" Мир уцелел, потому что смеялся" по рассказу К. И. Чуковского "Телефон".
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе.

Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся»

по рассказу К.И. Чуковского «Телефон».

Цели:

Обучающая:  вызвать интерес к произведению, слову, автору, определить авторское отношение к описываемому.

Развивающая:  развитие речи, работа над накоплением словарного запаса учащихся.

Воспитывающая: воспитание трудолюбия, интереса к учёбе, самовоспитание.

Эпиграф урока.

О, смех - великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

Боясь смеха, человек удерживается от того,

от чего бы не удержала его никакая сила.

Н.В. Гоголь

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

         Я знаю: каждый в классе гений

        Но без труда талант не впрок

        Скрестите шпаги ваших мнений-

        Мы вместе сочиним урок!

                Мои соавторы и судьи,

                Оценкой вас не накажу.

                За странный слог не обессудьте

                А дальше прозой я скажу.

-  Позвольте  мне сообщить о цели своего визита и зачитать официальное обращение к вам, ученикам 4 класса.

- Но что это?

- Что за шутку шутить изволите?

-  Я ищу имена прилагательные. Куда же они подевались?

-  Наверное, высыпались из моего конспекта. Как же выйти из этого положения?

Может вы мне поможете?

- Ну-ка, посмотрите, не закатились ли они под парты.

(Дети из-под парт вынимают карточки с именами прилагательными: стройная, пожилая, умный, храбрый, небесных, синие, трусливое).

-  Я, Назарова Елена Ефремовна, стройная, пожилая учительница прибыла в ваш класс с целью дать храбрый урок словесности.

- Я рада приветствовать небесных гостей и видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, потому не замедляю объявить, что тема нашего урока «Мир уцелел, потому что смеялся».  (Все смеются)

- А почему вы, ребята, смеялись? Что вызвало ваш смех?  (Несоответствие)

- Сегодняшний урок по  рассказу смешному .  Подберите синонимы. (Комическому, юмористическому)

-  А юмор, как вы помните, - добрый смех.

- Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться

( Ведь смеяться не грешно)

Рассмеявшись, докопаться.

Почему нам так смешно.

-  Одну причину мы выяснили:

1.   Несоответствие.

   

Из за двери учительница втаскивает огромный старый чемодан с наклейками «Баунти» и т.д., вновь вызывая смех.

-  А теперь почему вам так смешно?

( Смешно, как вы тащили чемодан. Мы не ждали, что вы это сделаете. Учительница и вдруг приволокла чемодан. Чемодан старый, а наклейки современные)

Значит, смех вызвали:

1.  Несоответствие;

2.  Неожиданность.

-  Вот вам первая загадка:

Что внутри там – горько, сладко?

Или вовсе несъедобно?

Кто ответит мне подробно?

(Ребята фантазируют, называют то, что может быть, по их мнению, в чемодане)

Достаёт учитель предметы – в классе смех.

- Открываем чемодан:

         Диктант, бечёвка и башмак

        Всё лежит не просто так

        И зачем же на урок

        Их учитель приволок?..

 

-  Да, это не просто предметы – это персонажи рассказа К. И. Чуковского  «Телефон», с которым мы познакомились на прошлом уроке.

- А почему я использовала слово приволок?

( Принёс слово без настроения. Приволок – под рифму, складно)

- Замечательно!

  • Почему  К.И. Чуковский назвал свой рассказ “ Телефон»?  
  • Где происходят события описываемые в рассказе?
  • Какие годы описаны?

- На нашей фотовыставке можно видеть, как выглядели гимназисты, школьники 20-50 годов прошлого века. Это ваши прабабушки, прадедушки … и даже учащиеся, которых учила моя мама.

-Какой фрагмент рассказа вызывает смех?

-Давайте его получше вспомним. Из-за чего же произошла беда?

- Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ, что и не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

 

- Что же высмеивает писатель?

( Глупость героев, их невежество)

- Почему автор совсем забыл о телефоне?

( Беда научила его. Ему было стыдно и обидно вспоминать об этом.)

- Чем закончилась телефонная история?

( Чтение от слов  Слепо …  …  четвёртые сутки.)

-Невежество стало причиной драки.

- А как вы думаете, в жизни такое могло случиться?

( Конкретно так – вряд ли.  Автор преувеличил.)

- Зачем же писателю потребовалось такое преувеличение?

( Чтобы высмеять недостатки, пороки.)

-Какой общий недостаток у этих ребят?

( Болезнь)

-Каковы признаки болезни?

( Невежество, грубость, лень.)

- Когда человек болен ему ставят диагноз. Поставим диагноз.

( Лодырит, безнравство.)

- Что же сейчас вызвало смех?

3.  Преувеличение.

Художник слова выбрал такую ситуацию и так её подал, что мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение героев.

- Чем больше мы смеёмся над глупостью, невежеством героев, тем… - продолжите мою фразу!

(… тем больше задумываемся над своим поведением.

… тем меньше хотим на них походить.)

 - Верно, ребята, молодцы. Вы отметили, что смех осуждения вызвали поступки, речь героев.

- Что можно о них сказать?

1.  Поведение Зуева.

2.  Ждали 11 дней.

( Какой рецепт надо выписать?  Рецепт:  учёба, самовоспитание.)

3.  Хороший поступок – жалко Тимошу.

( Герой нуждался в помощи, а ему решили «помочь», привязав верёвочный хвост от бумажного змея. Это не помощь, а унижение.)

Рассказ написан автором от первого лица и вошёл в книгу «Серебряный герб». Написан автором уже в зрелом возрасте.

 -Понятно ли из содержания, как автор относится к своим «героям»?

( Отрицательно, с иронией.)

- По каким признакам можно судить об этом отношении?

-Давайте посмотрим, какими эпитетами он наделил каждого:

На доске

1.  Муня Блохин                                 ….маленький, быстрый.

2.  Бугай                                        … второгодник.

3.  Козельский                                     …  плакса, попрошайка, трус.

4.  Бубенчиковы        …  фамилия их характеризует; шумные, пустые, только звон от них.

5.  Зуев        … набожный.

6.  Тимоша        … отстал, болел тифом, заика.

- Почему автор использует такие грубые слова: губошлёпы, пучеглазые?

( Чтобы передать своё отношение к героям.)

- Это ещё один литературный приём – сниженная  речь – вызывает наш  смех невежеством.

- Докажите невежество и безкультурье?

1.  Как называли директора? (Шестиглазый.)

-  А почему?

( Очевидно, он всех знал, за всеми успевал понаблюдать, обо всех знал, а может и очки носил.)

2.  Как  называют незнакомца?  ( Дубоватый, с топорным лицом.)

3.  Что они обещали рассказчику?  (Взятку в виде изюма, голубей.)

4.  Как «отблагодарили»?

По утверждению Джонатана Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку…

Вот  мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем.

- Какое лекарство можно назначить от этой болезни?

( Учёба, самовоспитание, анализ своих поступков.)

- Герои Чуковского безобразны и потому смешны. А мы уже убедились, чем больше

люди будут смеяться над грубым и глупым героем, тем менее  захотят на него быть

похожими.

- Спасибо! Мы сегодня много смеялись. Почему смех помог миру уцелеть?

« Смех исправляет нравы», и люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Завтра мы продолжим знакомство с творчеством К. И. Чуковского и познакомимся с

отрывками из книги « От двух до пяти»

Домашнее задание:  Назвать произведения для детей, в названии которых  употребляется

слово ТЕЛЕФОН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сперва аз да буки, а потом другие науки».

24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник известен  как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия.К этому дню наш класс подготовил внеклассн...

Потому что рядом мама

Внеклассное мероприятие ко Дню матери. Представлены стихотворения, песни, сценки, загадки к празднику....

Эссе « Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться»

Данное эссе было сочинено для участия в конкурсе ораторского искусства на конкурсе "Учитель года"...

«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие

Внеклассное  мероприятие  посвящено  празднованию Дня  Славянской  письменности  и  культурыЦель  мероприятия:Привитие детям  любви к  род...

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Презентация к празднику 8 марта "Потому что мама рядом."

Данная презентация поможет ровести праздник для мам....

Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив.

Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив....