Конспект урока по литературному чтению. 3 класс И. Крылов "Зеркало и обезьяна"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Биксалиева Альфия Шамилевна

Материал для открытого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Биксалиева  А. Ш.

Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна»; продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование к уроку:

  • Карточки с заданиями.
  • Аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.
  • Презентация.

Ход урока

Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)

I. Организационный момент урока.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши).

II. Речевая разминка.

Начнем наш урок с речевой разминки. Взяли карточки № 1, прочтите про себя.

Карточка № 1

Осип орет, Архип не отстает.

Кто кого переорет?

Осип охрип, Архип осип.

– Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)

Прочитаем орфографически (как пишем)

– Прочитаем орфоэпически (как произносим)

– Прочитайте медленно, затем с ускорением

– Потренируйтесь в скорочтении

– Что высмеивает народ этой скороговоркой? (Недостатки)

III. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Где мы еще встречались с высмеиваниями недостатков? (В баснях)

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Мартышка и очки»

Слайд 2 (Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»)

Посмотрим сценку по данной басне (Петайкина Саша и Бояркина Кристина).

– Какой из недостатков людей «пощипал» в этой басне И.А.Крылов? (И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей).

– Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек).

IV. Самоопределение к деятельности.

– А сейчас поработаем в парах. У вас на партах задания с карточками. Работаем с карточкой №2. Прочитайте логическое упражнение:

Карточка № 2

«Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Зеркало и Обезьяна». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Зеркало и обезьяна». Какую басню прочитала Даша? (Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Зеркало и обезьяна», значит, она читала басню «Мартышка и очки». А Даша прочитала басню «Зеркало и обезьяна».)

– Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведение. Фамилия автора и название произведения прозвучали в логическом упражнении.

– Сформулируйте тему урока полностью.

(Тема урока – басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».)

Слайд 3 (Тема урока: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»)

Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»

Зная тему, поставьте цели урока.

(Цель урока – познакомиться с произведением И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)

Слайд 4 (Цели урока)

– Цели нашего урока, познакомиться с произведением Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна»; учиться правильно читать и анализировать произведение.

V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Словарная работа

– В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. Работаем с карточкой № 3.

Слайд 5 (Словарная работа)

Карточка № 3

Образ – вид, облик.

Ужимки – гримасы.

Перечесть – посчитать.

Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.

Оборотиться – посмотреть на себя.

На руку нечист – нечестен, вороват.

– Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь. (Предположения детей).

– Прочтите про себя произведение на стр. 136 учебника

Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

– Кто был прав, узнаем, прослушав произведение. (Слушание басни в аудиозаписи)

Слайд 6 (Аудиозапись)

– Определите жанр этого произведения. (Мы слушали басню).

– Вспомните, что такое басня.

Слайд 7 (Басня)

– Работаем с карточкой № 4

Карточка № 4

1. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

2. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

3. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

– Докажите, что это басня, указав ее признаки.(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

– Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Этот прием называется аллегория –иносказания).

VI. Работа над содержанием басни.

Какая история описывается в басне?

– Кто герой басни?

– Какие поступки совершают герои басни?

– Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.

– Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?

– Над чем смеется автор?

– Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Они не видят своих недостатков, но видят их в других).

– Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других? (В других)

– Какова же мораль басни? Выразите ее своими словами. (Нельзя высмеивать других, обрати внимание на себя)

– Прочитайте мораль в тексте басни. Какое выражение басни заключает в себе главную мысль? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»)

Откройте рабочую тетрадь на стр. 39 и запишите это крылатое выражение

– Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?

VII. Физкультминутка

Слайд 8 (Аудиозапись Барбарики «Хорошее настроение»)

– Представьте, что вы у зеркала. Выполним упражнения в танце перед зеркалом.

– Зеркало нам необходимо! Мы увидим себя со стороны. (Помощники Петайкина Саша, Бояркина Кристина)

VIII. Выразительное чтение басни.

– Упражнения в интонировании. Работаем с карточкой № 5

Карточка № 5

Сидит Мартышка на вышке,

Бросает оттуда шишки.

– Произнеси эти слова и отругай Мартышку.

– Похвалите Мартышку.

– Прочитайте, как диктор радио.

– Выразительное чтение басни по ролям. (Автор, обезьяна, Мишка)

IX. Итог урока.

– Поработаем в группе. Карточка № 6.

– Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.

Карточка № 6

Время, час, потехе, делу.

Не суди, на себя, погляди, других.

Насмешишь, людей, поспешишь.

– Представители групп читают по одной пословице (Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).

Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне? (Других не суди, на себя погляди.)

– Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

– Чему учат нас басни И.А.Крылова?

– Что бы вы посоветовали Обезьяне?

– Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.

Слайд 9 (Самооценка)

– Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока (смайлик на партах)

 Оценили себя за работу на уроке смайликом

(Оценивание детей учителем).

X. Домашнее задание.

Слайд 10 (Домашнее задание)

– Подготовить по выбору:

1. Выразительное чтение басни.

2. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.

3.Выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...