Конспект урока по литературному чтению.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Страна Считалия" с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_v_1_klasse.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Б. Заходер « Страна Считалия»
I. Дидактическая цель:
Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».
II. Задачи:
Обучающие:
Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса; знакомить с самым любимым детьми писателем.
Развивающие:
Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
Воспитывающие:
Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
Здоровьесберегающая:
Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемая методическая литература:
Методические рекомендации к учебнику Л. Ф. Климановой «Азбука» 2 часть;
«Жемчужины народной мудрости» Г.Н.Тубельская;
«Игра в рифмы» В.Волина
«Литература и фантазия» Л.Е. Стрельцова.
Используемое оборудование:
Учебник Л. Ф. Климанова «Азбука» 2 часть;
Проектор
Интерактивная доска
иллюстрированные детьми пословицы;
корзинки (нарисованные на листочках).
Краткое описание: Актуализируем знания первоклассников о фольклорных жанрах. Знакомим с известным с детства писателем, переводчиком Б. Заходером. Делаем всё это играя.
Ход урока:
Высказывания на доске:
«Берегись такого слова, которое разъединяет людей»
Л. Толстой.
«Словом можно убить… Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить»
В. Шефнер.
I.Организационный момент.
- Психологический настрой.
Знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась
- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.
- Готовим к работе артикуляционный аппарат.
- «Читалочка».
II Актуализация знаний.
- Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке? («Волшебство слова»).
Слова бывают очень разные:
Слова, как блёклая листва…
Слова ненужные и праздные,
Бывают глупые слова.
Слова красивые и звучные,
Слова, где мудрости родник,
Слова, поникшие и скучные,
Как раненого сердца крик.
Слова любви, печали, ревности,
Горящие, как фонари,
Давным-давно с глубокой древности
Их собирали в словари.
Но есть и те, что недосказаны,
Хотелось, и не мог сказать -
Они с душой и сердцем связаны,
Их в словаре не отыскать
Они сто раз не повторяются,
Как будто стертое клише,
В одной душе они рождаются,
Чтоб умереть в другой душе.
Слова бывают разные:
Нежные, страстные,
Ласковые, сильные,
Словом любвеобильные.
Также бывают дерзкие,
Противные и мерзкие.
Встречаются даже сложные,
Не всем языкам гожие.
Слова бывают: известные,
Точные, ясные, честные.
Часто встречаются глупые,
Ещё никому не доступные.
Может даже холодные,
А может и голодные.
Слова встречаются страшные,
Темные и очень ужасные.
Все мы мыслим по-своему,
Словами бросаемся в голову.
- На прошлом уроке мы говорили о слове, о его великой силе. Подберите слова, которые несут добро и любовь, скрепляют узы дружбы, врачуют и поднимают наше настроение.
- Мне очень хотелось бы, что бы это холодное и голое дерево расцвело с вашей помощью, тем более среди нас есть люди, которым это очень необходимо. На одной стороне вашего листка напишите адресата, а на другой свои слова. О чем будет ваше Слово, знать будут только тот, кому вы напишите, но я хочу, чтобы вы вложили душу в ваши слова. Мы можем делать слова добрыми, душевными, и в наших силах сделать так, чтобы за каждым словом стояло хорошее дело.
Дети пишут слова и крепят листочек к дереву.
- А ещё мы хотим показать вам сказку, о том, как важны слова.
(Дети инсценируют стихотворение И. Токмаковой «Кукареку».)
Захотел Петушок
Сочинить стишок,
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось,
Ничего от него не осталось:
Ни ку, ни ка, ни ре…
Увидал он Хрюшку во дворе.
— Хрюшка, — говорит Петушок,-
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Хрюшка головой покачала:
— Нет, кукареку я не встречала.
Не печалься, тебе я хрю-хрю
Вместо него подарю.
Говорит Петушок:
— Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Собрался Петушок,
Взял дорожный мешок
И пошёл шагать -
Пропажу искать.
Видит — навстречу Кошка,
Кошка идёт, мягконожка.
— Кошка, — говорит Петушок,-
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Кошка головой покачала:
— Нет, кукареку я не встречала.
Не грусти, я тебе удружу -
Мяу-мяу тебе одолжу.
Говорит Петушок:
— Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Вздохнул Петушок,
Подтянул ремешок,
До реки дошагал -
Очень устал.
Видит — скачет Лягушка,
Известная всем болтушка.
— Лягушка, — говорит Петушок,-
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Лягушка головой покачала:
— Нет, кукареку я не встречала.
Ты возьми себе лучше ква-ква -
Для стихов неплохие слова.
Говорит Петушок:
— Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Грустный Петушок
Срезал посошок,
На закат взглянул,
Домой повернул.
Дома ужин ждёт,
Дома — детки.
Глядь — на крылечке Наседка.
— Муженёк, — кричит, — я так устала,
Всё кукареку твоё искала!
Утащили его цыплята,
Непослушные наши ребята,
Целый день с ним они провозились,
Говорят — кукарекать учились.
Впредь храни ты его аккуратно,
А теперь получай обратно!
Тут Петушок
Сочинил стишок:
Написал — кукареку!
И ещё кукареку!
И третью строку -
кукареку!
III Сообщение темы, цели.
-Ребята, вспомним, какие жанры устного народного творчества вы уже изучили?
- К какому из изученных жанров вы отнесёте это произведение?
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит,
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи!
- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из фольклорных жанров: считалке и писателе, знакомом каждому из вас с детства.
-Что вы ждёте от урока?
-Поставьте для себя цели на урок. (На доске слова: Знать Уметь Применять).
- Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют).
- Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать).
- Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома).
- Кто ставит для себя выполнить все три цели?
- Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями. Цели поставили, теперь нужно их выполнять.
-Для чего нужны считалки? (Помочь сосчитаться, распределить роли в игре.)
- А если бы считалок не было? (Было бы труднее распределять роли. Кто-нибудь стал бы обижаться, ссориться. А считалка - хорошее средство для справедливого выбора, кому водить. Она помогает сделать этот выбор без слез, без ссор.)
- Вот какую сложную жизненную задачу выполняет простенькая считалка. Она помогает весело выяснить, кому водить, распределить роли в игре. - Считалка не всегда была связана с детской игрой. Считалка пришла к нам из глубокой древности. Ее сочиняли взрослые люди и совсем не для детских игр.
- Для чего взрослым людям понадобилась считалка?(Предположения детей)
- В те далекие времена многие виды работы были не только очень трудны, но часто и опасны для жизни. Но кто-то все равно должен был делать опасную работу. Кто же? Вот тут-то люди и придумали считалку, которую и использовали как способ распределения работы. В те далекие времена люди чувствовали значительно большую зависимость от природы, чем мы. Они приписывали природе человеческие свойства - способность делать людям добро или причинять зло. Они верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, употребляли специальные «тайные» слова, заменявшие обычные, чтобы зверь не понял. Вот старинная считалка, состоящая из слов, которые кажутся нам бессмысленными:
Ази, двази,
Тризи, зизи,
Пятом, мятом,
Шума, рума,
Дуба, крест.
- Древние люди очень верили в силу слова, поэтому считалка была близка к заклинанию.
- Позже, когда человеческая жизнь очень изменилась, когда люди перестали бояться природы, когда открыли многие ее законы, когда труд стал более безопасным, считалка перешла в детскую игру ,и стала помогать детям распределять игровые роли, да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых – «детских» текстов:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
- Итак, мы выяснили назначение считалки, это первый секрет.
- Прочитайте считалки и скажите, что есть в считалках, чего нет в других жанрах. (Читают считалки. Находят особые слова: «тебе водить», «я водить не буду», «тот и вон пойдет», «начинаешь ты», «ну-ка, Машенька, води!», «соколик, вон».)
Тики - таки, тики - таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить!
- Мы узнали важный секрет считалки - в ней должны быть особые слова, которые очень-очень нужны считалке.
-Где находятся эти слова? ( в конце)
- Значит, в считалке очень важен конец, здесь часто встречаются слова, определяющие действие, предлагающие тому, на ком кончился счет, выйти из круга или кому водить.
- А начало? Какое оно бывает?(Начинается со счета, с цифр, некоторые-с каких-то забавных выдуманных слов.)
-Как надо считать?
- Ритм это главное в считалке.
- Что такое ритм? (Равномерное чередование каких-н. элементов. В считалке это чередование ударных и безударных слогов.)
-Совпадает ли количество ударных слогов в нашей считалке?
- Сколько слогов в каждой строчке?
-Посчитайте ударные слоги в каждой строчке.
Физминутка.
- Послушала я вас и задумалась, зачем вы рукой показываете друг на друга, когда произносите считалку? (Чтобы было четко и честно узнать, кто будет водить, а кто выйдет)
- А если убрать руки? (Без рук нельзя. Надо рукой показывать на каждого по очереди, когда слово произносишь. )
- Значит, между словами и жестами есть связь. (Одно слово - один жест, один слог – один жест.)
- А чем считалка похожа на стихи?
- В считалке есть рифма. Еще один секрет. Рифма
-Итак, какие секреты считалки вы открыли?
- Один из писателей знакомый каждому всё время играет с нами словами.
- Борис Владимирович Заходер.
- Отец Бориса Заходера был человеком образованным, окончил юридический факультет Московского университета. Он любил русскую литературу: Пушкина, Лермонтова, Бунина.
Мать Заходера знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык.
Как почти всякий ребенок из интеллигентной семьи, он получил домашнее музыкальное образование.
Обладая прекрасной памятью, Борис запоминал и цитировал наизусть целые страницы текста, чем поражал своих сверстников.
Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.
Стихи и сказки Бориса Заходера, веселые, умные, ироничные.
Герои Заходера – самые разнообразные персонажи: забавные малыши, озорные школьники, буквы алфавита, глобус, но чаще всего животные – всем известные звери, экзотические животные дальних стран, абсолютно фантастические существа.
IV Работа со стихотворением Б. Заходера « Считалия»
- А как бы назвали волшебную страну, в которой живут все считалочки?
- Стр. 110 название темы.
- Составить схему предложения.
Чтение авторского текста (или просмотр мультфильма).
Из окошка мне видна
Расчудесная Страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки...
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ -
И вот уже вы там, как дома!
Все так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
И Мост, Дорога и Река -
Здесь ехал Грека через Реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через Мост -
Четыре лапы, пятый - хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нес ведро воды...
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днем и ночью.
А на нем,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные...
А ты кем будешь? Выбирай!
Здесь - аты-баты, аты-баты! -
Не на войну, а на базар
Шагают добрые Солдаты
И покупают самовар,
Здесь за стеклянными дверями -
Веселый Попка с Пирогами.
Он пироги не продает,
А так ребятам раздает...
И счастье даром здесь дается!
А горе - если иногда
Посмеет заглянуть сюда -
Надолго здесь не остается:
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь - в самой маленькой корзинке
Все, что угодно для души!
Да, все - буквально все на свете!
И то, чего не видел свет!
И разве только смерти нет -
Ее не принимают дети...
(Здесь иногда в нее играют,
Поскольку здесь - не то, что тут
Лишь понарошку умирают,
По-настоящему живут!)
Здесь и не то еще бывает:
На небо месяц выплывает,
А вслед за ним встает Луна...
Здесь Мальчик Девочке - слуга!
Здесь своеволие в почете,
Но строго властвует закон,
И - если нет ошибки в счете -
Послушно все выходят вон...
И я здесь побывал когда-то...
И, повинуясь счету лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
Мне вход закрыт бесповоротно,
Хотя из каждого двора
Так беззаботно и свободно
Сюда вбегает детвора,
Хоть нет границы, нет ограды,
Хотя сюда - рукой подать,
И может статься, были б рады
Меня здесь снова повидать...
Б). Работа с текстом во время чтение стихотворения вслух.
- Почему автор называет Считалию «краем чудес»?
В)Чтение по строфам вслух и беседа по ходу. 1-я строфа.
Из окошка мне видна
Расчудесная Страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки...
-Когда можно попасть в страну «Считалию»??
- Составить звуковые схемы слов «прятки», «салочки».
- Подчеркнуть буквы нужным цветом в 1 и 2 стр.
- Прочитайте дальше.
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ -
И вот уже вы там, как дома!
Все так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
И Мост, Дорога и Река -
Здесь ехал Грека через Реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через Мост -
Четыре лапы, пятый - хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нес ведро воды...
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днем и ночью.
А на нем,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные...
А ты кем будешь? Выбирай!
- Герои каких считалок вам знакомы?
- Посчитайте количество букв и звуков в строчке про зайца.
- Стр. 111.
- Прочитаем дальше.
Здесь - аты-баты, аты-баты! -
Не на войну, а на базар
Шагают добрые Солдаты
И покупают самовар,
-Что вы представляли себе, читая эти строфы?
-Почему солдаты добрые?
- Читаем дальше.
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь - в самой маленькой корзинке
Все, что угодно для души
- Как понимаете 1-ю строчку? (Считалки - это игра, это детство, радость. Дети в игре забывают свои беды. Там, где веселье, нет места горю.)
И я здесь побывал когда-то...
И, повинуясь счету лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
- Почему автору этого произведения нет возврата в страну Считалию?
- Представьте себе страну Считалию. Нарисуйте её словесно.
VI Итог урока.
- Какие цели вы ставили перед собой?
- Какие секреты считалок вы смогли узнать?
Домашнее задание.
- Прочитать считалки на карточке, проиллюстрировать, в 1 - разделить слова на слоги, поставить ударение, во 2 - подчеркнуть буквы нужным цветом.
Тики - таки, тики - таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить.
Выходи, тебе водить!
Из окошка мне видна
Расчудесная Страна,
Где живут Считалочки.
Каждый там не раз бывал,
Кто когда-нибудь играл
В прятки или в салочки...
Сам Заяц Белый вас встречает,
Как будто в вас души не чает.
Неутомимо, в сотый раз
Он повторяет свой рассказ -
И вот уже вы там, как дома!
Все так привычно, так знакомо:
И многошумный Лес Дубовый
(Хотя он здесь шумит века,
Но с виду он совсем как новый),
И Мост, Дорога и Река -
Здесь ехал Грека через Реку
И сунул руку в реку Грека.
Тут шла Собака через Мост -
Четыре лапы, пятый - хвост!
Вот знаменитые Вареники
(Их ели Энеке и Бенеке);
Там, помнится, Кады-Мады
Корове нес ведро воды...
А вот Крылечко Золотое,
Горячим солнцем залитое
И днем и ночью.
А на нем,
Набегавшись, сидят рядком,
Сидят, обнявшись, как родные,
Цари, Сапожники, Портные...
А ты кем будешь? Выбирай!
Здесь - аты-баты, аты-баты! -
Не на войну, а на базар
Шагают добрые Солдаты
И покупают самовар,
Ведь здесь и горе не беда!
Здесь весело блестят слезинки,
Здесь плачут так, что хоть пляши!
Здесь - в самой маленькой корзинке
Все, что угодно для души
И я здесь побывал когда-то...
И, повинуясь счету лет,
Я тоже вышел вон, ребята,
И мне, увы, возврата нет.
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы,
Ты поди – ка поводи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...