме.

1) Целеполагание

- Откройте учебник на с. 167

Прочитаем:

- С кем из авторов предстоит знакомство в этом разделе?

- Какие это будут произведения? (поэтические)

 - Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!

Валенки наденем, шапку,

Шарф завязан?

Всё в порядке!

Раз – присесть,

Два – наклониться,

Три – снежок лепи,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!

2) Работа с выставкой книг

- Рассмотрите книги на выставке. Назовите авторов, скажите, является ли книга сборником произведений.

Работа в парах.

- Прочитайте содержание книги, назовите знакомых авторов, знакомые произведения, составьте рассказ о книге.

IV. Творческая работа с поэтическими произведениями.

1) Работа со стихотворением И.А. Бунина «Сегодня так светло кругом…» (Р/М)

а) Научись читать стихотворение:

Сегодня так светло кругом

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Стоит над солнечной поляной,

 Заворожённый тишиной;

 Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льёт;

Играя, в небе промелькнёт

Скворцов рассыпанная стая —

И снова всё кругом замрёт.

б) Раздели на части.

- В какой части описание? Повествование?

2) Работа со стихотворением К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…» (Р/М)

а) Прочитай стихотворение.

 Поспевает брусника

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.  

б) Подбери рифму. (текст стихотворения убирается)

Поспевает____________________,

Стали дни _________________,

И от птичьего __________________

В сердце стало__________________.

 (крика, брусника, грустнее, холоднее)

Стаи птиц _________________

Прочь, за синее _______________.

Все деревья _________________

В разноцветном_______________.

(уборе , улетают, блистают, море)

Солнце реже_________________,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень __________________

И заплачет______________________.  

(спросонья смеется, проснется)

- Определи тип рифмы. (перекрёстная)

3) Составление мнемотаблицы к стихотворениям.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

- Перед вами мнемотаблица к стихотворению «Жил-был грибочек» (Р/М)

-Подпишите картинки строчками из стихотворения.

(Текст разрезан по строчкам)

        

Жил-был грибочек

Дом его кусточек

Была у него ножка

Ножка без сапожка

Была у него шляпка

Нашли его ребятки

Грибочек сорвали

Бабушке отдали

Бабушка суп сварила

Ребяток угостила

Работа в тетради.

-Зашифруйте стихотворение мнемотаблицей. (Р/М)

На солнечной опушке    В траве она запрячется

Фиалка расцвела.            Не любит лезть вперёд,

Лиловенькие ушки          Но каждый ей поклонится

Тихонько подняла.          И бережно возьмёт.                      Е. Серова

V. Подведение итога.

- С какими произведениями работали на уроке?

- Какой раздел учебника мы начали изучать?

- Какие произведения в нём мы будем читать.

- Какие цели вы бы поставили на последующие уроки?

VI. Домашнее задание.

1) Закончить составление мнемотаблицы в тетради.

2) Подготовить выразительное чтение стихов о природе.

3) По желанию составить свой сборник любимых стихов, дать ему название.

VII. Рефлексия.

- Закончи фразы:

  • Поэтическая тетрадь – это …
  • Я узнал …
  • Я научился..
  • Я доволен…
  • Мне захотелось..

Раздаточный материал

1. Речевая разминка

Гостьи к нам пришли сюда: седая,

А за нею молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. ________________________________

- Ответь письменно

Время года_________________

Какая (ое)? ____________________________________________________________

Что делает? ___________________________________________________________

Я люблю ______________за ______________________________________________

2. Работа со стихотворением И.А. Бунина «Сегодня так светло кругом…» Сегодня так светло кругом

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный,

 Стоит над солнечной поляной,

 Заворожённый тишиной;

 Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льёт;

Играя, в небе промелькнёт

Скворцов рассыпанная стая —

И снова всё кругом замрёт.

3.  Работа со стихотворением К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника..»

Поспевает____________________,

Стали дни _________________,

И от птичьего __________________

В сердце стало__________________.

 (крика, брусника, грустнее, холоднее)

Стаи птиц _________________

Прочь, за синее _______________.

Все деревья _________________

В разноцветном_______________.

(уборе , улетают, блистают, море)

Солнце реже_________________,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень __________________

И заплачет______________________.  

(спросонья смеется, проснется)

4. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

5. Составь мнемотаблицу к стихотворению

На солнечной опушке    В траве она запрячется

Фиалка расцвела.            Не любит лезть вперёд,

Лиловенькие ушки          Но каждый ей поклонится

Тихонько подняла.          И бережно возьмёт.                      Е. Серова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе. Обощение по поэтической тетради "Страна детства"

Урок подготовлен на обобщение изученного материала по поэтической тетради "Страна детства" в форме интеллектуальной игры.Первый раунд - первые слайды - портрет и краткая информация о поэте. Краткая, п...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Поэтическая тетрадь №1"(2 часть)

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 3 классе  по теме "Поэтическая тетрадь №1" УМК "Школа России"...

Проверочная работа по литературному чтению в 3 классе по разделу "Поэтическая тетрадь-2". УМК "Школа России"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для 3 класса начальной школы. Цель - контроль и проверка знаний ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...