Урок Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Цель урока: познакомить обучающихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: обучающиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен.
Предметные результаты: обучающиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные – рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Чтение пословиц о трудолюбии, подобранных к этому уроку. (Несколько ответов.)
- Речевая разминка
- Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Колыбельная.)
Баю, кукла, баю-бай.
Завтра в школу маме.
Ты сегодня не играй,
Спи, не будь упрямой.
Спи, хорошая, усни –
Сон придет веселый,
Куклы – малые они
И не ходят в школу.
- Прочитайте медленно.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте скороговоркой.
- Прочитайте выразительно.
- Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
- На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Прочитать только русские буквы.)
- Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские буквы).
SУWCTNIHOE HWISAPLODДHISOE
VTSBOLPЧSECSWITBHOS.
(Дети читают, учитель записывает ниже или выставляет карточки со словами: «Устное народное творчество».)
- Это название раздела учебника, который мы будем сегодня изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)
- Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)
- Работа по теме урока
В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.
- Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)
А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
- Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)
- Физкультминутка
(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)
Зайка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Приставить кисти рук к голове – изобразить ушки.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Потереть предплечья.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Прыжки на месте.)
Кто-то зайку напугал -
Зайка прыг - и убежал.
(Сесть за парту.)
- Продолжение работы по теме урока
- Чтение песен о солнышке, весне
Солнышко-ведрышко,
Прогляни, посвети
На веточку зеленую,
На яблоньку высокую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!
Весна-красна,
На чем пришла?
- На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
- А мы весну ждали,
Клочки допрядали.
Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Уж вы жните, жните,
Жните, не ленитесь.
А обжавши нивку,
Пойте, веселитесь!
Дождик, дождик, посильней,
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома.
- Знакомство с песнями в учебнике
(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)
- Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.
- Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)
- Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.
- Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18-19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)
- Кто из вас помнит, какие песни пели вам?
- Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были в колыбельных песнях? Найдите их.
- Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации на с. 16-20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)
Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах – мастерских – за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.
- Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел …
- Подведение итогов урока
- С какими жанрами народного творчества познакомились на уроке?
- В какие времена пели эти песни?
- Какая из них вам особенно понравилась?
Домашнее задание
- Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.
- Попробовать сочинить колыбельную песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....