Урок литературного чтения - 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
1. Тема: Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»
УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnoe_chtenie_3_klass_kalmykova_m.k.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Краснодонская основная общеобразовательная школа
Ростовской области, Волгодонского района
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
«Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»
подготовила
учитель начальных классов
Калмыкова Марина Константиновна
п. Краснодонский
2014 г.
Конспект урока
- Тема: Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»
УМК «Перспективная начальная школа»
2. Предмет: литературное чтение
3. Класс: 3
4. Автор разработки: Калмыкова Мрина Константиновна, учитель начальных классов
5. Образовательное учреждение: МБОУ: Краснодонская ООШ
6. Город/муниципальный район: п. Краснодонский, Волгодонской район, Ростовская область.
7. Краткое описание. При определении целей урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Включение учащихся в учебный процесс: выборочное чтение, работа в парах, постановка проблемной ситуации.
8. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
9. Форма организации: урок.
10. Представление о результатах:
Личностные результаты: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты: умение принимать и сохранять цель урока;
Умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
Овладение основами коммуникативной деятельности;
Умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные результаты: формирование необходимого уровня читательской компетенции;
Овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
11. Цели урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с произведениями русских писателей о детях;
- выяснить, что в сказке и в рассказе для того, чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок и преодолеть препятствия;
- обсудить черты сходства и различия между героем сказки и рассказа;
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с художественным текстом;
- учить осмыслению жизненной ситуации, формировать моральную оценку и правильность поступка;
- развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
- содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к животным, доброту, умение чувствовать красоту слова;
- воспитывать чувство толерантности.
Оборудование: учебники «Литературное чтение» ч.2, Н.А. Чуракова, проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Встанем ровно и красиво.
Повернись к соседу слева, повернись соседу справа.
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
- Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания. Рисунки к фрагменту 2 части произведения.
Опрос 4-5 учащихся.
- Постановка цели урока.
- Над каким произведением работаем? Какова цель урока? (продолжим знакомство с произведением)
- Сегодня заканчиваем работу над произведением. СЛАЙД 2
- Работа по теме урока. Анализ художественного произведения.
- Постановка проблемы.
Учитель зачитывает диалог членов клуба «Ключ и заря» стр. 125
- Ребятам (Мише, Маше, Косте – героям учебника) понравился Тёма. А вам?
- Как Тёма поступил? (совершил хороший поступок, чтобы спасти животное)
- Легко ли ему было? (трудно преодолеть препятствия)
2. Работа в парах.
- Работая в парах, найдите во второй части рассказа описание колодца. Вставь пропущенные слова.
(Учащиеся работают на листочках.)
Фонарь тускло освещал ___________ сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его _________ , и наконец осветил самое дно.
Мягко сверкнула перед Темой в ____________ глубине мрака _____________ гладь ________ поверхности, тесно обросшая со всех сторон ______________ стенками ____________________ сруба.
Каким-то _______ _________ пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся, _____________ глади.
Зачитываются ответы.
- Что мы узнаём из описания колодца? (старый, гнилой, неприятный запах гнили)
3. Выборочное чтение.
- Тёма решил две непростые задачи: спустился в колодец и выбрался обратно. С какими трудностями он сталкивается по пути вниз и как он их преодолевает? Найдите и зачитайте нужные строки. (вонь, смрад – отвратительный запах; страх, как бы не задохнуться)
- Что помогает ему в этом? (Спокойствие и уверенность. Жучка успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию).
- Найдите и зачитайте фрагмент, в котором описывается путь наверх. (Не теряя времени …)
- Что мешало Тёме подниматься наверх? Постарайтесь найти все причины. (нужен воздух, силы, сердце сжимается тоской: он чувствует, что не долезет).
- Какие чувства он испытывал? (чувства одиночества, бессилия, сознания гибели).
Физминутка. Проводят подготовленные ученики.
- Зачем мальчик разговаривает вслух сам с собой? (чтобы преодолеть свой страх)
- Почему вспоминает родителей? Зачитайте. (Он пытается преуменьшить опасность, сравнивая с ситуацией, в которой побывал его отец; он хочет, чтобы родители им гордились)
- Какова главная причина того, что Тёма справился с непростой задачей: вылез из колодца сам и спас Жучку? (любовь к собачке, чувство жалости, ЛЮБЯЩАЯ ДУША)
- Мнения членов клуба разделилось. Давайте его прочитаем. Стр. 125.
- А вы как думаете? (Ум, ловкость, мужество помогли преодолеть все препятствия, но самое главное любовь к Жучке).
4. Обсуждение: Герой сказки – кто он? ИКТ (СЛАЙД 3)
- Анишит Йокоповна просит подумать над вопросом: Поведение Тёмы похоже на поведение героя сказки? (СЛАЙД 4)
- Вернёмся к плакату летучей Мыши (СЛАЙД 5).
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Вывод: Тёма ведёт себя так же, как сказочный герой, он:
- Уходит из дома навстречу опасностям и трудностям;
- Преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему по дороге;
- Возвращается домой повзрослевший и поумневший.
- В чём различие между героем сказки и героем рассказа? (ВЫВОД: поведение героя в сказке подчиняется правилам и традициям сказок, а в рассказе – поведение зависит от его внутреннего мира.)
ВЫВОД на экране. (СЛАЙД 6 )
- Итог урока. (СЛАЙД 7)
- С каким произведением мы познакомились?
- Какова его главная мысль? (Любовь помогает преодолевать все трудности и опасности)
- Как вы думаете, почему это произведение помещено в главу «Как рождается герой»? (Тёма герой, совершил хороший (смелый) поступок)
- Вы хотели бы иметь такого друга?
- Можно ли поступок Тёмы назвать подвигом?
- Рефлексия учебной деятельности. (СЛАЙД 8)
- Давайте ещё раз посмотрим на портрет Николая Георгиевича Гарина – Михайловского. Он был человеком: добрым, подвижным, много путешествовал; красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые; любил животных)
- Что полезного для себя вы взяли, познакомившись с произведением «Детство Тёмы»?
- Мы прочитали только отрывок из рассказа «Детство Тёмы», если вам интересно, какие приключения происходили с Тёмой, вы можете прочитать его полностью – посетив библиотеку.
- Домашнее задание. (СЛАЙД 9)
Написать мини – сочинение «Подвиг Тёмы», которое начиналось бы так «Я считаю, что Тёма совершил подвиг, потому что …»
- Выставление отметок. Анализ работы учащихся на уроке.
Молодцы! Спасибо за урок!
Список используемой литературы
1. В.В.Захарова . Литературное чтение: Методическое пособие для учителя, 3 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2012, к учебнику Н.А.Чураковой
2. Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник, 3 класс - М.: Академкнига/Учебник, 2013
Интернет-ресурсы:
1. http://pedsovet.org
2. http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....