Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Семенова Наталия Николаевна

Ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в 3 классе Д.

Тема: Знакомство с названием раздела.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон».

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»;
  • обучать правильному чтению стихов;
  • развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: 

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения;
  • читать стихотворение, отражая настроение;
  • находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки (текст речевой разминки, задания), портрет Саши Чёрного, рисунки, учебники, аудиозаписи, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. СЛАЙД 1

Ваши мышцы все проснулись? Да.

Ваши губы улыбнулись? Да.

Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час!

  1. Речевая разминка. СЛАЙД 2

– Ребята, мы три урока путешествовали по произведению Александра Ивановича Куприна «Слон».

– Какова же главная мысль этого произведения? Что автор хотел нам сказать?

Таня Главная мысль этого рассказа является сила детской мечты. Девочка пожелала, чтобы отец привёл настоящего слона к ней, и отец выполнил это невероятно сложное для него задание, что и послужило толчком к выздоровлению девочки. Ребёнок ощутил отцовскую любовь и это придало силы ребёнку, чтобы справиться с болезнью.

Вика Необходима вера, любовь и забота, с их помощью можно преодолеть все жизненные невзгоды на пути.

Лера После встречи со слоном, Наденька начинает выздоравливать, ведь она надеется дружить со слоном в будущем. У неё появилась цель в жизни, ради которой стоит жить. Чудо произошло! Его совершил обыкновенный слон - частичка живой природы. Возвращение к природе, к её истокам вот животворящая сила, которая может вдохнуть жизнь в самого больного человека.

Тимофей Ну и еще нужно обратить внимание и на то, что игрушка, никогда не сможет заменить живое существо.

– Я сегодня хочу вас пригласить на день рождения к слону. Но мы там оказывается не одни. Мы могли бы прочитать, кто ещё был у слона, но слоги в словах перепутались. СЛАЙД 3

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложив правильно кусочки.

У слона на дне рождения.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан – ло – ти – па – ди – ко – дил,

Ко – кро – шим – зе – пан – ко – ри – рил,

Ена – мот – ге – бе – раф – ги,

Мур – го – ла – ле – бра – браз – жи!

– Прочитайте про себя, затем:

- вслух медленно

- с интонацией – вопросительной

- с интонацией – восклицательной

- сердито

- весело

– Назовите гостей. (Антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена) СЛАЙД 4

– Молодцы, собрали всех гостей. СЛАЙД 5 Но посмотрите, кто ещё пришёл! Да ведь это немец, хозяин зверинца. Он нам сейчас расскажет о своём воспитаннике – слоне. (Дети рассказывают о слоне от имени его хозяина – домашнее задание) (У доски, на оценку – Федя, Арина, Даша).

  1. Актуализация знаний. СЛАЙД 6

– Расшифруйте, что здесь написано.

1WQЬYVДSGАRWРYGТQWЕNZТGQЯQSАVNКWQСYJЕUWЧRGИSZТNQЭLFОFSП

(поэтическая тетрадь 1) 

– Что это обозначает? (Название раздела).

– Если вы помните мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?

(Предположении учащихся)

    IV. Работа по теме урока.

– Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (учебник с.45). 

– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1». И начинают этот раздел стихи Саши Черного. 

– Тема сегодняшнего урока «Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». СЛАЙД 7

– Какие цели поставим на данном уроке? (Узнать об интересном человеке. Какие стихи он писал). СЛАЙД 8 

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми стихами. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ.

– Знакома ли вам эта фамилия?  Знаете, ли вы произведения этого писателя?

– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним?

Псевдоним – вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях.

– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта. 

–  Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г.  На Украине в городе Белая Церковь в еврейской семье управляющего аптекой. Семья переехала в Одессу, потом в Житомир.

–  Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

–  В Житомире учился в гимназии. Сбежал оттуда в 15 лет в Петербург. Исключён из Петербургской гимназии.

–  Постоянно печатался во многих журналах. Читатели заучивали его стихи наизусть. Саша Черный сам о себе писал так: СЛАЙД 8

– «Беззаботный и беспечный, Как Барбос...»

– «Любит сказки, солнце, елки...»

– «Веселый, любопытный. Как ребенок» ....

– «У него есть белоснежный

Резвый конь,

Конь-Пегас, рысак крылатый,

И на нем поэт лохматый

Мчится в воду и в огонь…»

–  С. Чёрный очень любил детей и много писал для них. 

Выставка книг СЛАЙД 9

–  Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

V. Физкультминутка. СЛАЙД 10

- Устали? Встали. Ножками потопали, ручками похлопали, поморгали и немножко покричали.

VI. Работа по теме урока. 

  1. Ознакомление со стихотворением «Что ты тискаешь утенка?..»).

–  Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Что ты тискаешь утенка?..»)

–  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (предупредить, какой хрупкий утенок.)

–  Давайте прочитаем его еще раз.

–  Все ли слова и выражения были понятны вам? СЛАЙД 11

– Как вы понимаете значения слов:

Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.

Рвётся прочь – вырывается.

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.

Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться. 

Притиснешь – прижмёшь.

Капут – конец, гибель.    (Высказывания детей) 

- От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт?
- Почему не надо тискать утёнка?
- Прочитайте, что предлагает представить автор вам.
- Прочитайте, что советует автор сделать с утёнком.


- Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова:

Сердито;
Ругает его;
Дружелюбно;
Что-то советует.
 (Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка.) 

– А как вы разговариваем с младшим братиком или сестренкой, как вы общаемся с домашними животными? (Дети говорят, у кого есть братики, сестрички, домашние животные и как они относятся к тем, кто меньше и слабее их).

– Что хотел сказать автор нам этими стихами? (Саша Черный хотел предупредить нас, чтобы мы относились к животным бережно, с любовью).

– Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

– Как вы думаете, это веселые или грустные стихи? (Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребенку, как плохо утенку.)

Подготовка и выразительное чтение стихотворения. (Чтение цепочкой по строфам).

  1.  Ознакомление со стихотворением “Воробей”.

–А сейчас отгадайте загадку.

Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

– О ком идёт речь? (о воробье). СЛАЙД 12

– Следующее стихотворение так и называется “Воробей”. выключить доску 

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

– Послушаете аудиозапись.
– Понравилось?
– Словарная работа. Найдите значение слова
«вьюшка».

Вьюшка – в деревянном доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

- Прочитать как поэт описывает воробья. (Первая строфа).
- С кем сравнивает? Почему?
- Как поэт относится к воробью? Как он его называет? (
Воробей мой. Воробьишко. Пичужка. Какой нахал!

- Подберите рифму к слову из стихотворения. На доске

Воробьишка – (мышка);
Не трону – (ворону);
Жить – (учить);
Немножко – (крошки). выключить доску

- Обратите внимание на ритм стихотворения, он помогает представить, как прыгает воробей. Прочитать “жжужанием”, подготовить выразительное чтение.
- Чтение цепочкой по строфам.

  1. Ознакомление со стихотворением “Слон”. СЛАЙД 13

– Прочитайте загадки в пословицах. О ком идёт речь?

Делать из мухи его.

Ах, Моська! Знать она сильна, что лает на него!

– Правильно, речь идёт о слоне.

– Прочитайте стихотворение «Слон» самостоятельно. Подумайте, как его надо читать? Шутливым или серьёзным тоном? 

- Как надо читать слова слона? 

- Работа в парах. Чтение по ролям. (2 прочтения по вариантам).

– А теперь давайте послушаем это стихотворение ещё раз. Читают хорошо подготовленные дети.

VII. Итог урока.

- Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет? 

– Какие выводы вы сделали? СЛАЙД 14

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!

ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!

НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!
- Оценивание.

VII. Домашнее задание. СЛАЙД 15

Выучить стихотворение, которое больше понравилось. Нарисовать к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению САША ЧЕРНЫЙ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?», «ВОРОБЕЙ», «СЛОН» 2 класс

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 2 класс...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.."

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку литературного чтения  по теме: "Стихотворение Саши Чёрного "Что ты тискаешь утёнка?.." (3 класс)....

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. С. Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей", "Слон"".

Познакомить учащихся со стихами Саши Черного;способствовать формированию навыка правильного чтения;способствовать формированию УУД....

Рабочий лист по литературному чтению (Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка", "Слон")

Рабочий лист поможет проанализировать произведения Саши Чёрного  (объяснить лексическое значение слов, дать характеристику героям, составить план, поработать со средствами выразительности, опреде...