К.И. Чуковский Телефон
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Технологическая карта урока по литеоатурному чтению для 1 класса по программе школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._chukovskiy_otkrytyy_urok_.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению.
Тема | К. И. Чуковский. Телефон. |
Цели урока |
|
Планируемый результат | Выразительно и наизусть читают отрывки из сказки; рассказывают по рисунку о событиях, изображенных на рисунке; воспроизводят диалог героев произведения. |
Основное содержание темы, понятия и термины. | К. И. Чуковский. Телефон. Чтение по ролям, инсценирование стихотворения |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика, музыка. |
Ресурсы | Использование мультимедийного проектора, презентация «В гостях у дедушки Корнея», аудиозапись с голосом К. Чуковского (отрывок из стихотворения «Телефон»), музыкальная физминутка «Фиксипелки. Телефон.». Портрет К. И. Чуковского, изображение животных (крокодил, газели) для инсценировки. Карточки с заданиями для работы в парах, в группах. Карточки для самоконтроля, листочки, цветочки, сапожки для самооценки. |
Организация пространства | Индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах и группах. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативн. | |||
I этап. Организационное начало урока. Цель-подготовить детей к работе, создать мотивацию, положитель- ный, эмоциональный настрой | Прозвенел уже звонок начинаем наш урок. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для нас. Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши любимые сказки. | Учащиеся проверяют готовность к занятию. Настраиваются на работу. | Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей. | ||
II этап. Актуализация знаний. Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации. | - Сегодня мы вспомним любимые сказки вашего детства, которые написал известный поэт и сказочник. А вы хотите отправиться на экскурсию в дом-музей, где жил этот замечательный поэт? Но для этого вы должны прочитать фразы, которые написаны на ваших пригласительных билетах и узнать произведение, из которого взяты строчки. Попробуем справиться с заданием? А еще вы будете оценивать свою работу на определенных этапах урока. У каждого из вас лежит лист самооценки, где стоит номер и нарисован кружок. Если вы справились с заданием, вам все понятно, то вы будете закрашивать кружок. В конце урока подведем итоги. - Молодцы, ребята. Все справились с заданием и мы отправляемся на экскурсию. А к кому? Вы узнали автора произведений? - Тогда еще одно маленькое испытание. Угадайте, с каким произведением Чуковского мы познакомимся на уроке? Соотнесите слова со схемой и объясните свой выбор. | Учащиеся внимательно слушают учителя и поддерживают диалог. - Да, конечно хотим.
- Мы постараемся прочитать фразы и угадать произведения. Дети читают фразы и называют произведения. (Приложение1. Карточки для индивидуального задания) «Доктор Айболит» «Муха Цокотуха» «Федорино горе» «Мойдодыр» (Открываются картинки с изображением героев. Слайд№1) - Да. Это Корней Чуковский. (Слайд №2) Даются слова: телефон, Федора, Мойдодыр и звуковая схема. (Слайд №3). Учащиеся внимательно смотрят на схему, соотносят со слова-ми и объясняют. - На схеме показано, что слово состоит из трех слогов-слияний, ударение падает на третий слог, в первом и во втором слоге согласные закрашены зеленым, что указывает на | Выбор действий в соответствии с поставленной задачей | Осуществлять смысловое чтение | Адекватное взаимодействие в рамках учебного диалога. |
- Проверим ваш выбор. (Слайд №4) | мягкость согласных звуков, в третьем слоге согласный закрашен синим, что указывает на твердый согласный звук. Подходит слово телефон. | ||||
III этап Формулирование темы и цели урока. Цель-формулировка главной цели урока. | - Ребята, кто назовет тему нашего урока. (На доске появляется название темы урока, портрет К. Чуковского) - Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель. - К. И. Чуковский «Телефон» - Познакомимся с писателем, с его произведением «Телефон», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы. | Целеполагание Умение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу. | Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы | Инициативное сотрудничество. Умение оформлять свои мысли в устной речи |
IV этап. Прогнозирование. Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность. | Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать. - Ребята, во время урока нам нужно будет работать в паре, работать в группе. Как нужно работать, чтобы добиться результата? | Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы. - Не спорить, не кричать. Выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению. | Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция. | Самостоятель- ное формулиро- вание цели | Планирование учебного сотрудничества. |
V этап. Основная часть. Открытие новых знаний. Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач. | - Отправляемся на экскурсию в дом-музей к Корнею Чуковскому. Презентация «В гостях у дедушки Корнея» (Слайд №5, 6) Рассказ учителя о писателе. - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. (Слайд №7) | Внимательно слушают и воспринима- ют рассказ учителя, проявляют интерес. | Анализ объектов | Работа с информацией смысловое чтение. | Согласованно выполняют совместную деятельность. |
- Звали этого человека Корней Чуковский. Он родился 31 марта 1882г. и умер 28 октября 1969г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго еще будут жить. Посмотрим, как жил писатель. Самой нарядной комнатой в доме была столовая. (Слайд №8) Она была оформлена по вкусу жены Чуковского - Марии Борисовны. Стены выкрашены в темно-синий цвет, который очень гармонично подчеркивает красоту мебельного гарнитура из карельской березы. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания – это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Таз для умывания они в шутку называли Мойдодыром. (Слайд №9) Интерьер столовой дополняет бронзовая люстра, картины художников Репина, Коровина, рисунки Григорьева. (Слайд №10) Это библиотека, в которой собрано более 5 тысяч экземпляров книг. (Слайд №11) Одну из стен в библиотеке занимают семейные фотографии, их более 50-ти.(Слайд №12) В доме Чуковского была еще одна очень красивая комната с | Дополнение и расширение имеющихся знаний. | ||||
необычным окном – эркером. В этой комнате в разное время жили сын писателя Николай, внук Дмитрий. Сейчас в этой комнате проводятся выставки, читаются лекции писателям музея. (Слайд №13) Мы попадаем в кабинет писателя и видим его письменный стол. Слева стоит чудо-дерево в миниатюре – подарок учеников одной из московских школ к 80-летию писателя. Под деревом живет фигурка одного из героев Чуковского Бибигона. А еще на столе живут два крокодила: черный – африканский и белый из слоновой кости. Крокодилы это память о старой сказке, благодаря которой Чуковский случайно стал поэтом и сказочником. Дело было так, заболел его маленький сынишка. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик затих и стал слушать. «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Вот так появилась сказка «Крокодил», а Чуковский стал поэтом. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Написал очень много стихов и сказок. | |||||
Прочитаем сообщение о Чуков -ском в учебнике стр.96 | Читают осознанно текст, находят в нем названия знакомых произведений | Осуществление смыслового чтения. | |||
Физминутка. | Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку под музыку. Фиксипелки «Телефон». | Ученики выполняют различные движения под музыку под руководством учителя. Активно участвуют в физкультминутке. | Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движения учителя. | Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих. | |
Продолжение работы над темой. Знакомство с отрывками из сказки Чуковского «Телефон» Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст), дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания. | Учитель предлагает прослушать отрывок из сказки Чуковского «Телефон» в исполнении самого автора. - Следите внимательно за текстом и запоминайте, как читает произведение автор. - Мы услышали полное произведение или отрывок? Как называется такой вид текста? Кто участвует в диалоге? Самостоятельно прочитайте отрывок, подчеркните непонятные слова. Словарная работа. - Значение, каких слов непонят-но? Где это можно узнать, прочитать? (Ученица объясняет значение слова пуд. Старинная единица массы равная 16 кг) Анализируют прочитанный отрывок. | Ученики внимательно слушают голос Чуковского в записи. - Нет, это отрывок. - Это диалог. - В диалоге участвует автор и слон. - Непонятно, что такое пуд. - Можно посмотреть в словаре, поискать в интернете. | Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. | Построение речевого высказывания в устной форме. Осуществление смыслового чтения. | Взаимодействие в рамках сотрудничества. Умение обмениваться мнениями, вести диалог. |
- Откуда звонил слон? С какой просьбой обратился слон к писателю? Для кого слон просил шоколад? Какой был слоненок? А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? Подготовка к выразительному чтению. Работа в парах. - Подготовьтесь выразительно читать по ролям, работая в парах. Договоритесь и распределите роли. - С какой интонацией надо читать слова автора? Что должны передать, читая слова слона? Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Телефон» по ролям. | - Слон звонил от верблюда. Он просил выслать ему шоколада. Для своего сына. Он был еще маленький. - Слон просил шоколада, чтобы порадовать своего слоненка. Ученики договариваются в парах, кто какую роль будет читать. - Слова автора надо читать с вопросительной интонацией в голосе. - В словах слона передать просьбу. Учащиеся читают отрывок по ролям. | Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Определение общей цели и пути её достижения. Умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. | |
VI. Этап. Закрепление знаний и способов действий. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы, содействовать развитию умений определять жанр произведения. | - Ребята, а хотите узнать, с кем ещё беседовал по телефону автор в своем произведении? Давайте посчитаем всех героев-зверей, которые звонили автору. Инсценирование, выразительное чтение, чтение наизусть отрывков из произведения «Телефон». | - Да, нам очень интересно узнать. Учащиеся инсценируют отрывок автор-крокодил, автор-газели, наизусть читают отрывки про зайчишек, мартышек, медведя, выразительно читают отрывки про цапель, про свинью. | |||
- Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то сказкой. Давайте определим жанр произведения. Как вы считаете, это стихотворение? А можно сказать, что это сказка? Почему? Значит это сказка в стихах. Кто сосчитал, сколько зверей позво- нили автору? А зачем звери ему звонили? Помогал ли им писатель? Чему учит эта сказка? А хотели бы вы узнать, чем закончилась сказка? Что для этого надо сделать? Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг Чуковского. - Знакомы ли вы с другими сказками Чуковского? Проверим. - Поработаем в группах и поиграем в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Соедините пары слов линией.(Приложение2 карточки для работы в группе) - Молодцы ребята, вы знаете много произведений Чуковского. А для чего нам нужны получен- ные знания? Когда они могут пригодиться? | - Да, это стихотворение. И это сказка. Звери разговаривают и звонят по телефону. - Из отрывков, которые мы прочитали и прослушали, автору позвонили 10 разных зверей. Звери звонили Чуковскому, чтобы попросить о помощи. Автор чем может им помогает. Сказка учит помогать друг другу, сочувствовать, быть добрыми, любить животных. - Нам интересно узнать, чем закончится сказка. Для этого надо сходить в библиотеку и взять книгу, или воспользоваться интернетом. Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задания на карточках. Группа, которая справилась быстрее, читает получившиеся пары слов. - Чтобы много знать, быть добрыми, рассказывать сказки своим друзьям, а когда вырастим своим детям и внукам. Чтение четверостишия. Хорошие книжки писал дед Корней. Воспитывал взрослых он и детей. Будут и внуки наши и дети. Сказки читать веселые эти. | Использование речи для регуляции своих действий. Составление плана и последовательности действий. | Построение рассуждения, обобщение. Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познава-тельных задач. Умение договариваться о распределе- нии функций и ролей в совмес- тной деятельно- сти. | |
VII этап. Рефлексия. Цель-мобилизация участников на самооценку | Учитель мобилизует учащихся на самооценку. -Какие цели мы ставили в начале урока? Справились? Оцените свою работу на уроке. Кто запомнил, что стояло на рабочем столе у Корнея Чуковского? Мы будем с вами сейчас собирать свое чудо-дерево по результатам вашей работы на уроке. А почему это дерево называлось чудом, что росло на нем? Посмотрите на лист самооценки. Если кружки на всех этапах урока закрашены, значит вы читали, хорошо работали в паре и группе, вам все было понятно на уроке. Вы берете башмачки и вешаете на дерево. Если не все кружки закрашены, были какието затруднения, то берете и вешаете листочек. Если совсем не получилось ничего и ничего непонятно, то берете и вешаете цветочек. - Вот какое нарядное чудо-дерево у нас получилось. Всем спасибо за работу. | Участвуют в беседе. - Познакомиться с поэтом К. Чуковским и его произведением «Телефон», учиться выразительно читать отрывок по ролям. Мы справились со всеми заданиями. - Чудо-дерево назвали потому, что на нем росли не листочки, не цветочки, а чулки и башмаки. Рассматривают листы самооценки, оценивают свою работу, выбирают соответствующий символ и вывешивают на дерево. | Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения. | Осуществление рефлексии способов и условий действий. | Участие в диалоге. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Мир уцелел, потому что смеялся" по рассказу К. И. Чуковского "Телефон".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Образовательная система "Школа 2100"....
Интеллектуально-спортивное развлечение по сказке К.И.Чуковского " Телефон"
Это внеклассное мероприятие можно провести и как урок физкультуры в первом классе. Учащиеся вспоминают произведение К.И.Чуковского "Телефон" и выполняют физические упражнения....
Урок литературного чтения в 1 классе. К.И. Чуковский "Телефон"
Конспект урока литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок по литературному чтению по теме "К.И. Чуковский "Телефон"
Особого внимания заслуживают уроки литературного чтения....
Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России", К.И. Чуковский "Телефон"
Урок проведён в рамках городского семинара для учителей начальных классов. Получил высокую оценку коллег....
Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"
знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),...
Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»
Знакомство учащихся с отрывкам из книги " Серебряный герб"...