Сценарий урока по басням Крылова
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок-путешествие по басням И.А.Крылова может быть использован на уроках чтения в начальной школе, в коррекционных классах, в коррекционной школе 8 вида(7-9классах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-путешествие в мир басен И.А.Крылова | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире басен И.А. Крылова. Путешествие в мир « Говорящих Зверей»
-создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова;
-стимулировать индивидуальное творчество и групповую организационную работу;
-расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова;
-расширять и обогащать словарный запас крылатыми выражениями из басен;
-развивать умение и желание детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике;
-воспитывать интерес к басням И.А.Крылова.
Оформление кабинета:
- На доске - эпиграф:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
Учитель: сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие в мир говорящих зверей, в мир басен.
Ребята, но прежде чем войти в мир говорящих зверей, необходимо пройти первое испытание. Давайте вспомним, что такое басня? Кто является героями басни? Что такое мораль? ( дети отвечают)
Учитель: правильно, басня - это краткий рассказ, чаще всего в стихах. Она состоит из самого рассказа и поучительного вывода (морали). А как зовут знаменитого русского баснописца?
Всмотритесь в его портрет( на доске портреты с изображением И.А.Крылова)
А вот он в Петербургском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чем-то, бронзовый Иван Андреевич Крылов в окружении зверей-героев своих басен.
О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство. (Можно задать вопросы о жизни Крылова)
Учитель: родился Иван Андреевич Крылов в семье армейского офицера. Десять лет было мальчику, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
Крылов вынужден был много трудиться, а на досуге он самостоятельно изучал
французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Вы знаете, что всю свою жизнь И.А. Крылов учился, повышал уровень своих знаний.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
Учитель: а кто герои его басен? ( животные, вещи, растения)
-Правильно. Они говорят человеческим языком, совершают поступки.
Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят человеческие характеры.
Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодня на уроке мы проверим ваши знания.
Учитель: что ж, ребята, вот мы и в чудесном Крае. Ой, смотрите, кто это там? (входит Лисица и ворона)
Инсценировка басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Беседа.
Учитель: назовите мораль басни "Ворона и лисица".
Дети: не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.
Учитель: как изображена Ворона в басне?
Дети: она глупа, слушает льстивые слова лисы.
Учитель: какой предстаёт перед нами Лиса?
Дети: плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр,...
Учитель: И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями. На доске вы видите слова М. Исаковского, посвященные И.А. Крылову. Прочитаем их. (Читает один ученик).
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Учитель: почему выражения называются "крылатыми"?
Да, крылатые выражения -это фразы, которые мы широко используем в нашей речи, употребляя их благодаря своей выразительности. Они появились из литературы, мифов, фольклора.
Учитель: а сейчас проведём конкурс "крылатых выражений". У нас волшебный цветок. На каждом лепестке строчка из басен Крылова. Вам надо угадать басню. Дети делятся на 2 команды.
«В сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)
«Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)
«А ларчик просто открывался». («Ларчик»)
«А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»)
«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!" («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.». («Квартет»)
«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»)
«В семье не без урода». («Слон на воеводстве»)
«Как белка в колесе». («Белка»)
« Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.» (« Лисица и Волк»)
Учитель: вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо): «Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы».
(использование ИД « Бездонный сундучок», ребята подходят по очереди достают предметы и называют название басни.
Учитель: молодцы, мы видим ,что вы отлично подготовились. Вы замечательные знатоки басен! А справитесь ли вы со следующим заданием?
Игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?
- «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». Дети: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».
- «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» Дети: петушок.
- «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись». Дети: взялись.
- «Ворона гавкнула во все воронье горло». Дети: «Ворона каркнула».
- «Мартышка к старости слаба ушами стала». Дети: глазами.
- «Соседка, перестань срамиться" - ей бабка говорит". Дети: «Шавка говорит»
4.«Кто сказал такие слова?»
. К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа.
1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, «Ворона и Лисица)
2. «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)
3. «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)
4. «Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)
5. « Ты шутишь!- Тебе за труд? Ах, ты неблагодарный!»
( Волк « Волк и Журавль»)
6. «Соседка, перестань срамиться,-
Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)
7. «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!...»(Воробей «Кукушка и петух»)
8. «Не стыдно ль средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело» (Голубь, «Чиж и Голубь»)
9. «Ах ты, обжора! Ах, злодей! (Повар « Кот и Повар»)
Учитель: ребята, все вы сегодня молодцы, мы совершили путешествие лишь в некоторые басни Крылова, однако у писателя есть ещё множество интересных историй о человеческих пороках, которые вам предстоит прочитать.
А сейчас пришла пора посчитать жетоны( объявляются победители).
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс
Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...
Сценарий урока чтения: Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"
Материал состоит из развернутого сценария к уроку и презентации....
Сценарий спектакля по басне А. И. Крылова "Стрекоза и муравей"
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в...
Сценарий по произведению С.П. Алексеева «Как солдаты басню Крылова читали»
Сценарий литературно-музыкальной композиции....
Урок по литературному чтению "Памятник «дедушке» Крылову в Москве и композиция на тему "Басни Крылова".
Цель: Обобщение знаний обучающихся о творчестве И.А.Крылова. ...
Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)
Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить форми...
Урок чтения. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» (2 класс)
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения....