цикл уроков чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Уроки литературного чтения
по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f._tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.docx | 29.98 КБ |
презентация к уроку | 2 МБ |
урок чтения УМК Гармония | 23.49 КБ |
урок чтения УМК Гармония | 23.34 КБ |
урок чтения УМК Гармония | 23.54 КБ |
tema_i.severyanin_otchego_g.novitskaya_podsnezhnik_v.berestov_mat_-_i_-_machekha.ppt | 894.5 КБ |
paustovskiy_stalnoe_kolechko.pptx | 355.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения №1
по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»
Тема: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»- наизусть. М.Пришвин «Капля и камень»; В.Железников «Три ветки мимозы»
Цели:
- развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
- развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
- развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты.
Школьники должны научиться:
- определять тему и главную мысль произведения;
- анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
- выполнять партитуру стихотворения;
- правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Ход урока:
- Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
II. Подготовка к чтению.
Прочитаем задание № 1
Я предлагаю вам прочитать на музыкальном языке в виде игры “Эхо”. Послушайте (в музыкальном сопровождении учитель исполняет, дети повторяют за ним, как эхо).
ДЕЙ - СТВИ - ТЕЛЬ - НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю ________ПОЗДРАВЛЯЮ
ОГ - ЛЯ- ДЫ - В А - ЮТ - СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ
Прочитаем задание № 2
Учимся читать правильно. Работа в парах.
1 ученик читает с орфографическим написанием.
2 ученик читает с орфоэпическим произношением. Проверка - чтение в парах по цепочке.
Прочитаем задание № 3
Читай целыми словами. Хоровое чтение по карточкам.
а) ИНТЕРЕС (разворачивается согнутая половинка с частичкой ОВАЛСЯ) – ИНТЕРЕСОВАЛСЯ (разворачивается согнутая половинка с частичкой ЗА) – ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ.
б) Чтение с разворотами.
- Как понимаете смысл слова, зашушукались!
ШУ - ШУ - ШУ... Попробуйте сочинить и произнести чистоговорку с этими словами. Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.
- Как будем говорить? (Шепотом)
Зашушукались ребята
Шу - шу - шу, шу - шу - шу,
Нарушая тишину.
в) Чтение с разворотами.
Поучимся с этими словами упражняться в скороговорке.
Познакомьтесь с текстом скороговорки.
Прочитай себе шепотом
медленным темпом
средним темпом
быстрым темпом
- Читаем вслух быстро и покажем движения (имитация - бой в барабан)
Белый баран
Барабанил в барабан.
II. .Мотивация. Постановка целей.
- Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»
- Прослушав замечательную музыку, сделайте вывод какие произведения мы будем изучать на уроке? (О весне)
-Какие чувства возникают при прослушивании этого произведения?
- Откройте учебник и посмотрите, как называется наш раздел ? («Весна идет, весне дорогу!...»)
- Мы познакомимся сейчас со стихотворением замечательного русского поэта.
Информация о поэте
Тютчев Фёдор Иванович (1803 год, село Овстуг Орловской губернии - 1873 год, Царское Село, близ Петербурга) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.
Тютчев Федор Иванович происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие - около 300 стихотворений). Начал печататься в 16 лет, но печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей репутации поэта. Впервые поэзия Тютчева обратила на себя внимание после публикации ряда его стихов в пушкинском "Современнике" в 1836-1837. Первое собрание стихов, выпустил в 1854 Тургенев. Однако прижизненная известность Тютчева ограничивалась кругом литераторов и знатоков.
III Первичное восприятие ( слайд 3)
- аудиозапись в исполнении артистки
IV. Анализ текста.
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
В своем стихотворении поэт использует прием контраста.
- Что такое контраст?
- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)
- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)
На доске – таблички: «Зима», «Весна».
– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)
– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила |
| Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала |
. Подготовка к выразительному чтению.
Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?
Попробуйте передать отношения зимы и весны, их характеры.
Чтение вполголоса
Чтение друг другу ( в парах)
Кто хочет прочитать вслух?
Чтение детьми
Удалось ли тебе передать отношения зимы и весны?
Что получилось?
Что в следующий раз ты прочитал бы по-другому?
Физминутка.
После хорошей работы, следует расслабиться и отдохнуть.
Звучит лёгкая музыка. Учитель очень медленно с завораживающей интонацией произносит:
- В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем...(руки в стороны)
V. Работа с текстом М. Пришвина.
Перед тем как обратится к М. Пришвина «Капля и камень», , я немного расскажу о его творчестве.
Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Первые печатные труды создал по практической агрономии. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 г. Пришвин составил книгу «В краю непуганых птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом.
Писатель умеющий наблюдать природу, видеть такие в ней закономерности, которые распространяются на людей, важны для осознания людьми. Пришвин благодаря тому, что только создавал какие-то природные картины в своих произведениях, но он учил людей как нужно видеть природу.
- Что узнали о Пришвине? (Что он как никто другой умеет наблюдать в природе. Благодаря своим наблюдениям и умению может рисовать природные картины в своих произведениях)
Чтение миниатюры про себя.
- Здесь звучит тема весны, но главным «героем» миниатюры, его главным образом является образ «воды», в виде отдельных капель, находящихся в потоке времени.
- На самом деле вода переходит из твердого состояния (т.е льда), в жидкое.
- Вот и в этой миниатюре, писатель раскрывает, говорит о весне, о капели, но он не ограничивается в этом, он дает урок людям.
- Какой урок давайте его посмотрим, давайте раскроем этот урок.
- Откройте стр. 136. Рассмотрим более внимательно миниатюру. Для начала прочтём про себя ее и ответим на вопрос, о чем же идет речь? (О капле и камне)
- Какой же урок дает писатель? (Если капельки объединятся, то они делают одну и ту же работу «кап-кап-кап-кап», и не только в течение весны, а в течение долгих лет весной, когда вот капает-капает-капает, даже камень, оказывается, твердый, такой могучий, он уступает, разрушается под воздействием капели ).
VI Работа над произведением В.Железникова «Три ветки мимозы»
Чтение рассказа учителем.
-Я буду читать, а вы внимательно за мной следите. Ваша задача при чтении проследить поведение главного героя. Учитель выразительно читает рассказ.
Анализ произведения
а) Беседа по содержанию:
- Какое впечатление вызвало у вас прочитанное?
- Весёлое или грустное произведение читали?
- С чего всё началось?
- Какое событие главное?
- От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?
б) Словесное описание героя. Работа в парах
- Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?
Карточка: МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.
в) Выборочное чтение - Каждую черту характера Вити, докажите чтением текста.
VII. Рефлексия
- Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
- А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
- Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
- Что нового вы узнали из рассказа Пришвина, как он описывает воду? Какие приемы использует?
- Что понравилось? Какие выражения из произведения возьмете в свой лексикон?
- Кто написал произведение «Три ветки мимозы?»
- Кто главный герой, какими качествами обладал мальчик? Какие из этих качеств присущи тебе?
- Какое настроение у вас возникло на уроке?
- За что могли бы себя похвалить?
Написание синквейна об уроке
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
(примерный синквейн)
Чтение
Интересное, увлекательное
Слушаю, читаю, говорю.
Говорим о разном, нравится все.
Творчество.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
(карточки с ответами анализируются учителем после)
VIII. Информация о домашнем задании
Стихотворение Тютчева наизусть и подобрать 5 пословиц к произведению Железнякова
IX. Итог урока
Урок окончен, до свидания….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения №3
по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»
Тема: Н.Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А.Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»); «Весна» («Песни жаворонков снова…»)
Цели:
- развивать умения детей работать с текстом, выразительно читать;
- развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
- развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты.
Школьники должны научиться:
- определять тему и главную мысль произведения;
- анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
- правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Ход урока:
- Организация класса
- Актуализация знаний
- Речевая разминка
Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру очень рад я был шару.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро привязал к шару перо.
- Проверка домашнего задания
- чтение стихотворения И. Северянина наизусть с последующим анализом . Дети самостоятельно анализируют и ставят оценки.
IV. Введение в тему урока и знакомство с 1 произведением.
На фоне спокойной музыки на слайдах маленькие отрывки текста, учитель читает выразительно, дети читают в это время про себя.
Работа по содержанию.
Какие чувства вызывает приход весны у автора?
Что понравилось больше всего из текста в описании весенней природы?
Как ты понимаешь выражение «жизнь заиграла повсюду?»
Какие краски выбрал писатель, чтобы нарисовать картину весны?
Самостоятельное чтение по книге стр. 145-146.
V . Знакомство с произведением А. Плещеева «Весна»
Информация об авторе.
Плещеев Алексей Николаевич (22 ноября (4 декабря) 1825, Кострома — 26 сентября (8 октября) 1893, Париж) — русский писатель, поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Плещеев начал свое образование в школе гвардейских прапорщиков в 1840 г., но вскоре ушел оттуда и в 1843 г. поступил на восточное отделение Петербургского университета. Болезнь, отсутствие средств, неудовлетворенность системой преподавания - все это привело к уходу Плещеева из университета через два года. Он целиком посвящает себя литературе, печатается в «Современнике» и других изданиях, а в 1846 г. выпускает первый сборник своих стихотворений. Огромную популярность получило написанное Плещеевым стихотворение «Вперед! без страха и сомненья», ставшее своего рода революционной прокламацией 40-х годов.
На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года. Скончался Алексей Плещеев в Париже 26 сентября (8 октября) 1893. Тело его перевезено в Москву и погребено.
- Рассмотрите портрет.
-Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)
-Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.
Знакомство со стихотворением (посредствам видеоролика)
Хоть на улице еще не так тепло и комфортно, но с каждым днем весна начинает отвоевывать свои позиции у зимы.
И пусть весна дарит нам всем по больше хорошего настроения, тепла и положительных эмоций.
Звуки природы vы слышым при прослушивании этого стихотворения : Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья.
Весна борется с зимой и полноправно вступает в свои права Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо.
Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек.
- Оправдались ли предположения, касающие названия стихотворения?
- Что описывает поэт?
(Приход весны)
Словарная работа. Подготовка к чтению вслух.
- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.
- Толкование слов: «повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок), «лазурь» (светло-синий цвет, синева) «миновала» (прошла), «заботы» (беспокойство, хлопоты)
Работа над выразительностью
- Какие картины весны наблюдает поэт?
( Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце)
- С каким настроением говорит о них поэт?
(С радостным)
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
(После знаков препинания:
, - раз
. - : ; - раз, два
? ! … - раз, два, три
после заглавия - раз, два, три, четыре, пять )
- Давайте расставим паузы.
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
(Многоточие обозначает более длинную паузу по времени, это длинное тире)
- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ним
(Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы
Выборочное чтение
- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?
- Что сказано о лесе и соловьях?
VI. Рефлексия
Написание синквейна о весне
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
(примерный синквейн)
Весна
Долгожданная, нарядная, красивая
Пришла, наряжается
Природы красота обновляется
Счастье.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
(карточки с ответами анализируются учителем после)
VII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось больше.
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!
Домашнее задание: наизусть выучить стихотворение А. Плещеева «Весна» стр.148
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения №3
по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»
Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО+ музыка) "Весна идет, весне дорогу!" (3-й класс, программа "Гармония")
Тема: Весна идет, весне дорогу! Н.Сладков «Ивовый пир»; Я.Аким «Апрель»
Цели:
- Обобщить знания детей по изученному форзацу о весне.
- Учить интонационно правильному выразительному чтению.
- Развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном и услышанном.
- Учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе и музыке.
Оборудование:
1) Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» (3-й класс, 4-я часть).
2) Портреты писателей (Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой, А. Фет, Л. Чарская, А. Блок, Е. Благинина).
3) Карточки к игре «Путаница».
4) Карточки на партах (осенний лист и подснежник), музыкальные произведения, цветные карандаши.
5) Кузина, Кубышкина «Рабочая тетрадь» (изо, 3-й класс).
6) Слайды презентации. (Приложение)
Ход урока
I. Мозговая гимнастика
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. В нем соединились вместе несколько уроков: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Мы вспомним изученные произведения, интонационно правильно, выразительно будем читать их, научимся сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию.
Ребята, откроем форзац учебника и вспомним, какую последнюю тему закончили в этой части учебника. (Весна идет, весне дорогу!)
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна, веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
III. Игра «Ассоциация»
Учитель: Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»? (Работа в парах).
- А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)
Обобщение записанных слов на доске учителем сопровождается показом слайдов 2, 3, 4.
- Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.
IV. Игра «Путаница»
(Слайд 5)
Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки.
Ф. Тютчев |
| Весна |
А. Блок |
| Дивные звуки |
Е. Благинина |
| Зима недаром злится |
А. Плещеев |
| Вербочки |
Л. Чарская |
| Ласточка примчалась |
А. Майков |
| Черемуха |
После выполнения открыть слайд 6 с правильными ответами.
Ф. Тютчев |
| Зима недаром злится |
А. Блок |
| Вербочки |
Е. Благинина |
| Черемуха |
А. Плещеев |
| Весна |
Л. Чарская |
| Дивные звуки |
А. Майков |
| Ласточка примчалась |
Проверка.
Учитель: Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.
Чтение стихов наизусть.
- Какой сейчас идет месяц? Кто посвятил свое произведение этому месяцу?
Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель», стр. 168.
Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут песни, журчат ручьи, или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну.
V. Музыкальная шкатулка
(Слайд 7)
Учитель: Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы - пьеса Георгия Свиридова «Весна. Осень». Вы знаете, что такое музыкальная форма? (Ответы детей.)
Построение музыкального произведения.
- Молодцы! Значит, вам не составит труда определить, сколько частей в произведении Свиридова. (Две.)
Но эта задача легкая, так как подсказка в самом названии. Теперь же вам надо определить в какой части изображена весна, а в какой осень.
ПРОСЛУШИВАНИЕ. Г. Свиридов «Весна. Осень». Дети поднимают картинки с изображением подснежника или желтого листочка.
- Посмотрите на слова, характеризующие музыку 1-й части - ВЕСНА и 2-й части - ОСЕНЬ. Выберите их по назначению. (Слова на доске или слайд 8.)
ГРУСТНАЯ
ТОСКЛИВАЯ
ЗАУНЫВНАЯ
ПАСМУРНАЯ
ПЕЧАЛЬНАЯ
СВЕТЛАЯ
ПРОЗРАЧНАЯ
СОЛНЕЧНАЯ
РАДОСТНАЯ
Учитель: Пали морозы. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце, Земля скинула с себя простыни снега и лежит влажная и тяжелая, прислушиваясь к неуклюжему рокоту талой воды. Природа проснулась.
Утром года назвал это время поэт. На проталинах тянется к солнечному теплу первый подснежник.
Появляется подснежник (слайд 9), затем другие цветы - пролеска, мать-и-мачеха, первоцвет. (Слайд 10).
В лесу, где березки толпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Учитель: Какие произведения были посвящены весенним цветам? (В. Железников «Три ветки мимозы» стр.137, Г. Новицкая «Подснежник», стр. 143, В.Берестов «Мать-и-мачеха», стр.143).
Как одним словом называются первые весенние цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ. Само название говорит о том, что они цветут первыми.
Работа в тетради по изобразительному искусству. (Слайд 11. Поэтапное рисование первоцвета.)
Учитель: Ребята, я прочитаю только отрывок из стихотворения А. Фета. (Cтр. 161, 2-е четверостишие.)
- Так какие же деревья проснулись в лесу?
Дети называют автора и его произведение. Н. Сладков» Ивовый пир», А. Блок «Вербочки», Е. Благинина» Черемуха».
- Каким стихотворением заканчивается раздел чтения «Весна идет, весне дорогу!»?
Стихотворение Л. Чарской «Дивные звуки». (Ученик читает это стихотворение наизусть.)
- Какому празднику посвятил поэт это стихотворение? Какое настроение создает это стихотворение?
VI. Итог урока
- Чтобы у вас было отличное весеннее настроение, в память о нашем уроке мы подарим вам песню о весне! (Дети поют песню о весне или звучит песня. Песня сопровождается картинками о весне, слайды №12-28.)
Стихи о весне
1) Ну, весна, как дела?
Для чего тебе метла?
Для чего тебе ручьи?
И лучи, что горячи?
-У меня уборка:
Снег смести с пригорка,
Мусор смыть с дорожек.
Я лужайки посушу,
Вас на праздник приглашу.
2) Жаворонки прилетайте к нам,
Красу-весну принесите нам.
А зимушку отнесите от нас.
3) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения №2
по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»
Тема: И.Северянин «Отчего?»; Г.Новицкая «Подснежник»; В.Берестов «Мать – и - мачеха»
Цель урока - знакомство со произведениями разных поэтов о весне.
Задачи:
- развивать умение выразительно читать стихотворения;
- расширять кругозор детей через познавательную активность;
- учить сочинять короткие стихотворения по заданной рифме (буриме);
- прививать любовь к поэзии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово.
Я - (Весна) - красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!
- Назовите ключевое слово.
- Определите литературный жанр произведения.
- Кто может сформулировать тему урока?
3. Подготовка к восприятию текста.
- Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)
- Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение)
- Послушайте четверостишье нашего сегодняшнего автора и подумайте, что можно сказать о человеке по этим строкам.
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте!
-Ребята, что можно сказать о поэте по этим нескольким строчкам? (Жил просто, любил природу, вдохновенно писал о красоте земли).
-Так мог сказать только такой человек, который любит природу и видит эту красоту. И этим человеком является русский поэт, певец природы Иван Северянин (сообщение о жизни и творчестве подготовил ученик)
Настоящая его фамилия Лотарёв, а Северянин – псевдоним, который он присоединил к имени, возможно, подчеркивая влюбленность в северную природу и Россию, северную страну. Игорь Северянин родился в Петербурге. В роду у его матери был историк Карамзин и поэт Фет. Он рано начал писать стихи. А широкую известность приобрел тем, что он великолепно исполнял свои стихи. В 1918 году он выехал в Эстонию, и больше ему не пришлось жить в Петербурге, но сердцем он был неразрывно связан с русской землей. Ей он посвящал свои лирические стихотворения. Игорь Северянин тонко воспринимал природу и один из немногих ещё в начале века стремился её защитить. В его стихах – большая сила яркого поэта, защитника человека, природы.
4. Знакомство со стихотворением
Учитель читает наизусть
5. Работа по содержанию
- Что необычного в этом стихотворении? ( построено в форме ответа на вопрос).
6. Речевая разминка :
-чтение шепотом медленно
- звукоподражание
- чтение слов с разновеликим шрифтом.
7.Знакомство со стихотворением Г. Новицкой (читают самостоятельно)
(сообщение о жизни и творчестве подготовил ученик)
Галина Михайловна Новицкая (1933-2000) - поэтесса, прозаик, переводчик.
Родилась и всю жизнь прожила в Ленинграде – Санкт-Петербурге.
Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была узником фашистских лагерей на территории Литвы.
В 1956 году Г. Новицкая окончила радиотехническое училище в Ленинграде.
Стихи Галина Новицкая начала писать рано, ещё в четвёртом классе школы. Позже занималась в литературном объединении при газете «Смена», которое вёл поэт Г. Б. Гоппе.
Первая газетная публикация Галины Новицкой была в 1957 году.
С 1960 года профессиональный литератор.
Большая часть творчества Новицкой – это стихи для детей, в которых поэтесса создала неповторимую атмосферу красоты и хрупкости мира. Итогом творчества для детей стала книга «В зоопарке шёл урок», вышедшая в 1988.
Первая книга лирики для взрослых – «Колючая красота» - вышла в 1968.
Что такое подснежник? Это символ надежды , посмотрите об этом видеосюжет
Что нам автор рассказывает этим стихотворением?
- Ваши впечатления?
- Видим ли мы цветок? Какие слова помогают это понять?
- Найдите в тексте слова, при помощи которых автор передаёт желание подснежника появиться поскорее.
- Кто поможет выбраться наружу цветку?
8. Чтение стихотворения детьми:
Работа над выразительностью чтения:
- Какие чувства испытывает подснежник, спеша к нам на Землю?
- Чему он радуется?
- С какой интонацией нужно читать стихотворение?
- Как относится автор к подснежнику? Мы должны показать интонацией его отношение к цветку. Какие строчки это подсказывают? (Не сорву, а только дотронусь до цветка). Он относится к подснежнику как к живому человеку, хочет защитить его, понимая, какой он маленький и беззащитный.
- Позовём на помощь волшебника- логическое ударение. Отметьте карандашом в тексте слова, которые вам хотелось бы отметить голосом.
Самостоятельное чтение:
- Прочтите сначала шёпотом;
- Чтение стихотворения вслух.
9. Знакомство с рассказом Берестова «Мать и мачеха»
Начинает читать учитель, затем дети продолжают.
К какому жанру можно отнести это произведение?
10. Составление буриме.
Составление стихов по заданной рифме (буриме).
-Сегодня вы побывали в роли шифровальщиков - расшифровывали слова, в роли чтецов – читали и рассказывали стихотворения, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли поэтов. Давайте попробуем сочинить короткие стихотворения. Работать будем по вариантам.
1 вариант: 2 вариант:
…картинки …весна
…травинки …ото сна
…почки …настает
…листочки …поет
- Какие стихотворения у вас получились?
11. Рефлексия
- Весной разбужены эти прекрасные весенние цветы, а какие чувства проснулись сегодня в вашей душе?
- Что вас особенно удивило?
- Давайте попробуем подвести итог нашей творческой мастерской и сочиним вместе небольшой рассказ.
Завершая наш урок , я предлагаю вам охарактеризовать весну. Подберите на каждую букву слова «Весна» слова, которые отражают ее основные признаки
(вид педагогической технологии «Круги на воде») . Дети характеризуют Весну, олицетворяя ее.
В -
Е -
С -
Н -
А -
- Хотелось бы увидеть, какое настроение вы унесёте после урока? Возьмите и покажите цветок такого цвета, который передаёт ваши чувства, ваше настроение. (На партах у каждого ребенка лежит набор цветов. Их цветовая гамма выбирается и оценивается по методике Лутошкина Д.)
- Спасибо! Я увидела…
12. Итог урока:
Спасибо за ваше творчество, за внимательное отношение к художественному слову, за прекрасные минуты общения, за доброту, за любовь к природе, которую я не могла сегодня не заметить…
Домашнее задание ( пересказ произведения В. Берестова и рисунок к нему)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я - _______- красна, бужу землю ото сна. Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речек лёд, Светлым делаю восход!
Игорь Васильевич Лотарев , известный под псевдонимом Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин) (4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Петербург — 20 декабря 1941, Таллин) — русский поэт «серебряного века
Словарная работа * Зефир – приятный легкий ветер.
Чтение шепотом медленно : 1 Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у нас в руках шары. Ру-ру-ру - бью рукою по шару. Да-да-да - из трубы бежит вода. До-до-до - на дереве гнездо. Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды. Ду-ду-ду - с мамой я домой иду. Та-та-та - в нашем классе чистота. Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Игры на звукоподражание: На птичьем дворе . Наша уточка с утра... Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда... Га, га, га! Наши курочки в окно... Ко, ко, ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет..- Ку-ка-ре-ку!
. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом ПЫлеСОС СнеГИри ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК МОлОКо шкОЛьНиКИ маТЕМатиКА РиСУноК
Галина Михайловна Новицкая (1933-2000)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф урока Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном
К.Г. Паустовский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл уроков математики
Планы уроков по математике...
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.
Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....
Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс
Цели:Познакомить обучающихся с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать коммуникативные умения: выделять главную мысль те...
Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру
Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2. Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3. Орган...
«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр.
«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр....
Цикл уроков внеклассного чтения по патриотическому воспитанию в начальной школе
Данные уроки является уроками внеклассного чтения в начальной школе, система запланированных уроков по реализации патриотического самосознания и воспитания учащихся при изучении творчеств выдающихся ...