Урок литературного чтения - 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Калмыкова Марина Константиновна

1.     Тема:  Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

    УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Краснодонская основная общеобразовательная школа

Ростовской области, Волгодонского района

Конспект урока по литературному чтению
3 класс


«Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

подготовила

учитель начальных классов

Калмыкова Марина Константиновна

п. Краснодонский

 2014 г.

                                        Конспект урока

  1. Тема:  Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

    УМК «Перспективная начальная школа»

2. Предмет: литературное чтение

3. Класс: 3

4. Автор разработки: Калмыкова Мрина Константиновна, учитель начальных классов

5. Образовательное учреждение: МБОУ: Краснодонская ООШ

6. Город/муниципальный район: п. Краснодонский, Волгодонской район, Ростовская область.

7. Краткое описание. При определении целей урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Включение учащихся в учебный процесс: выборочное чтение, работа в парах, постановка проблемной ситуации.

8. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

9. Форма организации: урок.

10. Представление о результатах:

     Личностные результаты: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

      Метапредметные результаты: умение принимать и сохранять цель урока;

Умение высказывать и пояснять свою точку зрения;

Овладение основами коммуникативной деятельности;

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

      Предметные результаты: формирование необходимого уровня читательской компетенции;

Овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

11. Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с произведениями русских писателей о детях;
  • выяснить, что в сказке и в рассказе для того, чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок и преодолеть препятствия;
  • обсудить черты сходства и различия между героем сказки и рассказа;

Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с художественным текстом;
  • учить осмыслению жизненной ситуации, формировать моральную оценку и правильность поступка;
  • развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к животным, доброту, умение чувствовать красоту слова;
  • воспитывать чувство толерантности.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» ч.2, Н.А. Чуракова, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Встанем ровно и красиво.

Повернись к соседу слева, повернись соседу справа.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

  1. Актуализация знаний.
  1. Проверка домашнего задания. Рисунки к фрагменту 2 части произведения.

Опрос 4-5 учащихся.

  1. Постановка цели урока.

- Над каким произведением работаем? Какова цель  урока? (продолжим знакомство с произведением)

- Сегодня заканчиваем работу над произведением.     СЛАЙД 2

  1. Работа по теме урока. Анализ художественного произведения.
  1. Постановка проблемы.

Учитель зачитывает диалог членов клуба «Ключ и заря»  стр. 125

- Ребятам (Мише, Маше, Косте – героям учебника) понравился Тёма. А вам?

- Как Тёма поступил? (совершил хороший поступок, чтобы спасти животное)

- Легко ли ему было? (трудно преодолеть препятствия)

2. Работа в парах.

- Работая в парах, найдите во второй части  рассказа описание колодца. Вставь пропущенные слова.

(Учащиеся работают на листочках.)

Фонарь тускло освещал ___________ сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его _________ , и наконец осветил самое дно.

Мягко сверкнула перед Темой в ____________ глубине мрака _____________   гладь ________ поверхности, тесно обросшая со всех сторон ______________ стенками ____________________ сруба.

Каким-то _______ _________ пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся, _____________ глади.

      Зачитываются ответы.

- Что мы узнаём из описания колодца? (старый, гнилой, неприятный запах гнили)

3. Выборочное чтение.

- Тёма решил две непростые задачи: спустился в колодец и выбрался обратно. С какими трудностями он сталкивается по пути вниз и как он их преодолевает? Найдите и зачитайте нужные строки. (вонь, смрад – отвратительный запах; страх, как бы не задохнуться)

- Что помогает ему в этом? (Спокойствие и уверенность. Жучка успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию).

- Найдите и зачитайте фрагмент, в котором описывается путь наверх. (Не теряя времени …)

- Что мешало Тёме подниматься наверх? Постарайтесь найти все причины. (нужен воздух, силы, сердце сжимается тоской: он чувствует, что не долезет).

- Какие чувства он испытывал? (чувства одиночества, бессилия, сознания гибели).

Физминутка.    Проводят подготовленные ученики.

- Зачем мальчик разговаривает вслух сам с собой? (чтобы преодолеть свой страх)

- Почему вспоминает родителей? Зачитайте. (Он пытается преуменьшить опасность, сравнивая с ситуацией, в которой побывал его отец; он хочет, чтобы родители им гордились)

- Какова главная причина того, что Тёма справился с непростой задачей: вылез из колодца сам и спас Жучку? (любовь к собачке, чувство жалости, ЛЮБЯЩАЯ ДУША)

- Мнения членов клуба разделилось. Давайте его прочитаем. Стр. 125.

- А вы как думаете? (Ум, ловкость, мужество помогли преодолеть все препятствия, но самое главное любовь к Жучке).

4. Обсуждение:  Герой сказки – кто он?       ИКТ (СЛАЙД  3)

- Анишит Йокоповна просит подумать над вопросом: Поведение Тёмы похоже на поведение героя сказки?   (СЛАЙД 4)

- Вернёмся к плакату летучей Мыши (СЛАЙД  5).  

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Вывод: Тёма ведёт себя  так же, как сказочный герой, он:

  • Уходит из дома навстречу опасностям и трудностям;
  • Преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему по дороге;
  • Возвращается домой повзрослевший и поумневший.

- В чём различие между героем сказки и героем рассказа? (ВЫВОД: поведение героя в сказке подчиняется правилам и традициям сказок, а в рассказе – поведение зависит от его внутреннего мира.)

ВЫВОД на экране. (СЛАЙД 6 )

  1. Итог урока.           (СЛАЙД  7)

- С каким произведением мы познакомились?

- Какова его главная мысль? (Любовь помогает преодолевать все трудности и опасности)

- Как вы думаете, почему это произведение помещено в главу «Как рождается герой»? (Тёма герой, совершил хороший (смелый)  поступок)

- Вы хотели бы иметь такого друга?

- Можно ли поступок Тёмы назвать подвигом?

  1. Рефлексия учебной деятельности.  (СЛАЙД   8)

- Давайте ещё раз посмотрим на  портрет Николая Георгиевича Гарина – Михайловского. Он был человеком: добрым, подвижным, много путешествовал;  красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые; любил животных)

- Что полезного для себя вы взяли, познакомившись с произведением «Детство Тёмы»?

- Мы прочитали только отрывок из рассказа «Детство Тёмы», если вам интересно, какие приключения происходили с Тёмой, вы можете прочитать его полностью – посетив библиотеку.

  1. Домашнее задание.  (СЛАЙД  9)

Написать мини – сочинение «Подвиг Тёмы», которое начиналось бы так «Я считаю, что Тёма совершил подвиг, потому что …»

  1. Выставление отметок. Анализ работы учащихся на уроке.

Молодцы! Спасибо за урок!

Список используемой литературы

 

1. В.В.Захарова . Литературное чтение:  Методическое пособие для учителя, 3 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2012, к учебнику Н.А.Чураковой

2. Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник, 3 класс - М.: Академкнига/Учебник, 2013

Интернет-ресурсы:

1. http://pedsovet.org

2. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...