Разработка урока
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока литературного чтения
в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
по теме: «Тайны загадок»
Тема: Тайны загадок
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся
по знакомству с приёмом «сравнение», с игровым характером малых
жанров фольклора – загадкой
Задачи:
Предметные УУД: научить сочинять загадки; находить средства художественной выразительности в тексте
Метапредметные УУД: содействовать формированию УУД
а) регулятивные – принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий;
б) познавательные – выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
в) коммуникативные – принимать участие в общении на уроке.
Личностные УУД: проявлять интерес к чтению, осуществлять позитивную самооценку.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» Н.А.Чураковой, тетрадь «Литературное чтение», рисунок учёного кота, иллюстрация «Мудрой книги», иллюстрации предметных картинок – отгадок.
Сценарий урока
I Организационный момент
Начинаем наш урок.
Предьявите-ка улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучающих мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!
II Актуализация опорных знаний
Выразительное чтение считалок.
- Кот учёный ждёт от вас интересных считалок. Это и будет ваш билет.
III Введение в тему.
- Наше путешествие через огороды Бабы-яги продолжается.
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки.
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
- Прочитайте загадки, записанные на доске. Нарисуйте отгадки.
Золотисто – жёлтый днём,
Он зелёный вечером.
Подожди неделю –
Станет белый-белый.
Ещё подождёшь –
Только лысинку найдёшь!
Есть один такой цветок –
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка –
Был цветок – и нет цветка.
- Какие слова в загадках помогли их отгадать?
- Выставка рисунков – отгадок учащихся.
IV Определение темы и цели урока.
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи.
А вот и одуванчики! Целое поле.
Кто здесь живёт?
Не зверь, не птица,
Живут загадки для ребят,
Смотрите, выстроились в ряд.
-Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Работа в тетради (с.9, №2).
- Вот какие одуванчики пушистые, в нарядных платьицах, живут на огородах Бабы–яги.
Одуванчик – цветок–загадка. Он весь окутан тайной. Сегодня он приглашает нас на свою поляну. Если вы будете хорошо работать, одуванчики откроют вам тайну загадок.
V Изучение нового материала.
1. Дыхательная гимнастика.
Правильно дышать – это значит:
а) незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны);
б) вовремя «запасаться» воздухом;
в) плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.
* «Задуй свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
*Чтение чистоговорок.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ать –ать – ать – мы пойдём гулять.
2. Отработка навыка чтения. Работа в тетради (с.9, №1).
- Прочитайте слова по строчкам сначала медленно, а потом быстро.
Индивидуальная работа.
Прочитать загадки и найти отгадки.
Угадай – ка, угадай - ка,
Интересная игра.
Есть ещё у нас загадки,
Их разгадывать пора!
Загадки. Красная Матрёшка,
Беленькое сердечко. (Малина)
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву.
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву.
Примечание. Если нет правильного ответа, то проводится работа над осмыслением загадки.
Физкультминутка
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте)
Надувает жёлтый шар. (Дети дуют и разводят руками)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)
Что это за шар? (Солнце)
3.Работа по учебнику (с. 14-15)
- А вот и Кот.
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки.
Кто смышлёней – поглядим!
- Прочитайте загадки. Отгадайте.
(Отгадки: лук, капуста, огурцы, гриб, капуста, земляника, лук)
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
- Рассмотрите иллюстрации. Они помогли вам разгадать загадки?
4.Исследовательская работа.
Познавательные УУД: анализ объектов, выделение существенных признаков;
выявление особенностей загадок: использование приёма олицетворения.
Коммуникативные УУД: через общение прийти к пониманию того, что один и тот же текст можно считать и дразнилкой, и загадкой.
- Представьте, что вы учёные. Как в загадках представлены лук, огурцы, земляника, капуста? (Растениям даны имена людей)
- Как вы думаете, почему им даны имена людей?
(Человек живёт в мире природы, он сам её часть, поэтому всё, что окружает человека, он воспринимает как живое, а имена, которые он даёт различным предметам, делают их похожими на людей.)
- По каким признакам вы нашли отгадки? (Ответы детей)
- Вам нравится отгадывать загадки? Почему?
- Что же такое загадка? Посмотрите на обложку «Мудрой книги» (иллюстрация на доске). Маша и Миша читают об этом в «Мудрой книге», которую им дал Кот учёный. Давайте узнаем, что в ней написано.
5.Работа по вопросам учебника (с.16)
Регулятивные УУД: контроль (и самоконтроль) результатов учебной деятельности.
- Какие загадки про одно и то же? (1 и 7, 2 и 5)
- Можно ли спутать загадки про лук с загадками про капусту? Почему?
(Спутать можно, так как «сорок пелёнок» (лук) – «семь полушубок» (капуста). У этих овощей много листьев и чешуек.)
Коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника, обосновать ответ словами из текста.
- Некоторые загадки похожи на дразнилки. Вы согласитесь с Мишей?
(В дразнилках говорится о людях, высмеиваются их недостатки. В загадках растения имеют имена: земляника – Татьяна, капуста – Мишутка, гриб – Кондрат, лук – Егорушка)
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже,
Наклонились, ну-ка, ну-ка! Так давайте ей поможем,
Распрямились, потянулись, Вправо, влево, раз и два,
А теперь назад прогнулись. Думай, думай, голова.
Разминаем руки, плечи, Хоть зарядка коротка,
Чтоб сидеть нам было легче Отдохнули мы слегка.
И совсем не уставать.
6.Работа в тетради (с.10, №3)
Баба-яга. Я сюда пешком пришла,
Метлу с собою принесла.
Время зря я не теряла –
Для вас загадки собирала.
Из каждого кармана
Загадки я достану,
Загадывать вам стану.
- Трудные загадки у Бабы-яги? Что помогло вам найти отгадки?
(1 – солнце, 2 – солнце, 3 – печка)
- Соедините попарно картинки – отгадки.
- С какими предметами сравниваются отгадки?
- Какое сравнение вам кажется самым удачным?
-В какой загадке говорится о природном явлении как о человеке?
7.Сочинение загадок.
Предметные УУД: умение сочинять загадки
- Попробуем вместе сочинить загадки про одуванчик. Я вам говорю первую строчку, а вы попробуете продолжить.
Держит девочка в руке …
(Облачко на стебельке)
В огороде у дорожки …
(Стоит солнышко на ножке)
VI Итог урока
- Какую тайну загадок вы сегодня раскрыли?
VII Рефлексия
- Что интересного вы узнали о загадках?
- Что сегодня у вас получилось?
- Что расскажете дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...