Конспект урока по литературному чтению. 3 класс И. Крылов "Зеркало и обезьяна"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Материал для открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс И. Крылов "Зеркало и обезьяна" | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Биксалиева А. Ш.
Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна»; продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование к уроку:
- Карточки с заданиями.
- Аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.
- Презентация.
Ход урока
Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)
I. Организационный момент урока.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши).
II. Речевая разминка.
– Начнем наш урок с речевой разминки. Взяли карточки № 1, прочтите про себя.
Карточка № 1
Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип, Архип осип.
– Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)
– Прочитаем орфографически (как пишем)
– Прочитаем орфоэпически (как произносим)
– Прочитайте медленно, затем с ускорением
– Потренируйтесь в скорочтении
– Что высмеивает народ этой скороговоркой? (Недостатки)
III. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
– Где мы еще встречались с высмеиваниями недостатков? (В баснях)
– С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Мартышка и очки»
Слайд 2 (Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»)
– Посмотрим сценку по данной басне (Петайкина Саша и Бояркина Кристина).
– Какой из недостатков людей «пощипал» в этой басне И.А.Крылов? (И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей).
– Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек).
IV. Самоопределение к деятельности.
– А сейчас поработаем в парах. У вас на партах задания с карточками. Работаем с карточкой №2. Прочитайте логическое упражнение:
Карточка № 2
«Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Зеркало и Обезьяна». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Зеркало и обезьяна». Какую басню прочитала Даша? (Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Зеркало и обезьяна», значит, она читала басню «Мартышка и очки». А Даша прочитала басню «Зеркало и обезьяна».)
– Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведение. Фамилия автора и название произведения прозвучали в логическом упражнении.
– Сформулируйте тему урока полностью.
(Тема урока – басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».)
Слайд 3 (Тема урока: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»)
– Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»
– Зная тему, поставьте цели урока.
(Цель урока – познакомиться с произведением И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)
Слайд 4 (Цели урока)
– Цели нашего урока, познакомиться с произведением Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна»; учиться правильно читать и анализировать произведение.
V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Словарная работа
– В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. Работаем с карточкой № 3.
Слайд 5 (Словарная работа)
Карточка № 3
Образ – вид, облик.
Ужимки – гримасы.
Перечесть – посчитать.
Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.
Оборотиться – посмотреть на себя.
На руку нечист – нечестен, вороват.
– Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь. (Предположения детей).
– Прочтите про себя произведение на стр. 136 учебника
– Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
– Кто был прав, узнаем, прослушав произведение. (Слушание басни в аудиозаписи)
Слайд 6 (Аудиозапись)
– Определите жанр этого произведения. (Мы слушали басню).
– Вспомните, что такое басня.
Слайд 7 (Басня)
– Работаем с карточкой № 4
Карточка № 4
1. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
2. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
3. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
– Докажите, что это басня, указав ее признаки.(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).
– Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Этот прием называется аллегория –иносказания).
VI. Работа над содержанием басни.
–Какая история описывается в басне?
– Кто герой басни?
– Какие поступки совершают герои басни?
– Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.
– Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?
– Над чем смеется автор?
– Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Они не видят своих недостатков, но видят их в других).
– Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других? (В других)
– Какова же мораль басни? Выразите ее своими словами. (Нельзя высмеивать других, обрати внимание на себя)
– Прочитайте мораль в тексте басни. Какое выражение басни заключает в себе главную мысль? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»)
– Откройте рабочую тетрадь на стр. 39 и запишите это крылатое выражение
– Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?
VII. Физкультминутка
Слайд 8 (Аудиозапись Барбарики «Хорошее настроение»)
– Представьте, что вы у зеркала. Выполним упражнения в танце перед зеркалом.
– Зеркало нам необходимо! Мы увидим себя со стороны. (Помощники Петайкина Саша, Бояркина Кристина)
VIII. Выразительное чтение басни.
– Упражнения в интонировании. Работаем с карточкой № 5
Карточка № 5
Сидит Мартышка на вышке,
Бросает оттуда шишки.
– Произнеси эти слова и отругай Мартышку.
– Похвалите Мартышку.
– Прочитайте, как диктор радио.
– Выразительное чтение басни по ролям. (Автор, обезьяна, Мишка)
IX. Итог урока.
– Поработаем в группе. Карточка № 6.
– Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.
Карточка № 6
Время, час, потехе, делу.
Не суди, на себя, погляди, других.
Насмешишь, людей, поспешишь.
– Представители групп читают по одной пословице (Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).
– Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне? (Других не суди, на себя погляди.)
– Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)
– Чему учат нас басни И.А.Крылова?
– Что бы вы посоветовали Обезьяне?
– Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.
Слайд 9 (Самооценка)
– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока (смайлик на партах)
− Оценили себя за работу на уроке смайликом
(Оценивание детей учителем).
X. Домашнее задание.
Слайд 10 (Домашнее задание)
– Подготовить по выбору:
1. Выразительное чтение басни.
2. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.
3.Выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна" (УМК "Школа России 3 класс)
3 класс...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...